Конспект занятия для средней группы по развитию речи использованием ТРИЗ- технологий на тему «Домашние животные и птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

 Левченко Валерия Александровна

Конспект занятия для средней группы по развитию речи использованием ТРИЗ- технологий на тему

«Домашние животные и птицы»

 

Цель: развивать у детей связную речь, а также такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, поисковая активность. Расширять представление детей об окружающем мире. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия для средней группы по развитию речи использованием ТРИЗ- технологий на тему

«Домашние животные и птицы»

Цель: развивать у детей связную речь, а также такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, поисковая активность. Расширять представление детей об окружающем мире. 

Задачи:

Образовательные:

- обобщение и систематизация знаний о домашних животных и птицах, и их особенностях;

- учить понимать, оценивать чувства и поступки других;

- формировать заботливое отношение к домашним животным.

Развивающие:

-совершенствовать навыки ведения диалога, формирования фразы;

- учить распространять предложения путем введения определений, однородных членов предложения;

- развивать психические процессы (зрительное и устное восприятие, внимание, память, речь);

- развивать воображение;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к животному миру;

  - продолжать воспитывать культуру общения;

 - формировать доброжелательность в общении.

Активизация словаря: телёнок, корова, жеребёнок, лошадь, ягнёнок, овца, баран, гусёнок, гусыня, утёнок, пёс, щенок, селезень, хлев, сарай, друг.

Предварительная работа: проведение занятия по развитию речи на тему

«Домашние животные и птицы».

Материал и оборудование: картинка бабушки, сарая, животных, выведенная на экран телевизора, картинки изображениями домашних животных и птиц, сарая, ауди сообщение от бабушки.

Используемые технологии (методы): ТРИЗ технология, проблемная ситуация, сюрпризный момент, игра на сравнение систем, упражнение, игры на формирование умения выделять функции объекта

Демонстрационный материал: модель деревянного дома, деревьев; игрушки животных с их детенышами: корова - теленок, свинья - поросенок, коза - козленок, лошадь - жеребенок, овца - ягненок, собака - щенок, кошка –котенок;   мнемотаблица.

Организационный моментЗанятие проводится с картинки бабушки, выведенной на экран телевизора.

Вступительная часть: (ауди сообщение)

Бабушка:   Здравствуйте ребята, меня зовут бабушка Маша. Я живу в деревне. У меня есть ферма на ней живут домашние животные.

Пару дней назад на ферме случилась беда. Животные на скотном дворе обидели свинью, которую зовут-Свинка, сказав, что она грязнуля и лентяйка, потому что только и делает, что купается в грязи и нежится на солнышке. Свинья обиделась и уже второй день не выходит из сарая и ни с кем не общается. Помогите пожалуйста помирить Свинку с животными.

Основная часть:

 ВоспитательПоможем, ребята, помериться животным и птицам со свинкой?

Дети: Да!

Воспитатель:  тогда поиграем в игру « В сарае»

Игры на сравнение систем «Теремок»  

Правила игры: детям раздаются предметные картинки с домашними животными и птицами. Один ребенок выполняет роль ведущего, в данном случае - свинки. Сидит в «теремке», в нашем случае в «сарае». Каждый приходящий в «сарае» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в сарайчике живет?»

Примечание:  В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или видовой принадлежности.

Ход игры:   Похожести у объектов живого мира.

Дети:  Тук-тук. Кто в сарайчике живет?

Ведущий: Это я, свинка. А ты кто?

Дети:  Я кошка, пусти меня к себе!

Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем кошка, похожа на меня, свинку.  

Дети: Мы оба любим погреться на солнышке.

Дети:  Тук-тук. Кто в сарайчике живет?

Ведущий: Это я, свинка. А ты кто?

Дети:  я баран, пусти меня к себе!

Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем баран, похожа на меня, свинку.  

Дети: У меня такие же копыта как у тебя!

Дети:  Тук-тук. Кто в сарайчике живет?

Ведущий: Это я, свинка. А ты кто?

Дети:  я пёс, пусти меня к себе!

Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем пёс, похож на меня, свинку.  

Дети: У меня тоже четыре ноги, как и у тебя!

Дети:  Тук-тук. Кто в сарайчике живет?

Ведущий: Это я, свинка. А ты кто?

Дети:  я курица, пусти меня к себе!

Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем баран, похожа на меня, свинку.  

Дети: я тоже живу на деревенском дворе!

Возможные подсказки для детей : у нас один хозяин, ты и я домашние животные, у нас одинаковое строение: туловище, голова, 2 уха,  хвост , мы относимся к природному миру, живой природе и т.д.

ВоспитательСвинка немножко осмелела, когда к ней пришли другие звери и решила выйти из сарая.

 Свинка: Ой ребята где же мои дети, я пока обижалась совсем о них забыла. ВоспитательВот они твои дети.

Д/И «Назови детеныша»

Воспитатель: Ребята, давайте напомним, как зовут детеныша свиньи? (поросенок)

У Козы-козленок и т.д.

Физкультминутка «Хрюшка»

Я маленькая хрюшка

На солнце грею брюшко

И розовые ушки стали на макушке

Глазки я закрыла, про пятачок забыла,

На солнце загорел и сильно покраснел.

Воспитатель: Какое животное вам понравилось? Расскажите по схеме.

Рассказывание по мнемотаблице.

1-2 ребенка по мнемотаблице рассказывают о понравившемся животном.

Предполагаемые ответы детей: Собака – домашнее животное, живет в будке, питается мясом, грызет косточки.

Заключение:

ВоспитательДавайте , что бы бабушка Маша была наверняка спокойной, что её животные вновь не поссорятся  напоследок поиграем в шуточную игру

 « Дразнилку».

Игры на формирование умения выделять функции объекта «Дразнилка».

Правила игры: Ведущим называется животное или домашняя птица. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др.

Ход игры: Воспитатель: Кошка.

Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка … Воспитатель: Собака.

Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище….. и т.д.

Воспитательхорошо пошутили, ребята!  Думаю теперь домашние животные и птицы точно не будут обижаться  друг на друга.

Бабушка: Благодарю вас, ребята. Спасибо, что вы помирили мою свинью с другими животными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в средней группе по ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии на тему: "Стоит в поле теремок"

Дети принимают участие во всех играх с использованием ТРИЗ технологии, очень заинтересованы. Очень хорошо, что занятие построено в игровой форме, что вызывает у детей большее желание узнавать что-то н...

Конспект занятия для средней группы по развитию речи. «Дикие животные»

Посетить вместе с детьми волшебный зимний лес. Вспомнить названия диких животных ,их повадки....

Конспект занятия в средней группе по развитию речи "Животные жарких стран"

Обобщение знаний детей об африканских животных. Хищники и травоядные. Отличия от животных нашего региона....

Конспект занятия в средней группе по развитию речи "Домашние животные"

Конспект занятия в средней группе по развитию речи "Домашние животные"...

Конспект занятия для средней группы по развитию речи использованием ТРИЗ- технологий на тему «Домашние животные и птицы»

В основу занятия положена проблемная ситуация, которая решается детьми с применением ТРИЗ технологий....