Конспект занятия для средней группы по развитию речи использованием ТРИЗ- технологий на тему «Домашние животные и птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Фурманец Ирина Владимировна

В основу занятия положена проблемная ситуация, которая решается детьми с применением ТРИЗ технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_triz_po_razvitiyu_rechi.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для средней группы по развитию речи использованием ТРИЗ- технологий на тему «Домашние животные и птицы»

Образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация.

Цель: развивать у детей связную речь, а также такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, поисковая активность. Расширять представление детей об окружающем мире. 

Задачи:

Образовательные:

- обобщение и систематизация знаний о домашних животных и птицах, и их особенностях;

- учить понимать, оценивать чувства и поступки других;

- формировать заботливое отношение к домашним животным.

Развивающие:

-совершенствовать навыки ведения диалога, формирования фразы;

- учить распространять предложения путем введения определений, однородных членов предложения;

- развивать психические процессы (зрительное и устное восприятие, внимание, память, речь);

- развивать воображение;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к животному миру;

 - воспитывать культуру взаимоотношений, уважение друг к другу;

 - продолжать воспитывать культуру общения;

 - формировать доброжелательность в общении.

Активизация словаря: телёнок, корова, жеребёнок, лошадь, ягнёнок, овца, баран, гусёнок, гусыня, утёнок, пёс, щенок, селезень, хлев, сарай, друг, ссора, обида.

Предварительная работа: проведение занятия по развитию речи на тему

«Домашние животные и птицы».

Материал и оборудование: кукла наряженная бабушкой, картинки или маски изображениями домашних животных и птиц, сарая.

Используемые технологии (методы): ТРИЗ технология, проблемная ситуация, сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика,  игра на сравнение систем, упражнение, игры на формирование умения выделять функции объекта.

Список литературы: 

- Белоусова Л.Б. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ Под редакцией Б. Б. Финкелынтейн.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 — 128 с.

-  Гин С.И. "Заятия по ТРИЗ вдетском саду" Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Литагент «ТРИЗ-Профи»2013 – 76с.

- Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004- 52 с.

Организационный момент: Занятие проводится с куклой-бабушкой.

Вступительная часть:

Воспитатель: Ребята, сегодня в гости к нам снова пришла бабушка Нина.

Бабушка: Здравствуйте, ребята!  Пару дней назад на ферме случилась беда. Животные на скотном дворе обидели свинку, сказав, что она грязнуля и лентяйка, потому что только и делает, что купается в грязи и нежится на солнышке. Свинка обиделась и уже второй день не выходит из сарая и ни с кем не общается.

Основная часть:

 Воспитатель: Поможем, ребята, помериться животным и птицам со свинкой?

Дети: Да!

Воспитатель:  тогда поиграем в игру « В сарае»

Игры на сравнение систем «Теремок»  

Правила игры: детям раздаются предметные картинки с домашними животными и птицами. Один ребенок выполняет роль ведущего, в данном случае - свинки. Сидит в «теремке», в нашем случае в «сарае». Каждый приходящий в «сарае» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в сарайчике живет?»

Примечание:  В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или видовой принадлежности.

Ход игры:   Похожести у объектов живого мира.

Дети:  Тук-тук. Кто в сарайчике живет?

Ведущий: Это я, свинка. А ты кто?

Дети:  Я кошка, пусти меня к себе!

Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем кошка, похожа на меня, свинку.  

Дети: Мы оба любим погреться на солнышке.

Дети:  Тук-тук. Кто в сарайчике живет?

Ведущий: Это я, свинка. А ты кто?

Дети:  я баран, пусти меня к себе!

Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем баран, похожа на меня, свинку.  

Дети: У меня такие же копыта как у тебя!

Дети:  Тук-тук. Кто в сарайчике живет?

Ведущий: Это я, свинка. А ты кто?

Дети:  я пёс, пусти меня к себе!

Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем пёс, похож на меня, свинку.  

Дети: У меня тоже четыре ноги, как и у тебя!

Дети:  Тук-тук. Кто в сарайчике живет?

Ведущий: Это я, свинка. А ты кто?

Дети:  я курица, пусти меня к себе!

Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем баран, похожа на меня, свинку.  

Дети: я тоже живу на деревенском дворе!

Возможные подсказки для детей : у нас один хозяин, ты и я домашние животные, у нас одинаковое строение: туловище, голова, 2 уха,  хвост , мы относимся к природному миру, живой природе и т.д.

Воспитатель: свинка немножко осмелела, когда к ней пришли другие звери и решила выйти из сарая. Давайте ребята теперь скажем свинке , что-нибудь доброе, о том какая она?  

 Упражнение «Комплименты»

Дети по очереди называю «комплименты» для свинки, начиная со слов  «Ах, какая ты….!» , « Ах, какое у тебя….!» , «Ах, как ты….!»

Дети:  «Ах, какая ты  весёлая, забавная!»

« Ах, какой у тебя пяточек, хвостик»! и прочие.

 Воспитатель: смотрите, ребята, какая свинка стала весёлая! Ведь у неё кругом друзья!

Пальчиковая гимнастика « У меня кругом друзья»

Со мной здоровался петух: «Ку-каре-ку!» — пропел он вслух.

(Ладонь вверх, указательный палец   опирается   на   большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх).

 «Ко-ко»,— услышал я от кур.

(Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении).

Мурлыка-кот мурлыкнул: «Муррррр...»

А пес Барбос, меня узнав, Пролаял вежливо: «Гав! Гав!»

(Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается).

 И протянул теленок: «Мууууу...» Мол, здравствуй, Скучно одному.

(Показывают рожки на голове).

 И воробей на ветке вмиг Чирикнул: «Жив я, чик-чирик!»

 (Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы — головка, остальные сомкнутые пальцы — крылья. Помахать ими).

 «Как хорошо, — подумал я,— Что у меня кругом друзья».

 (Развести руки в стороны, сомкнуть с другом в рукопожатии).

Воспитатель: отлично ребята, животные снова подружились со свинкой.

А давайте проверим как они дружны ли между собой?

Игра на формирование умения выделять функции объекта «Мои друзья»  

Правила игры: Ведущий просит детей называть себя в качестве какого - либо животного. Дети определяют кто они (берут роль домашнего животного или птицы). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему. Ведущий ребенок.

 Воспитатель: Я – свинка. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки (животные, птицы, дополнительные ответы: ветер, вода и т.д.).  

Воспитатель: Я – корова. Мои друзья, те кто даёт молоко ( коза) и те у кого есть копыта ( баран, овца, осёл, свинка, лошадь)

Воспитатель: Я – осёл. Мои друзья – это те, кто может перевозить тяжёлые грузы (лошадь), а ещё те, кто имеет копыта (коза, овца, поросёнок).

Воспитатель: Я – утка.  Мои друзья те, кто несут яйца (курица, гусыня, перепёлка).    

Воспитатель: Я – петух. Мои друзья те, кто умеют летать (селезень, утка, курица)

Воспитатель: а все вместе  они дружат потому что….?

Дети:  живут в одной деревне; на одной ферме; на одном дворе; в одном хлеву; у них один хозяин и т.д.

Воспитатель: Верно, ребята! И животные не обижаются друг на друга по пустякам.

Заключение:

Воспитатель: Давайте , что бы бабушка Нина была наверняка спокойной, что её животные вновь не поссорятся  напоследок поиграем в шуточную игру « Дразнилку».

Игры на формирование умения выделять функции объекта «Дразнилка».

Правила игры: Ведущим называется животное или домашняя птица. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др.

Ход игры: Воспитатель: Кошка.

Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка … Воспитатель: Собака.

Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище….. и т.д.

Воспитатель: хорошо пошутили, ребята!  Думаю теперь домашние животные и птицы точно не будут обижаться  друг на друга.

Бабушка: Благодарю вас, ребята! И прощаюсь с вами, мне пора ехать домой, в деревню!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в средней группе по ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии на тему: "Стоит в поле теремок"

Дети принимают участие во всех играх с использованием ТРИЗ технологии, очень заинтересованы. Очень хорошо, что занятие построено в игровой форме, что вызывает у детей большее желание узнавать что-то н...

Конспект занятия в средней группе по развитию речи с использованием мнемотехнике по теме: «Рассказывание сказки «Теремок»

Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить ...

Конспект занятия в средней группе по развитию речи с использованием мнемотехнике по теме: «По следу жадных медвежат»

Это очень увлекательное занятие. Освоив даже самые простые приемы можно с легкостью в этом убедиться, к тому же навык специального запоминания дает массу полезных преимуществ....

Конспект занятия в средней группе по развитию речи "Домашние животные"

Конспект занятия в средней группе по развитию речи "Домашние животные"...

Конспект занятия для средней группы по развитию речи использованием ТРИЗ- технологий на тему «Домашние животные и птицы»

Конспект занятия для средней группы по развитию речи использованием ТРИЗ- технологий на тему «Домашние животные и птицы» Цель: развивать у детей связную речь, а также такие качес...