Развитие речи в подготовительной к школе группе. "Сказочные герои"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шеванкова Ирина Анатольевна

План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Сказочные герои. Лексико-грамматические упражнения.

Цели: получение навыка диалоговой речи.

Задачи:

Образовательные:

  • обогащать и активизировать словарь;
  • закреплять умение отвечать на вопрос полным распространенным предложением.

Развивающие:

  • развивать навыки фонематического анализа;
  • развивать навыки подбора антонимов слова;
  • развивать связную речь.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать любовь к фольклору;
  • воспитывать уважительное отношение к мнению других членов коллектива.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Сказочные герои. Лексико-грамматические упражнения.

Цели: получение навыка диалоговой речи.

Задачи:

Образовательные:

  • обогащать и активизировать словарь;
  • закреплять умение отвечать на вопрос полным распространенным предложением.

Развивающие:

  • развивать навыки фонематического анализа;
  • развивать навыки подбора антонимов слова;
  • развивать связную речь.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать любовь к фольклору;
  • воспитывать уважительное отношение к мнению других членов коллектива.

Материалы: мяч, запись текста физкультминутки, карточка со слогом «……», карточки с картинками со слогом на каждого ребенка, карточки со слова «карета», «тыква», «корона», «метла».

Ход занятия

Мотивационный этап.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, меня ждал сюрприз – красивая шкатулка. Мне очень хотелось ее открыть, но набралась терпения и дождалась, когда вы все придете. Предлагаю пойти и посмотреть вместе.

Чтобы всем было видно, предлагаю сесть на подиум. Ой! Смотрите, тут еще и записка. Я прочитаю, что в ней написано, а вы слушайте внимательно!

Отгадывание загадки

Скорей бы приблизился вечер,

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал!

Никто во дворце не узнает,

Откуда я, как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь.

О ком идет речь?

Дети угадывают.

Давайте проверим. Открываем шкатулку, а там … Золушка! Ребята, а из какой сказки этот персонаж? Верно, сказка называется «Золушка». Ее написал французский сказочник Шарль Перро. Это авторская сказка.

Вернемся к загадке: «Скорей бы приблизился вечер, и час долгожданный настал». Долгожданный, как вы понимаете это слово? Что означает слово «долгожданный»?

А вот ещё интересное слово «полночь». «И только лишь полночь настанет»… Что такое полночь?

«К себе на чердак я вернусь». Куда вернется Золушка?

Как много интересных слов! И как важно ценить каждое сказанное слово!  Когда мы умеем правильно выражать свои мысли словами, тогда другим людям нас легче понимать. А разговариваем мы не просто отдельными словами, но складываем их в предложения. Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Скажи правильно». Я буду говорить просто слова, а вы попробуйте сложить из них предложение. Например: Колобок, дорожка, по, катиться. – Колобок катится по дорожке. Кто автор этой сказки?

Дидактическая игра «Скажи правильно».

  1. Носить, сапоги, кот. – Кот носил сапоги. (Лёва)
  2. На, горошина, принцесса. – Принцесса на горошине. (Тихон)
  3. Пол, Золушка, мыть. – Золушка мыла пол. (Артем)
  4. Ванечка, унести, гуси-лебеди. – Гуси-лебеди унесли Ванечку.
  5. Была, тыква, из, карета. – Карета была из тыквы.
  6. Петушок, утащить, лиса. – Лиса утащила петушка.
  7. Теремок, новый, построить, звери. – Звери построили новый теремок.
  8. Мышка, по, бежать, полю. – Мышка бежала по полю.
  9.  Красная, съесть, шапочка, волк. – Волк съел Красную Шапочку.
  10.  Джин, лампа, в, жить. – Джин живёт в лампе.
  11.  Буратино, у, нос, длинный. – У Буратино длинный нос.
  12.  Избушка, ножки, на, курьи. – Избушка на курьих ножках.
  13.  Океан, в, Русалочка, жить. – Русалочка живет в океане.
  14.  Гномы, Белоснежка, семь, любить. – Семь гномов любили Белоснежку.
  15.  Найти, волшебная, Аладдин, лампа. – Аладдин нашел волшебную лампу.
  16.  Стрела, царевич, пустить, Иван. – Иван царевич пустил стрелу.
  17.  Сделать, папа, Буратино, Карло.  – Папа Карло сделал Буратино.
  18.  Незнайка, шляпа, носить, синяя. – Незнайка носит синюю шляпу.
  19.  Дюймовочка, старая, унести, жаба. – старая жаба унесла Дюймовочку.
  20.  Откусить, Белоснежка, яблоко, отравленный. – Белоснежка откусила отравленное яблоко.
  21.  Золушка, бал, на, приехать. – Золушка приехала на бал.
  22.  Пойти, падчерица, подснежники, за. – Падчерица пошла за подснежниками.
  23.  Коса, у, длинная, Рапунцель. – У Рапунцель длинная коса.

Вот как много сказок мы с вами вспомнили и потренировались правильно строить предложения.

Предлагаю немного подвигаться и размять своё тело.

Физкультминутка «Сказка даст нам отдохнуть»

(Дети повторяют описываемые движения.)

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем — и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

— Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево — вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

— Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной Шапочки совет:

— Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь!

После физкультминутки дети проходят в групповую и садятся за столы.

 Дидактическая игра «Самое длинное слово»

Ребята, Золушка мне подсказывает, что в шкатулке есть еще кое-что. Посмотрим! Вот, что я нашла в шкатулке: слова. Кто может прочитать? Верно? Да это слово «корона», а это – «карета»…и т.д. мачеха приказала Золушке перебрать слова и найти самое длинное. Детям предлагается помочь Золушке, определить сколько слогов в словах карета, корона, тыква, метла, пол, бал, камин, наряд, король, королева.

Спасибо, ребята!

Нахождение слога в слове.

Золушка: «Ребята, посмотрите, из страны сказок к нам попал слог «ЛУ». Он говорит, что ему грустно одному, он хочет, как Золушка всем помогать, со всеми дружить, и в словах служить. Детям предлагается обвести картинки со слогом «ЛУ» на карточке и показать ему, его важность.

Дидактическая игра «Антонимы»

Вы помните, ребята, что за слова такие, которые называются антонимы?

Верно, это слова противоположные по значению.

Вот клубочек не простой, поиграем мы с тобой!

Воспитатель объясняет детям правила игры и приводит пример.

Воспитатель называет предложение, передает клубочек ребенку и просит закончить предложение:

  1. Мальчик-с-пальчик не большой, а … маленький
  2. Ступа бабы Яги не новая, а … старая
  3. Перышко не тяжелое, а … легкое
  4. Сапоги-скороходы были не чистые, а … грязные
  5. Сказок знаем мы не мало, а … много
  6. Корзинка не пустая, а … полная
  7. У зайца хвост не длинный, а … короткий
  8. Великан не низкий, а … высокий
  9. Ивовый прутик не толстый, а … тонкий
  10.  Цветик-семицветик не искусственный, а … живой
  11.  Лягушка в болоте не сухая, а … мокрая
  12.  Молодильное яблоко не колючее, а… гладкое
  13.  У Снегурочки волосы не темные, а … светлые
  14.  Жар-птица не тусклая, а … яркая
  15.  Петрушка не грустный, а … веселый
  16.  Кощей Бессмертный не бедный, а … богатый
  17.  Колобок катился не по кривой дорожке, а по … прямой
  18.  Топор в каше был не острый, а … тупой
  19.  Василиса Премудрая знает загадки не простые, а … сложные
  20.  Мачеха у Золушки не добрая, а … злая
  21.  Скакал Иван царевич не близко, а …далеко
  22.  Пироги в печке были не холодные, а … горячие
  23.  Волшебная пещера была не открыта, а закрыта.

Мой любимый герой

Нескольким детям (выбираем лотереей) предлагается рассказать о своём любимом сказочном герое, объяснить, почему именно этот герой любимый.

Начать так: «Мой любимый сказочный герой – Золушка, потому что она добрая, ласковая, работящая, отзывчивая, красивая. Мне бы хотелось быть на нее похожей.

Рефлексия

Что мы сегодня делали на занятии? Что вам понравилось больше всего?

Тренировались в правильном составлении предложений

Делили слова на слоги

Играли в антонимы

Рассказывали про любимых героев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе "Сказочная математика"

Данное занятие проводится в феврале ( в конце учебного года). Занятие построено по мотивам сказки "Снежная королева", что позволяет детям быть постоянно активными на занятии, за счет динамичного сюжет...

КОНСПЕКТ НОД в подготовительной к школе группе "Сказочная безопасность"

Цель данного мероприятия обобщить знания детей по теме "ОБЖ" с помощью сказок....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ в подготовительной к школе группе «Сказочная служба спасения»

Программное содержание: Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на улице, в природе и дома. Упражнять в закреплении умения вести себя в экстренных ситуациях, развивать способности к об...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Сказочная путаница»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Сказочная путаница»...

Конспект образовательной ситуации по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе «Сказочные пальчики»

Развивать диалогическую речь посредством пальчиковых игрО: формировать умение работать в паре и выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстником (объединяя в пары в первую очереди коммуник...

Проект по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы "Города-герои Великой Отечественной войны"

Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм - сложное человеческое чувство, которое включает в себя любовь к родным и близким ...