«Сказочное путешествие»
методическая разработка по развитию речи

Петрова Светлана Николаевна

Конспект НОД по сказкотерапии с детьми  разновозрастной группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по сказкотерапии с детьми

разновозрастной группы «Сказочное путешествие»

Цель: систематизировать знания детей о русских народных сказках через игру – путешествие. Развитие способностей невербальной коммуникации в условиях морально-нравственного выбора, формирование эмоционально-индивидуальной сферы дошкольников, увеличение познаний об эмоциях, чувствах с компонентами сказкотерапии.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Образовательные задачи: вызвать желание узнавать сказку по иллюстрации. (ОО «Художественная литература»). Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас.

Развивающие задачи: развивать воображение, фантазию, мышление. Обеспечить развитие свободного общения с взрослыми и детьми. Способствовать развитию всех компонентов речевой деятельности.

Воспитательные задачи: формировать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Оздоровительные задачи: снижение напряжения, релаксация. Обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего мероприятия.

Методы и приемы: словесный, сюрпризный момент, компоненты сказкотерапии, игротерапии, кинестетические упражнения, движения.

Форма организации: групповая

Оборудование и средства образовательной деятельности: посылка с книгой сказок, аудиозапись   Владимира Дашкевича «Приходи сказка к нам», «Шум моря», солнце, облака «море», искусственные цветы, теремок, книги со сказками, разрезные картинки сказок, ноутбук.

Предварительная работа: Образовательная деятельность в ходе режимных моментов - Чтение сказок: «Репка», «Теремок», Рукавичка, Теремок, Колобок, Гуси-лебеди, Маша и медведь, Иван-царевич и серый волк, Снегурочка и других сказок.

Ход НОД:

Вводная часть

Дети входят, встают в круг.

Воспитатель: сегодня прекрасный день и поэтому у меня хорошее настроение. Дети, я очень рада вас видеть. Улыбнитесь друг другу и назовите по имени ласково. (дети улыбаются друг другу, называя имя ласково). 

Ребята, а как вы думаете, как можно поприветствовать друг друга без слов? (дети здороваются невербальным способом).

А как вы считаете, поприветствовать друг друга могут только люди? (Ответы детей).

Правильно, все без исключения, несут в себе свою родную им речь. А теперь, давайте представим, что мы птички, например, воробышки, и поздороваемся. (Дети изображают воробьев, здороваются, чирикая как воробьи).

Основная часть:

Воспитатель: - а вы любите сказки? (Да.) Я тоже люблю сказки, ведь именно там происходят настоящие чудеса.

Много сказок есть на свете,                                                                                                

Сказки очень любят дети.

Все хотят в них побывать

И немного поиграть!

Воспитатель: - Посмотрите, дети, нам почтальон принес посылку, а в ней волшебная книга сказок. Какая она красочная! Посмотрим книгу? (Ребята оценивают волшебную книгу совместно с воспитателем). Любопытно, а какие в ней сказки живут? Давайте ее откроем. (При открывании книги звучит музыка Владимира Дашкевича «Приходи сказка к нам», при закрывании - музыка замолкает) Слышите, какая нежная мелодия. Откуда она доносится? Вероятно, это нас сказка приглашает к себе в гости! Вы согласны отправиться в путешествие? (Да!) В таком случаем, возьмемся за руки и отправимся в путь. В сказке можно оказаться, пройдя через волшебные ворота. Смотрите, вот и они! (Ребята, взявшись за руки, продвигаются за воспитателем через ворота).

Ребята, в каком месте же мы с вами оказались? Похоже, я поняла, слышите (ребята вслушиваются), это шумит море. Мы с вами очутились на побережье моря, ну что идем? (Аудиозапись «Звуки моря»)

Психогимнастика.

Дети проходят к морю по вымышленному песочку (выполняют психогимнастическое упражнения):

- Сначала по сухому песку,

- Потом по горячему песку,

- Далее по раковинам и камням,

- Затем по мокрому песку.

Дети с педагогом проходят до крайнего морского побережья.

Воспитатель: - Представьте, что мы с вами и на берегу моря. Я чувствую запах моря. Какой аромат чувствуете вы? (Дети отвечают). Чем пахнет море? (Море пахнет водой, солью, свежим ветром, водорослями, рыбой, свежестью). Верно, так пахнет море. Подставьте свои лица под морской ветерок, он такой легкий, так мягко касается ваших волос. Морской воздух оказывает лечебное воздействие на наши органы. Давайте еще раз вдохнем его и почувствуем, как он лечит нас (дети делают упражнения на дыхание).

Как хорошо, а давайте коснемся воды, как вы думаете, какая она? (Дети дают ответы). Конечно, она теплая, приятная, так и хочется с ней поиграть (дети совместно с воспитателем брызгаются воображаемой водой). А как еще можно поиграть с водой? (Дети дают ответы) Правильно, попрыгать через волны! (дети с воспитателем скачут через воображаемые волны). Наигрались? (дети дают ответы). Послушайте еще раз, как шумит море (дети слушают). А кто живёт в море? (Ребята отвечают). Да, медузы, дельфины. Покажите, как выпрыгивают дельфины из воды, как плавают рыбки, как ходят крабы (дети показывает, как плавают рыбки, демонстрируют, как ходят крабы).

Дети садятся на ковер.

Воспитатель: - Закройте глаза, расслабьтесь, подставьте своё лицо под лучи солнца, ощутите, как оно ласкает вас, почувствуйте прикосновение легкого ветерка, который играет с вашими волосами, протяните к нему свои ладошки. Прислушайтесь, вот прилетели крохотные эльфы, они усаживаются кому-то на плечо, кому-то на ладошку, а кому-то на голову. (Дети представляют эльфов, и говорят у кого, где находится эльф).  

Я предлагаю продолжить путь. (Дети с воспитателем идут дальше и оказываются на цветочной поляне). А теперь мы с вами на цветочной поляне, где растут красивые цветы. Сказка продолжается.

Сейчас я расскажу вам сказку «Роза и Ромашка». (Текст сказки из книги О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев. Лабиринт души)

«В маленьком городе без названия был крошечный садик, в котором росла прекрасная роза. Неподалеку от нее росла бедная, беззащитная ромашка. Она только что распустилась, ее еще неокрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество цветов. Но ее ничего не радовало. Была у ромашки большая мечта – стать прекрасным, необычным цветком. Она с восхищением смотрела на ухоженную розу. Когда была засуха, хозяин поливал свой цветок. Когда шли дожди, розу закрывали, и ни одна грозная капля не попадала на бархатные лепестки нежного цветка. «Как же ей хорошо, - думала ромашка. – Оказаться бы мне на ее месте», - не переставал мечтать маленький цветок с длинными лепесточками, похожими на крылья бабочки.

Но вот однажды шел по дорожке малыш. Увидев ромашку, он с восхищением сказал: «Какой красивый цветок!». Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента она считала себя самым некрасивым растением. Малыш объяснил ромашке, что все цветы хороши по-своему».

 Обсуждение сказки.

1. Почему ромашка с восхищением смотрела на розу?

2. Что значит «все цветы хороши по-своему»?

3. Можно ли эту фразу сказать про людей?

Каждый человек по-своему хорош. Мы все разные: у нас разная внешность, голос, характер. Нигде, нигде на планете нет такого малыша как ты, нет такой замечательной девочки (как ….), нет такого веселого мальчика. Ты на свете один такой единственный, второго такого ребенка нет.

- А что такое комплимент? (ответы детей). Да, вы совершенно правы, комплимент – это любезные, приятные слова, сказанные кому-нибудь. Когда делают комплимент, стараются сказать о положительных качествах человека. Какие положительные качества есть у человека? Давайте сейчас попробуем сказать друг другу комплимент.

Воспитатель: ну, что продолжим наше путешествие? (Идут дальше и встречают на своем пути теремок-сказок)

Посмотрите, что это здесь стоит? (На полянке теремок стоит). Давайте узнаем, кто же здесь живет? Для этого надо выполнить упражнение «Теремок». (Дети выполняют с воспитателем пальчиковую гимнастику «Теремок»)

Пальчиковая гимнастика «Теремок»:

«На поляне теремок,              (ладони сложить «домиком»)

Дверь закрыта на замок         (сомкнуть пальцы в замок).

Из трубы идет дымок             (поочередно из всех пальцев сделать колечки)

Вокруг терема забор              (руки перед собой, пальцы растопырить).

Чтобы не забрался вор           (щелчки каждым из пальцев поочередно).

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!      (кулаком постучать по ладони).

Открывайте!                            (широко развести руки в стороны).

Я ваш друг!»                           (ладони сомкнуть одна поперек другой).

(После выполнения упражнения из теремка появляются книги со сказками)

- А живут здесь сказки!

- Посмотрите внимательно, какие сказки живут в этом теремке?

(Дети называют, из какой сказки иллюстрация.)

Посмотрите, здесь еще какие-то картинки лежат. (разрезные картинки к сказкам). Давайте соберем эти картинки и узнаем, что это. (дети складывают картинки и называют знакомые сказки). Молодцы! Вы правильно сложили картинки и назвали сказки.

Дети, вы сказали, что любите сказки. А хорошо знаете их? (Да). А я сейчас проверю, слушайте внимательно. Я буду задавать вам вопросы-загадки, а вы отгадайте и ответьте, что это за сказка.

- В какой сказке жили дед, баба и маленький путешественник? (Колобок)

- Из какой сказки мы узнали о больших птицах, которые унесли мальчика к бабе-яге? (Гуси-лебеди)

- В какой сказке девочка пошла к своей бабушке и встретила серого волка? (Красная Шапочка)

- В какой сказке девочка пошла по грибы и ягоды и заблудилась, попала в домик к мишке? (Маша и медведь)

Заключительная часть.

Педагог: дети, вам понравилось сказочное путешествие? Что больше всего понравилось? Что-то было трудным для вас? (ответы детей).

        Ой, а здесь еще что-то лежит. Посмотрите, это же угощения для вас. Это конфеты-сувениры. Я думаю, это книга сказок приготовила небольшие подарки для вас! (Педагог раздаёт детям по конфетке, дети благодарят).

Как быстро прошло время, нам пора возвращаться, настало время попрощаться с книгой - сказок. (Ребята, возвращаясь, прощаются вербальным и не вербальным методом). Чтобы вернуться из сказочного путешествия, возьмем друг друга за руки и пройдем через волшебную арку. (Дети вместе с педагогом проходят сквозь арку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказочное путешествие

Новогоднее представление"Сказочное путешествие" Сценарий новогоднего праздника длясреднего и старшего возраста...

Конспект занятия "Сказочное путешествие"

Представлен конспект занятия, направленного на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста....

"Сказочное путешествие"

Занятие по развитию речи "Сказочное путешествие" , обучение старших дошкольников составлению рассказов по серии сюжетных картин...

Сказочное путешествие

Конспект интегрированного занятия (с использованием компьютерной игры).Цель: Закрепление умений и знаний детей, полученных при изучении разделов «Элементарные математические представления» программы Л...

Путешествие в сказочную страну. №4. Первое сказочное путешествие

Сказкотерапия.1. Развить речь ребенка с помощью:Пересказыаание сказок;Рассказыаание сказок от третьего лица;Группового рассказыаание сказок;Сочинения сказок. 2. Выявить и поддержать творческие сп...

Путешествие в сказочную страну. №5. Второе сказочное путешествие

Сказкотерапия.1. Развить речь ребенка с помощью:Пересказыаание сказок;Рассказыаание сказок от третьего лица;Группового рассказыаание сказок;Сочинения сказок. 2. Выявить и поддержать творческие сп...