Конспект НОД для детей старшей группы "Космос"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Зюзина Екатерина Владимировна

Конспект НОД в старшей группе «12 апреля – День Космонавтики»

Цель: продолжать формировать представления о празднике «День космонавтики», элементарные знания о космическом пространстве, о первом полете в космос.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин.
2. Развивать память, речь, наблюдательность, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира.
3. Обогатить словарь детей новыми терминами и понятиями: солнечная система, млечный путь, спутник.
4. Воспитывать патриотические чувства, гордость за нашу страну, за героев летчиков – космонавтов, покоривших Космос.

 

Демонстрационный материал: карта солнечной системы, портреты космонавтов Ю.А.Гагарина, В. В.Терешковой, А.А. Леонова, карточка с изображением Белки и Стрелки; космического корабля «Восток-1».

 

Воспитатель: Ребята, сегодня знаменательный день – День Космонавтики.
А почему именно 12 апреля отмечается этот праздник?
Дети: 12 апреля 1961 года впервые в мире в космос полетел человек. Это был российский космонавт.
Воспитатель: Как его зовут?
Дети: Юрий Алексеевич Гагарин.
Воспитатель:  Да, в 12.04.1961 года человек впервые полетел в космос. Первым космонавтом был наш соотечественник – Юрий Алексеевич Гагарин.

Наши бабушки и дедушки и подумать не могли, что когда-нибудь человек сможет отправиться в открытый космос. Инженеры и ученые со всего мира прикладывали усилия, чтобы спроектировать космический корабль. Но первым ученым – конструктором, который смог сконструировать и изготовить первый космический спутник, стал Сергей Павлович Королев. Первыми на ракете слетали в космос и обратно две собачки — Белка и Стрелка. Но они не смогли рассказать о своём путешествии, и в космос отправился человек.
Воспитатель: А кто такие космонавты?
Дети: Космонавтами называются летчики, которые управляют космическими кораблями. Космонавтами называют так же членов экипажа, которые проводят исследования на борту космического корабля.
Воспитатель: ребята, а умеете ли вы отгадывать загадки?

Дети: да.

Воспитатель:

Чудо птица, алый хвост

прилетела в стаю звезд (ракета)

 

Самый первый в космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень,

Наш космонавт (Гагарин)

 

Бродит одиноко огненное око.

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает (Солнце)

 

Воспитатель: Чтобы стать космонавтом, надо много учиться и тренироваться, правильно питаться, соблюдать режим дня, быть смелым и отважным.  Кроме Ю.А. Гагарина в космос летали многие космонавты и  среди них есть женщины. Мы не космонавты, но тоже можем наблюдать за звездами. Как вы думаете, с помощью чего мы можем смотреть на звезды?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ученые придумали специальные приборы - телескопы, чтобы наблюдать за звездным небом. Что они могли увидеть в телескопы?
(Ответы детей)
(показ иллюстраций)
Воспитатель: Самая ближайшая к нам звезда – Солнце. Но это лишь одна из множества миллиардов звезд Млечного пути. Млечный путь – огромное скопление звезд, которое называют галактикой. Кроме звезд в космосе есть множество планет, и конечно же людям очень хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах. А если есть, то кто там живет? Солнечная система – это движущаяся  система планет, лун и других космических тел.

Воспитатель: ребята, а какие планеты вам известны (ответы детей).

Воспитатель: всего планет 9: Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Воспитатель: ребята как вы думаете, почему планеты не падают, а летают вокруг солнца? (ответы детей).

Воспитатель: это происходит благодаря гравитации. Солнце притягивает к себе все планеты солнечной системы. Именно поэтому они не улетают в открытый космос.

Физкультминутка
Вот выходит на парад

Наш космический отряд

Руки в стороны – к плечам,

Дружно мы покажем вам.

На пояс обе руки ставим

И наклоны выполняем.

Руки за голову – и вот

Наклоняемся вперед.

Приседаем и встаем

И ничуть не устаем.

И опять шагаем,

Руки к звездам поднимаем. У всех получилось?
Дети: да, все!

Воспитатель: молодцы космонавты подготовились к полету. А вы знаете, на чем летают космонавты?
Дети: на космических ракетах!
космонавты летают на космических кораблях, а для запуска кораблей в космос используют ракеты-носители, или просто ракеты. У ракет невероятно мощные двигатели, благодаря чему ракеты достигают огромной скорости, чтобы покинуть атмосферу Земли.
Воспитатель: А вы знаете, что космонавты едят еду из тюбиков, иначе она бы летала по кораблю в состоянии невесомости.
Воспитатель: а кто знает, как называется специальный защитный костюм космонавта и его головной убор?
Дети: костюм называется – скафандр, а головной убор - шлем.
Воспитатель: правильно скафандр и шлем.
- А для чего нужны они?
Дети: чтобы выйти в космос.
Воспитатель: правильно для того, что бы безопасно выйти в космос. А шлем для чего нужен в космосе?
Дети: чтобы космонавт мог дышать.
Воспитатель: правильно, чтобы космонавт в открытом космосе мог дышать. И бывают скафандры 2-х видов: в одном космонавт выходит в открытый космос – он белого цвета. А во втором находится в космическом корабле.
Воспитатель: ребята, а вы знаете, как называется окно в ракете?
Дети: окно в ракете называется - иллюминатор!
Воспитатель: Правильно ребята иллюминатор, повторим все вместе – иллюминатор. Если мы с вами посмотрим в иллюминатор, то, что мы можем увидеть?
Дети: планеты, луну, кометы, спутники, солнце.
Воспитатель: Когда начались полёты в космос, пришлось подумать и о том, где жить космонавтам, чтобы не тратить слишком много времени на дорогу к месту работы.
Сначала наши учёные построили космическую станцию МИР, а потом её заменили более современной Международной Космической Станцией (МКС) . МКС создана для того, чтобы космонавты могли проводить эксперименты в космосе. Они наблюдают, например, за тем, как невесомость влияет на человеческий организм. МКС длинная, как футбольный стадион, и похожа на очень быстро движущийся самолет. Иногда, когда она приближается к Земле, ты можешь разглядеть ее в небе.


 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста «Весенние месяцы в гостях у детей»

Досуговое мероприятие в игровой форме с элементами театрализации позволит детятям закрепить представления о весне: о последовательности месяцев, их основных признаках....

конспект развлечения для детей старшей группы "День защиты детей"

Летнее спортивное развлечение на воздухе. Цель: Сохранение и укрепление здоровья, закаливание детей, повышение физической и умственной работоспособности при проведении спортивных мероприятий на откры...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Дети войны» (разработано в соответствии с ФГОС)

Конспект НОД в подготовительной группе, по патриотическому воспитанию,  познакомит  дошкольников с жизнью детей во время войны....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста"Кот Леопольд в гостях у детей".

Конспект для детей старшего дошкольного возраста«Кот Леопольд в гостях у детей» Цель: заложение основ толерантности у старших дошкольников.Задачи:Образовательные:Способствовать формированию ...

Конспект НОД для детей старшей группы на тему: «Детям о войне»

Огромное значение для патриотического воспитания ребенка имеет знание истории страны....