Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Насекомые»
план-конспект занятия по развитию речи

Ирина Ивановна Зацепина

Цель:  закреплять умение дифференцировать звуки речи.

Задачи:

  • Продолжать учить внимательно слушать  и отвечать на вопросы.
  • Развивать фонематический слух.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Формировать умение грамматически правильно употреблять части речи. Расширять словарный запас.
  • Работать над техникой речи.
  • Закреплять умение согласовывать движения с музыкой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_nasekomye.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД   1 «ТЕРЕМОК»

142280, Московская область, г. Протвино, ул. Южная, дом 5

тел.: (4967) 31-62-38, (4967)31-62-54, (4967)31-62-55;

эл. адрес: madou1teremok@yandex.ru

Конспект НОД по развитию речи

в старшей группе  

«Насекомые»

Воспитатель: Зацепина И.И.


Цель:  закреплять умение дифференцировать звуки речи.

Задачи: 

  • Продолжать учить внимательно слушать  и отвечать на вопросы.
  • Развивать фонематический слух.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Формировать умение грамматически правильно употреблять части речи. Расширять словарный запас.
  • Работать над техникой речи.
  • Закреплять умение согласовывать движения с музыкой.

Материал: Игрушка пчелка,  мячик массажный.

Дидактический материал: Карточки с изображением насекомых, цветок с написанным текстом рассказа для чтения.

Предварительная работа: 

  • Проведение пальчиковых гимнастик, отгадывание и придумывание загадок. 
  • Закрепление знаний о насекомых на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, через дидактические игры, через подвижные игры, имитация движений и звуков. 

Ход занятия 

•  План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Сюрпризный момент.
  3. Выполнение упражнения «соты».
  4. Выполнение упражнений на развитие фонематического слуха.
  5. Пальчиковая игра паучок.
  6. Игра «Назови ласково».
  7. Дидактическая игра «Кто лишний».
  8. Физкультминутка «Два хоровода».
  9. Чтение рассказа и ответы на вопросы.
  10. Упражнение на развитие высоты голоса.
  11. Подведение итогов.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Дети заходят в группу, становятся в хоровод, взявшись за руки.

 Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:

Полетала над цветами,
Полетала над полями.
Весело жужжала.
Набрала нектара. 
И добычу понесла 
Прямо в дом к себе ...
(пчела)

  1. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?

(показывает игрушку пчелку из своих рук)

Ответы детей. Это пчела.

Воспитатель:  Пчела это зверь или птица?

Дети: это насекомое.

  1.  Выполнение упражнения «соты».

Воспитатель: Как называется дом, в котором живут пчелы?

Дети: Улей.

Воспитатель: Правильно, очень хорошо. Теперь мы как пчелки полетим в наши ульи и рассядемся там. Садитесь за столы.

Воспитатель:  Как вы думаете, что нарисовано на листочках

Дети: соты.

Воспитатель: А что такое соты? Соты пчелы строят из воска и хранят в них мед. Они  как горшочки для меда. Приготовьте  указательный и средний пальчики, будем шагать по сотам, когда услышим ударный слог.

Пальцы, как пчелы, шагают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда нам всем до весны,

Чтобы нам снились сладкие сны!

Воспитатель: Молодцы, очень хорошо!

4. Упражнения на развитие фонематического слуха.

Воспитатель:  У пчелок – гости. Послушайте и составьте из звуков слова.

М -У-Х-А,  К-О-М-А-Р, П-А-У-К.

Воспитатель помещает на доску карточки с насекомыми, которых назвали дети.

Воспитатель: как можно одним словом назвать муху, комара и паука?

Дети: насекомые.

Воспитатель: Какие молодцы!

Воспитатель: насекомым очень понравилось игра в звуки, давайте поиграем еще. Я буду называть разные слова, а вы слушайте очень внимательно и называйте первый звук.

ШМЕЛЬ, БАБОЧКА, МУХА, ОСА,  ЖУК, ГУСЕНИЦА, СТРЕКОЗА, МУРАВЕЙ,  КОЗА,  ПЧЕЛА, КОШКА.

Воспитатель: Все, кого я назвала насекомые?

Дети: не все, кошка и коза этот  домашние животные

Воспитатель:  Очень хорошо! Как весело играть! Насекомые еще не делали сегодня зарядку и хотят сделать ее с вами вместе. Приготовьте ладошки. 

5. Пальчиковая игра паучок.

Паучок гулял по ветке,

А за ним гуляли детки,

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл,

 Солнце стало пригревать,

Паучок пошел опять,

Он ходил, бродил по ветке,

А за ним гуляли детки.

                6. Игра «Назови ласково».

Воспитатель: как сказать про паука ласково?  Будет отвечать тот, кому я даю в руки мячик.

Ответы детей.

Воспитатель: про пчелу,  муху,  комара, червяка,  жука, гусеницу, про бабочку, про кузнечика,  про собаку, муравья.

Воспитатель: какое  слово  нам подходит для разговора о насекомых? Почему?

 Ответы детей.

7. Дидактическая игра «Кто лишний».

Воспитатель:  А теперь игра на внимание.

ЖУК, БАБОЧКА, ПТЕНЕЦ – кто лишний и почему?

ГУСЕНИЦА, ЧЕРВЯК,  СТРЕКОЗА

КОМАР,  ОСА,  БОЖЬЯ КОРОВКА

Воспитатель: Молодцы!

8. Физкультминутка «Два хоровода»

Воспитатель: Вставайте из-за стола, будем играть под музыку.

Дети делятся на два хоровода, внешний и внутренний.

Первое задание: внутренний хоровод идет направо, внешний налево. Музыкальная пауза – направление движения меняется: внутренний – налево, внешний – направо.

Второе задание: под музыку внешний хоровод  идет направо, внутренний – налево. Пауза – внешний круг меняется местами с внутренним и продолжает движение в противоположном направлении.

Если детей мало, 1) все встают в один хоровод и под музыку идут направо, пауза – налево.  2) Расчет на первый-второй, первые  изображают бабочек, вторые – жучков. Пауза – меняются ролями.

Воспитатель. Очень хорошо

9. Чтение рассказа и ответы на вопросы.

Воспитатель: летите в свои ульи на места, мои пчелки. Будем слушать рассказ.

«Зацвела липа. Стоит вся в желтых цветках. Понюхаешь эти цветки – просто мед! Спешат гости на пир!

Шмель прилетел: неуклюжий, толстый, мохнатый, как медведь. Зажужжал, заворочался и весь в пыльце измазался.

Прибежали муравьи: быстрые, голодные. Набросились на пыльцу и раздулись у них животики, как бочки.

Комарики прилетели, жуки какие-то копошатся, бабочки порхают, мухи жужжат.

Все торопятся, спешат. Отцветет липа, опадут цветочки – конец пиру».

1. Почему к липе спешат в гости все насекомые?

2. Какие насекомые прилетели за нектаром?

4. Чем пахнут липовые цветки?

3. Почему насекомые так торопятся? 

Воспитатель. Очень хорошо, молодцы!

10. Упражнение для развития высоты голоса.

Воспитатель: а теперь наша пчелка будет летать вверх и вниз, а мы будем петь тоже вверх или вниз. Будем петь гласные звуки.

А, О, У, (пчела поднимается вверх-вниз и голос также)

Воспитатель:  очень хорошо. А какой звук издает пчела?

Дети: звук «з».

Воспитатель:  какой звук «з» гласный или согласный? 

Дети:  согласный

Воспитатель: его можно спеть? 

Дети: нет

Воспитатель: а какие звуки можно петь?

Дети: гласные

Воспитатель. Очень хорошо

11. Подведение итогов занятия.

Воспитатель: скажите, о ком мы сегодня говорили?

Ответы детей.

Воспитатель: Каких  насекомых вы можете назвать?

Ответы детей.

Воспитатель: Какие звуки издают некоторые насекомые?  (они жужжат)

Ребята, что такое звуки? (то, что мы слышим и говорим)

Какие звуки бывают?  (гласные и согласные)

Ответы детей.

Воспитатель: очень хорошо, молодцы. Занятие закончено. Можно играть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного занятия(развитие речи подготовительная группа) "В гостях у сказки"

Закреплять знаниядетей о сказках, активизировать желание детей перессказывать, вспоминая знакомые сказки. Формировать умение строить диалог между сказочными героями....

Конспект занятия - по развитию речи. Подготовительная группа

Чтение сказки В. Сутеева "Палочка выручалочка"...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....