Речевое развитие. Пересказ сказки "Лиса и журавль"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Представлен конспект интегрированного занятия по речевому развитию, художественно-эстетическому развитию.Пересказ русской народной сказки "Лиса и журавль", роспись бумажных форм тарелочки и кувшина элементами дымковской росписи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (декоративное рисование)
Пересказ сказки «Лиса и журавль»
Выполнила: Ляпина М. А.
Цели: Образовательные.
Связная речь. Учить детей выразительно, связно, последовательно пересказывать сказку, используя эпитеты, образные выражения из текста:
- Приходи, голубчик-куманек! Я сама стряпала!
- Извини, кумушка, больше потчевать нечем!
- С тех пор дружба у Лисы с Журавлем врозь!
- Не солоно хлебавши!
Учить понимать смысл пословицы: «Как аукнется, так и откликнется».
Словарь и грамматика. Активизировать в речи детей употребление глаголов из текста: подружилась, наварила, пригласил, приготовил, размазала, налил, махнула; пополнить словарь детей за счет слов: стряпать, окрошка, врозь, потчует, званый обед, кум, кума.
ЗКР. Развивать эмоционально-выразительную сторону речи.
Развивающие. Развивать диалогическую и монологическую речь; развивать самостоятельность в составлении узоров по мотивам дымковской росписи.
Воспитательные. Воспитывать интерес к художественному слову, умение внимательно слушать своих товарищей; стремление дорожить дружбой, быть хорошим другом.
Оборудование. Иллюстрации к сказке, шапочки лисы и журавля, картинки Лисы и Журавля; тарелка, кувшин, сундучок; аудиозапись «Голоса птиц»; бумажные формы тарелки и кувшина, гуашевые краски, кисти; таблицы с элементами дымковской росписи.
Планируемые результаты. Дети научатся свободно, связно пересказывать сказку, смогут объяснить смысл пословицы «Как аукнется, так и откликнется».
Организованная деятельность:
1. Организационный момент: (звучит аудиозапись «Голоса птиц»)
- Ребята, я приглашаю вас на Сказочную полянку, но чтобы туда попасть, надо вспомнить и назвать русские народные сказки, которые вы знаете?
- Как вы думаете, почему их называют русскими народными сказками? (ответы детей: эти сказки придумал русский народ)
- Правильно, эти сказки сочинил русский народ, сказки передавались от одного человека к другому.
- Вот мы с вами на сказочной полянке. (Обращаю внимание детей на волшебный сундучок – в нем находятся тарелочка и кувшин)
2. Работа по обогащению словаря: уточняется значение слов: званый пир, окрошка (холодное кушанье из кваса с мясом и овощами), стряпать (готовить), потчевать, кум, кума, врозь (отдельно).
- А вы знаете, что русский народ очень гостеприимный.
- Когда кого-то ждут в гости, готовят званый обед или пир. На него звали, поэтому говорили – званый пир. Как вы понимаете, что значит, званый пир? (ответы детей – кого-то зовут в гости; приглашают в гости; на него звали, поэтому говорили – званый пир)
- Для пира готовили – стряпали еду. Хозяйка занимается стряпней – она стряпает (показ картинки). Повторите, что она делает? Как сказать по-другому, что означает стряпать? (ответы – готовить еду)
- А когда гости приходили, хозяйка угощала – потчевала гостей. Повторите – потчевать. Как вы понимаете – потчевать? (ответы детей – потчевать, значит угощать чем-то; просят попить и покушать)
- На Руси любили готовить окрошку. Кто знает, что такое окрошка? (ответы – еда, холодный суп из кваса с мясом и овощами)
- Близких, хороших знакомых, с которыми дружили семьями, крестили детей - называли кум и кума – крестные отец (мать)
Давайте тогда послушаем загадки, чтобы узнать, кто сегодня пришел к нам в гости. Если правильно отгадаете загадку, то появится наш гость.
- Рыжая плутовка
Хитрая да ловкая,
Хвост пушистый,
Мех золотистый
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)
- Любит он лягушек,
Квакушек-попрыгушек.
Живёт на болоте, всегда готов к охоте. (Журавль)
(показать иллюстрации Лисы, Журавля)
- Хотите узнать, какая история с ними случилась? (тогда сядьте поудобней, ножки на полу, спина прямая) – приглашаю детей сесть на стульчики.
3. Чтение сказки (1) Сказка называется «Лиса и журавль»
Вопросы:
- Как называется сказка, которую я рассказала?
- Почему Лиса пригласила Журавля в гости? (Лиса пригласила Журавля в гости, потому что они подружились)
- Как Лиса приглашала Журавля? (выразить интонационно: «приходи куманек, приходи, дорогой….»)
- Что приготовила Лиса и как угощала Журавля? (Лиса наварила манной каши; размазала кашу по тарелке и потчует)
- Почему Журавль не смог есть кашу и кому больше досталось? (Журавль стучал по тарелке, ничего в клюв не попадало; Лисе больше досталось)
- Как Лиса приговаривала, когда угощала Журавля? (Кушай голубчик, сама стряпала)
- Какими словами поблагодарил Журавль Лису?
- Что приготовил Журавль на обед?
- Почему Лиса не могла есть окрошку? (Лиса не могла есть окрошку, потому что кувшин был с узким горлышком)
- Как извинялись герои сказки друг перед другом?
- Почему Лису взяла досада? (Думала Лиса наестся на целую неделю; не солоно хлебавши)
Составление плана.
Дети подходят к доске и определяют порядок иллюстраций к сказке, придумывают названия к каждой картинке.
- Лиса приглашает журавля.
- В гостях у Лисы.
- журавль приглашает лису.
- В гостях у Журавля.
- Дружба врозь.
Динамическая пауза «Журавль»
Жура-жура-журавель - дети машут руками («летят»)
Облетел он сто земель.
На своих на длинных ножках - дети шагают, далеко друг от друга ставят ноги.
Он прошел по всем дорожкам.
По болотцу он похаживает,
Куцым хвостиком помахивает - показывают, какой короткий хвост у журавля.
4. Повторное чтение сказки с показом иллюстраций
- А сейчас я еще раз расскажу вам сказку, а вы внимательно слушайте и запоминайте.
Совместный пересказ
- А теперь давайте расскажем сказку. Я буду рассказчиком, а вы будете героями сказки.
Рассказывание по ролям детьми.
(Анализ пересказов детей)
- Чем закончилась дружба Лисы и Журавля? (Лиса и Журавль поссорились) Про таких героев говорят «Как аукнулось, так и откликнулось». Как вы понимаете эту пословицу? (как сам относишься к людям, так и они будут относиться к тебе; что ты отдаешь, то и получаешь; что посеешь, то и пожнешь)
- У Лисы с Журавлем не получилось дружбы. И, чтобы они не расстраивались, я предлагаю вам подарить им тарелку или кувшин, который вы приготовите. – Дети расписывают готовые бумажные формы тарелки или кувшина элементами дымковской росписи и «дарят» Лисе и Журавлю. (Организуется выставка детских работ - «Кувшин я подарю Лисе» и т.д.)
5. Рефлексия.
- Чему вас научила эта сказка?
- Что понравилось вам сегодня?
- Лисе и Журавлю очень понравилось у вас, вы хорошо инсценировали сказку и подарили замечательные подарки!
Русская народная сказка «Лиса и Журавль»
Лиса с журавлем подружились.
Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
— Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!
Пошел журавль на званный пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:
— Покушай, голубчик куманек, — сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает!
А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела.
Кашу съела и говорит:
— Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.
Журавль ей отвечает:
— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса к журавлю. А Журавль наготовил окрошки, налил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
— Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает-то, — никак достать не может: не лезет голова в кувшин.
А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.
— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!
Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла — не солоно хлебавши. Как аукнулось, так и откликнулось!
С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/10/picture-25210-1431254313.jpg)
Факультативное занятие по речевому развитию «Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал» и лепке «Ваза для весенних цветов».
Это открытое занятие я показывала в мае 2011 года. отзывы о нем были неплохие, поэтому решила опубликовать. Тема: Комплексное занятие по речевому развитию «Пересказ рассказа «Как медведь са...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/22/picture-784762-1461337492.jpg)
Технологическая карта по речевому развитию "Пересказ сказки "Пых"
Технологическая карта поможет воспитателям провести занятие. Данная технологическая карта предназначена для воспитателей средней группы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/18/picture-833041-1476775278.jpg)
Конспект НОД по речевому развитию "Пересказ рассказа В.Сухомлинского "Яблоко и рассвет" в подготовительной группе
Конспект НОД по речевому развитию "Пересказ рассказа В.Сухомлинского "Яблоко и рассвет" в подготовительной группе...
Конспект НОД ОО"Речевое развитие" Пересказ сказки "Репка"младший дошкольный возраст
конспект поразвитию речи во 2 младшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/28/picture-356661-1385655382.jpg)
Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития пересказу с опорой на серию сюжетных картин
В данной статье представлена методика обучения дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития пересказу с опорой на серию сюжетных картин...
Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ рассказа В.Г.Сутеева «Чей это гриб?»
Занятие систематизирует у детей представление об осени в лесу, расширяет, уточняет и активизирует словарь детей; способствует развитию произвольного внимания, зрительной и словесно-логической памяти, ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/04/picture-115036-1349357588.jpg)
Конспект ООД по развитию речи для детей 5 – 6 лет. Образовательная область: Речевое развитие. Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Ласточка».
Пересказ текста с использованием опорных сигналов (презентации с иллюстрациями к тексту) и схемы....