Речевое развитие. Пересказ сказки "Лиса и журавль"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ляпина Марина Анатольевна

Представлен конспект интегрированного занятия по речевому развитию, художественно-эстетическому развитию.Пересказ русской народной сказки "Лиса и журавль", роспись бумажных форм тарелочки и кувшина элементами дымковской росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

 Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (декоративное рисование)

 Пересказ сказки «Лиса и журавль»

Выполнила: Ляпина М. А.

Цели: Образовательные.

Связная речь. Учить детей выразительно, связно, последовательно пересказывать сказку, используя эпитеты, образные выражения из текста:

                                - Приходи, голубчик-куманек! Я сама стряпала!

                                - Извини, кумушка, больше потчевать нечем!

                                - С тех пор дружба у Лисы с Журавлем врозь!

                                - Не солоно хлебавши!

Учить понимать смысл пословицы: «Как аукнется, так и откликнется».

Словарь и грамматика. Активизировать в речи детей употребление глаголов из текста: подружилась, наварила, пригласил, приготовил, размазала, налил, махнула; пополнить словарь детей за счет слов:  стряпать, окрошка, врозь, потчует, званый обед, кум, кума. 

ЗКР. Развивать эмоционально-выразительную сторону речи.

Развивающие. Развивать диалогическую и монологическую речь; развивать самостоятельность в составлении узоров по мотивам дымковской росписи.

Воспитательные. Воспитывать интерес к художественному слову, умение внимательно слушать своих товарищей; стремление дорожить дружбой, быть хорошим другом.

Оборудование.  Иллюстрации к сказке, шапочки лисы и журавля, картинки Лисы и Журавля; тарелка, кувшин, сундучок; аудиозапись «Голоса птиц»; бумажные формы тарелки и кувшина, гуашевые краски, кисти; таблицы с элементами дымковской росписи.

Планируемые результаты. Дети научатся свободно, связно пересказывать сказку, смогут объяснить смысл пословицы «Как аукнется, так и откликнется».

Организованная деятельность:

1. Организационный момент: (звучит аудиозапись «Голоса птиц»)

- Ребята, я приглашаю вас на Сказочную полянку, но чтобы туда попасть, надо вспомнить и назвать русские народные сказки, которые вы знаете?

- Как вы думаете, почему их называют русскими народными сказками? (ответы детей: эти сказки придумал русский народ)

- Правильно, эти сказки сочинил русский народ, сказки передавались от одного человека к другому.

- Вот мы с вами на сказочной полянке. (Обращаю внимание детей на волшебный сундучок – в нем находятся тарелочка и кувшин)

2. Работа по обогащению словаря: уточняется значение слов: званый пир, окрошка (холодное кушанье из кваса с мясом и овощами), стряпать (готовить), потчевать, кум, кума, врозь (отдельно).

- А вы знаете, что русский народ очень гостеприимный.

- Когда кого-то ждут в гости, готовят званый обед или пир. На него звали, поэтому говорили – званый пир. Как вы понимаете, что значит, званый пир? (ответы детей – кого-то зовут в гости; приглашают в гости; на него звали, поэтому говорили – званый пир)

- Для пира готовили – стряпали еду. Хозяйка занимается стряпней – она стряпает (показ картинки). Повторите, что она делает? Как сказать по-другому, что означает стряпать? (ответы – готовить еду)

- А когда гости приходили, хозяйка угощала – потчевала гостей. Повторите – потчевать. Как вы понимаете – потчевать? (ответы детей – потчевать, значит угощать чем-то; просят попить и покушать)

- На Руси любили готовить окрошку. Кто знает, что такое окрошка? (ответы – еда, холодный суп из кваса с мясом и овощами)

- Близких, хороших знакомых, с которыми дружили семьями, крестили детей - называли кум и кума – крестные отец (мать)

        Давайте тогда послушаем загадки, чтобы узнать, кто сегодня пришел к нам в гости. Если правильно отгадаете загадку, то появится наш гость.

  1. Рыжая плутовка

        Хитрая да ловкая,

        Хвост пушистый,

        Мех золотистый

        В лесу живет,

        В деревне кур крадет. (Лиса) 

  1. Любит он лягушек,

Квакушек-попрыгушек.

Живёт на болоте, всегда готов к охоте. (Журавль)

(показать иллюстрации Лисы, Журавля)

- Хотите узнать, какая история с ними случилась? (тогда сядьте поудобней, ножки на полу, спина прямая) – приглашаю детей сесть на стульчики.

3. Чтение сказки (1) Сказка называется «Лиса и журавль»

Вопросы:

  • Как называется сказка, которую я рассказала?
  • Почему Лиса пригласила Журавля в гости? (Лиса пригласила Журавля в гости, потому что они подружились)
  • Как Лиса приглашала Журавля? (выразить интонационно: «приходи куманек, приходи, дорогой….»)
  • Что приготовила Лиса и как угощала Журавля? (Лиса наварила манной каши; размазала кашу по тарелке и потчует)
  • Почему Журавль не смог есть кашу и кому больше досталось? (Журавль стучал по тарелке, ничего в клюв не попадало; Лисе больше досталось)
  • Как Лиса приговаривала, когда угощала Журавля? (Кушай голубчик, сама стряпала)
  • Какими словами поблагодарил Журавль Лису?
  • Что приготовил Журавль на обед?
  • Почему Лиса не могла есть окрошку? (Лиса не могла есть окрошку, потому что кувшин был с узким горлышком)
  • Как извинялись герои сказки друг перед другом?
  • Почему Лису взяла досада? (Думала Лиса наестся на целую неделю; не солоно хлебавши)

Составление плана.

Дети подходят к доске и определяют порядок иллюстраций к сказке, придумывают названия к каждой картинке.

  1. Лиса приглашает журавля.
  2. В гостях у Лисы.
  3. журавль приглашает лису.
  4. В гостях у Журавля.
  5. Дружба врозь.

Динамическая пауза «Журавль»

Жура-жура-журавель  -  дети машут руками («летят»)

Облетел он сто земель.

На своих на длинных ножках   -  дети шагают, далеко друг от друга ставят ноги.

Он прошел по всем дорожкам.

По болотцу он похаживает,

Куцым хвостиком помахивает   -  показывают, какой короткий хвост у журавля.

4. Повторное чтение сказки с показом иллюстраций

- А сейчас я еще раз расскажу вам сказку, а вы внимательно слушайте и запоминайте.

Совместный пересказ

- А теперь давайте расскажем сказку. Я буду рассказчиком, а вы будете героями сказки.

Рассказывание по ролям детьми.

(Анализ пересказов детей)

- Чем закончилась дружба Лисы и Журавля?  (Лиса и Журавль поссорились) Про таких героев говорят «Как аукнулось, так и откликнулось». Как вы понимаете эту пословицу? (как сам относишься к людям, так и они будут относиться к тебе; что ты отдаешь, то и получаешь; что посеешь, то и пожнешь)

- У Лисы с Журавлем не получилось дружбы. И, чтобы они не расстраивались, я предлагаю вам подарить им тарелку или кувшин, который вы приготовите. – Дети расписывают готовые бумажные формы тарелки или кувшина элементами дымковской росписи и «дарят» Лисе и Журавлю. (Организуется выставка детских работ - «Кувшин я подарю Лисе» и т.д.)

5. Рефлексия.

- Чему вас научила эта сказка?

- Что понравилось вам сегодня?

- Лисе и Журавлю очень понравилось у вас, вы хорошо инсценировали сказку и подарили замечательные подарки!

Русская народная сказка «Лиса и Журавль»

Лиса с журавлем подружились.

Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

— Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!

Пошел журавль на званный пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:

— Покушай, голубчик куманек, — сама стряпала.

Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает!

А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела.

Кашу съела и говорит:

— Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.

Журавль ей отвечает:

— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.

На другой день приходит лиса к журавлю. А Журавль наготовил окрошки, налил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

— Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает-то, — никак достать не может: не лезет голова в кувшин.

А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.

— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!

Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла — не солоно хлебавши. Как аукнулось, так и откликнулось!

С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативное занятие по речевому развитию «Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал» и лепке «Ваза для весенних цветов».

Это открытое занятие я показывала в мае 2011 года. отзывы о нем были неплохие, поэтому решила опубликовать. Тема: Комплексное занятие по речевому развитию «Пересказ рассказа «Как медведь са...

Технологическая карта по речевому развитию "Пересказ сказки "Пых"

Технологическая карта поможет воспитателям провести занятие. Данная технологическая карта предназначена для воспитателей средней группы....

Конспект НОД по речевому развитию "Пересказ рассказа В.Сухомлинского "Яблоко и рассвет" в подготовительной группе

Конспект НОД по речевому развитию "Пересказ рассказа В.Сухомлинского "Яблоко и рассвет" в подготовительной группе...

Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития пересказу с опорой на серию сюжетных картин

В данной статье представлена методика обучения дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития пересказу с опорой на серию сюжетных картин...

Технологическая карта занятия в старшей группе по речевому развитию "Пересказ рассказа "Пушок" " (по Г. Скребицкому)

Конспект отмечен благодарственным письмом Института дополнительного образования ФГБОУ ВО Иркутский государственный университет « Лучший конспект занятия с использованием технологической карты ка...

Конспект ООД по развитию речи для детей 5 – 6 лет. Образовательная область: Речевое развитие. Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Ласточка».

Пересказ текста с использованием опорных сигналов (презентации с иллюстрациями к тексту) и схемы....