НОД по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Животные жарких стран»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Фокша Алена Владиславовна

НОД по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Животные жарких стран»

 

ГБДОУ «Детский сад № 14 Петродворцового района г. Санкт-Петербург
Воспитатель: Фокша Алена Владиславовна

Тема: Животные жарких стран.

Цель: Совершенствовать знания детей о животных жарких стран

Задачи:

Образовательные:

- Расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран;

- Продолжать работу по формированию представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;

- создавать условия для формирования наглядно-действенного мышления в процессе познания и творчества

- Активизировать  словарь воспитанников;

Развивающие:

- развивать внимание при решении игровых и творческих заданий;

- развивать коммуникативные качества дошкольников в ходе общения и выполнения общего творческого задания;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга.

Материал:
Предварительная работа: Чтение художественной литературы, беседы, рассматривание иллюстраций, заучивание рассказа по  мнемотаблице.

 

Ход НОД.

Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Поздоровайтесь и подарите им свои добрые улыбки.

Организационный момент. (Создание эмоционального фона).

Сюрпризный момент (в коробочке спрятаны животные жарких стран)

Воспитатель: Ребята как вы думаете, кто там у меня в коробочке?
Дети: предполагают, звучат разные ответы

Воспитатель: Хотите узнать что там? Открываю коробочку
Дети: удивляются говорят животные
Воспитатель: В каких странах живут эти животные?

Дети: жарких странах

Воспитатель: ( подставляю коробочку к уху и слушаю)
Ребята, они мне нашептали на ушко, что потеряли свои дома. Что же нам сделать что бы они не плакали?

(Ответы детей)

Воспитатель: Давайте им поможем!!
Дети: да, поможем

 

 

 

 

Воспитатель:  предлагает отправиться в путешествие, чтобы помочь животным вернуться домой
1 остановка.

Загадка:

У этого зверя огромный рост,

Сзади у зверя – маленький хвост,

Спереди у зверя – хвост большой.

Кто же это? Кто же это? Кто такой?

Ну, конечно, это он! Ну конечно, это…(слон)

 (дети отгадывают загадку)

Воспитатель: Достаёт из коробки слона

Воспитатель: Молодцы! Первое животное отправится к себе на родину это слон.

А что вы еще знаете о слоне?

Дети: беседа на уточнение знаний о животном

Воспитатель: Молодцы, сколько вы всего знаете о слоне.

А где обитает слон? Кто знает?

Дети: предлагают свои варианты

Воспитатель: Правильный ответ будет Индия, Индийский слон.
Воспитатель: Давайте же мы отправимся с вами  в Индию на поезде (Дети вслед за педагогом проговаривают текст и выполняют соответствующие движения.)
       Воспитатель: Что вы видите перед собой?
Дети: карта, материк
Воспитатель: На этой карте и живет наш слон. (Прикрепляем картинку слона.)

Воспитатель: А в Индии у слона есть семья, давайте мы с вами подумаем как будет звучать один слон и когда их много, по играя в игру.

      Игра «Один — много»

Ход игры.

Один жираф - много кого? (жирафов)

Один слон – много кого? (слонов)

Один крокодил – много кого? (крокодилов)

Один бегемот – много кого? (бегемотов)

Один лев – много кого? (львов)

Один носорог – много кого? (носорогов)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с первым заданием.

2 остановка.  

Загадка:

В сумке теплой и большой

Мама носит их с собой.

Два чудесных малыша

В сумке едут не спеша. (Кенгуру)

 (дети отгадывают загадку)

Воспитатель: Достаёт из коробки кенгуру

Воспитатель: Молодцы! Второе животное отправится к себе на родину это кенгуру.

А что вы еще знаете о кенгуру?

Дети: беседа на уточнение знаний о животном

Воспитатель: Молодцы, сколько вы всего знаете о кенгуру.

А где обитает кенгуру? Кто знает?

Дети: предлагают свои варианты

Воспитатель: Правильный ответ будет Австралия

Воспитатель: Давайте же мы отправимся с вами  в Австралию на машине (Дети вслед за педагогом проговаривают текст и выполняют соответствующие движения.)

       Воспитатель: Что вы видите перед собой?

Дети: карта, материк

Воспитатель: На этой карте и живет наш кенгуру. (Прикрепляем картинку кенгуру.)

Воспитатель: В Австралии у кенгуру есть друзья , давайте мы с вами их вспомним, по играя в игру.

«Закончи фразу» (Показ картинок)

1.Слышат звери обомлев,

Царь зверей, конечно …. Лев

2.Скачет шустрый зверёк,

А в кармане сидит сынок….. Кенгуру

3.Тем, кто в речку угодил, нос откусит… Крокодил

4.Зверь я горбатый, но нравлюсь ребятам….Верблюд

5.Панцырь каменный – рубаха, а в рубахе…. Черепаха

6. Апельсины и бананы очень любят …Обезьяны

7.Ёжик вырос в десять раз, получился ….Дикобраз

 

3 остановка

Загадка:

Он высокий и пятнистый,

С длинной, длинной шеей,

И питается он листьями,

Листьями деревьев. (Жираф)

(дети отгадывают загадку)

Воспитатель: Достаёт из коробки жирафа

Воспитатель: Молодцы! Второе животное отправится к себе на родину это Жираф.

А что вы еще знаете о жирафе?

Дети: беседа на уточнение знаний о животном

Воспитатель: Молодцы, сколько вы всего знаете о жирафе.

А где обитает жираф? Кто знает?

Дети: предлагают свои варианты

Воспитатель: Правильный ответ будет Африка.

Воспитатель: Давайте же мы отправимся с вами  в Африку на самолете, потому что это отдельный материк  (Дети вслед за педагогом проговаривают текст и выполняют соответствующие движения.)

       Воспитатель: Что вы видите перед собой?

Дети: карта, материк

Воспитатель: На этой карте и живет наш жираф. (Прикрепляем картинку слона.)

Воспитатель: В Африке у жирафа  много друзей, но он запутался, кто что делает, где живет, чем покрыт. Давайте мы ему поможем, составить рассказ в правильном порядке, а в этом вам поможет схема.

       «Составление описательного рассказа про животных жарких стран по мнемотаблицам на каждого животного»

Воспитатель: Ребята перед вами схемы, которые мы с вами составляли, вы уже с ней знакомы, она вам и поможет составить рассказ.

А) Составление рассказа про Обезьяну
Это обезьянки.
Они обитают Индии и других теплых странах. Их тело покрыто густой серой шерстью. Мордочка, уши, ладони совсем голые. По внешнему виду они очень похожи на человека.
У обезьяны очень длинный хвост, которым она может цепляться за ветви деревьев. Очень любят бананы.
                   Б) Составление рассказа про Крокодила
Это крокодил, длинное зубастое животное. Обитают они в разнообразных водоёмах.
Крокодилы могут менять окраску. Когда холодно они коричнево цвета, когда им жарко зеленого цвета. Крокодил длинное животное у него мощный хвост, короткие лапы. Любимая пища рыба.
                    В) Составление рассказа про Бегемота
Это бегемот, крупное и тяжелое животное. Живут они в жарких странах в болоте. Шкура у бегемота серая. Ноги короткие, уши маленькие. Бегемоты питаются только растениями. Весь день они проводят в воде, спасаясь от жары. Хоть они кажутся неповоротливыми, они умеют быстро бегать, плавать.
                    Г) Составление рассказа про Зебру
Это Зебра - житель пустыни. Ее тело покрыто, шкурой с полосатым рисунком . Это животное похоже на лошадь, потому что у нее есть копыта и короткая грива. Питается растительной пищей. Они быстро бегают.
Воспитатель: Молодцы ребята! Справились с заданием! У вас получились отличные рассказы о животных.

Логоритмика: «У жирафа пятна»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

(Щипаем себя, как бы собирая складки.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.(Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки))

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

 

4 станция

Загадка:

Из-за зелени ветвей

Хищник гордый и красивый.

Он в саванне «царь зверей».

Смотрит грозным, важным взглядом.

Страшен зверям его гнев.

С ним стоять опасно рядом.

Он большой, суровый…(Лев)

 (дети отгадывают загадку)

Воспитатель: Достаёт из коробки льва

Воспитатель: Молодцы! Четвертое животное отправится к себе на родину это Лев.

А что вы еще знаете о Льве?

Дети: беседа на уточнение знаний о животном

Воспитатель: Молодцы, сколько вы всего знаете о льве.

А где обитает лев? Кто знает?

Дети: предлагают свои варианты

Воспитатель: Правильный ответ будет Африка

Воспитатель: Давайте же мы отправимся с вами  в Африку на самолете (Дети вслед за педагогом проговаривают текст и выполняют соответствующие движения.)

       Воспитатель: Что вы видите перед собой?

Дети: карта, материк

Воспитатель: На этой карте и живет наш лев. (Прикрепляем картинку льва.)

      В благодарность лев, приготовил для вас подарочек. Это кубик с разными картинками.
Давайте мы побудем маленькими сказочниками, придумаем свою сказку при помощи кубика с картинками.  Я начну жил был львенок, а вы продолжите.

Задание 7. Технология  сторителлинг (кубик с картинками)

• Что произошло с героем?

• Кого он встретил или что нашел?

• Что он планирует с этим делать?

Заключение.

• Появляется решение поставленной проблемы.

• Короткий вывод (итог рассказа).

Воспитатель: Какая замечательная сказка у вас получилась.

5 станция

Загадка:

Это птица – великан

Что живет среди саванн

По равнине может мчаться

Быстро так, что не угнаться (Страус)

(дети отгадывают загадку)

Воспитатель: Достаёт из коробки страуса

Воспитатель: Молодцы! Пятое животное отправится к себе на родину это Страус.

А что вы еще знаете о страусе?

Дети: беседа на уточнение знаний о животном

Воспитатель: Молодцы, сколько вы всего знаете о страусе.

А где обитает страус? Кто знает?

Дети: предлагают свои варианты

Воспитатель: Правильный ответ будет опять Африка

Воспитатель: Давайте же мы отправимся с вами  в Африку на карабле (Дети вслед за педагогом проговаривают текст и выполняют соответствующие движения.)

       Воспитатель: Что вы видите перед собой?

Дети: карта, материк

Воспитатель: На этой карте и живет наш Страус. (Прикрепляем картинку страуса.)

Посмотрите как много животных живет в Африке.

Ребята, страус странное животное и он совсем не понимает, хорошо ли ему живется в жарких странах или плохо. Поможем ему?
На столах лежат кружочки 2х цветов, подойти и выберите себе по 1 кружочку.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы  с вами разделимся на 2 команды.
1 колонна (оранжевого цвета) и будут решать задачку про хорошие качества жарких стран, 2 колонна (зеленого цвета) будут решать какие плохие качества жарких стран.

Задание: Ребята попробуйте проанализировать какого всем животным жить  в жарких странах  и назвать положительные и отрицательные качества («хорошо» им там живется или все таки «плохо»)

Технология ТРИЗ Игра  «Хорошо – плохо»

Жаркие страны – это плохо. Почему?

Дети: Всегда жарко

Воспитатель: Жаркие страны – это хорошо. Почему?

Дети: там жарко

Ответы детей: зарисовываются

 

 Заключительная часть

Подведение итогов на ковре в кругу.

Воспитатель: Ребята где мы сегодня с вами были? ( В Африке, Индии, Австралии)

Воспитатель: Каких животных мы с вами встретили?

Дети: жираф, лев и т.д.

Воспитатель: Можем мы их встретить на севере? Почему?

Дети: Нет. Они живут только в жарких странах, где лето круглый год.

Воспитатель: Молодцы ребята!

 

Рефлексия

Собрались с детьми в кругу, сидя на ковре.

Воспитатель: Ребята мне очень все понравилось, как вы мне рассказали о животных жарких стран. Я даже узнала что- то новое. Мне хочется вам подарить на память о сегодняшнем дне, эти замечательные камешки и возможно глядя на него дома, захотите рассказать своим близким об этих животных.
( Достаю из коробочки камешки и вручаю каждому ребенку, хваля его за то, что он сегодня сделал на занятии).

Воспитатель: Ребята а теперь вы мне расскажите, что вам на нашем  занятии, больше всего понравилось?

Дети: составлять рассказ, отгадывать загадки, узнавать новое о животных жарких стран.

Воспитатель: А возьмите маркеры и нарисуйте на своих камешках, свое настроение (смайлик).

 Спасибо всем за внимание!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе по курсу «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» Тема: «Животные жарких стран»

ННОД по курсу «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» проводится в средней группе по теме «Животные жарких стран». Место проведения групповая комната, рабочая зона. Открытое занятие проводится...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран».

Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран»....

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Животные жарких стран».

Конспектобразовательной деятельности по речевому развитиюс детьми старшего дошкольного возраста по теме«Животные жарких стран».с использованием современных (социо-игровой, информацио...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе (ФГОС) на тему: «Животные жарких стран. Жираф»

Воспитываем познавательный интерес к фауне жарких стран, развиваем у детей мелкую моторику рук и пальцев; воображение и восприятие окружающего мира, познавательные способности...

Конспект организованной образовательной деятельности речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Животные жарких стран»

Конспект организованной образовательной деятельности речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Животные жарких стран»...