Развитие речи-рассуждения у дошкольников.
картотека по развитию речи (старшая группа)

Екатерина Владимировна Жеребина

Упражнения, направленные на формирование связных высказываний типа рассуждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №4» города Аши Челябинской области

Развитие речи-рассуждения у дошкольников .

Составитель:

Воспитатель 

Жеребина Е.В.

Аша

2020 г.

Развитие речи-рассуждения у дошкольников

Упражнения, направленные на формирование связных высказываний типа рассуждения.

  • Решила Маша искупать куклу. Налила в ванночку воды, опустила руку и сразу вытащила с криком: «Ой-ой!» Как вы думаете, из-за чего?
  • Заболел мальчик. Доктор прописал ему лекарства. Он пьёт их с трудом, морщится. Как вы считаете почему?
  • Захотел медведь зайцев угостить. Прибежали они к высокому дубу. Косолапый с рёвом слез с дерева и убежал, забыв про зайцев. Как вы думаете, куда убежал медведь и почему?
  • Жила у меня под крышей ласточка. Однажды сижу я на крыльце, вижу, прилетела моя ласточка, а в клюве у неё прутик. Спрятала она его под крышей, опять улетела. Долго так она носила и прятала под крышей разные прутики, соломинки, пушинки. Думала я, думала, зачем они ей нужны, да так ничего и не придумала. Может быть, вы расскажете, зачем они ей?

«Закончи предложение»

Цель игры: формирование умения составлять придаточные предложения причины, цели, следствия с союзом «потому что», сочетаниями «так как, для того, чтобы, если, то» и т.д.

Педагог начинает предложение, а дети его заканчивают.

- На улице стало сухо, потому что…

- Ночью темно потому что…

- Начался дождь, поэтому…

- Реки и озёра замерзают ночью, так как…

- Дети поливают морковь для того, чтобы…

- Мы пойдем гулять, если…

- Собака грозно зарычала, потому что…

- Мама поругала сына за то, что…

- Дети сели в лодку, чтобы…

- Света открыла окно для того, чтобы…

- Заяц поменял серую шубку на белую, потому что…

«Сделай вывод»

Цель: учить детей формулировать вывод суждения.

Педагог начинает суждение, а дети его заканчивают.

- Рыбы не могут жить без воды. В пустыне нет воды, значит…

- Всю одежду нужно содержать в чистоте. Серёжа испачкал рубашку, значит…

- На улице прохладно, опадают листья, значит…

«Странные рассказы»

Цель: учить определять несоответствия в логике рассказов, делать правильные умозаключения.

Дети слушают рассказы взрослого и находят, что многое не соответствует действительности.

  1. Зимой, когда ярко светило солнце, ребята вышли на прогулку. Дети качались на качелях, рисовали рисунки на асфальте и загорали на солнце.
  2. Наступило лето. Во дворе поспела клубника. В лесу выросли рыбы. Медведь уснул в берлоге.

«Из двух доказательств выбери верное»

Цель: учить устанавливать причинно-следственные отношения между объектами и выражать эти отношения соответствующими словами: «потому что, так как, поэтому, следовательно, значит».

Педагог предлагает детям прослушать пары предложений и сказать, какое из них правильное.

- Взошло солнце, потому что стало тепло. Стало тепло, потому что взошло солнце.

- Грачи прилетели, потому что пришла весна. Пришла весна, потому что грачи прилетели.

- Пришла весна, потому что стал таять снег. Стал таять снег, потому что пришла весна.

- Весной тает снег, потому что пригревает солнце. Весной тает снег, потому что прилетают птицы.

«Нелепицы»

Цель: учить находить логические несоответствия в нелепицах и составлять по ним рассуждение.

Педагог читает тексты стихотворений. Дети объясняют, чего на свете не бывает и почему так не может быть.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет?

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га» - пел соловей.

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Ребята летом на пруду

Кружились весело на льду,

Надев коньки стальные.

Но скоро пять из четверых

Лед проломили и – бултых!

Вернулись остальные.

Зачем позволили на льду

Кружиться им в июле?

Катаясь посуху в саду,

Они б не утонули…

Это верно или нет,

Что как сажа чёрен снег,

Сахар – горек, уголь – бел.

Ну, а трус, как заяц, смел.

Что комбайн не жнет пшеницы,

Что в упряжке ходят птицы,

Что летать умеет рак,

А медведь – плясать мастак.

Что растут на вербе груши?

Что киты живут на суше?

Что с зари и до зари

Сосны валят косари?

Кто подскажет мне ответ,

Это правда или нет,

Что из всех лесных зверей

Всех ленивей – муравей?

Это правда или нет,

Что, почуяв зайца след,

Волк от страха без оглядки

Мчится прочь во все лопатки?

Это правда или нет, что съедает на обед

Мышь, помимо разных крошек,

Двух котов и разных кошек?

Это правда или нет,

Что в неправде правды нет?

В этот час, весёлый час,

Вам загадок я припас.

Вьюга поле замела

И гора зимой бела.

Отвечайте, правда ли?

В марте стаял снег и лёд –

Это к нам зима идет.

Отвечайте, правда ли?

Любит кошка на обед

Виноград и винегрет.

Отвечайте, правда ли?

Лебедь плавает в пруду,

Спит на яблоне в саду.

Отвечайте, правда ли?

Раз случилась беда:

Загорелась вдруг вода.

Как её ни заливали,

А огня все ж не уняли.

На то счастье, на то раз

Проходил мимо Тарас –

Живо воду затушил

И тем славу заслужил.

Как её он заливал,

Про то нам он не сказал,

Только слышно стороной –

Затушил он бородой.

«Почему так говорят?»

Цель: упражнять дошкольников в объяснении образных выражений, используя речь-доказательство.

Мастер на все руки.

Работать спустя рукава.

Старый друг лучше новых двух.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

«Найди причину»

Цель: учить детей находить причины различным жизненным ситуациям; упражнять в правильном построении сложноподчинённых предложений.

Педагог называет ситуацию, а дошкольники её объясняют, находят причину.

- Речка вышла из берегов и затопила деревню.

- Растение в горшке завяло.

- Птицы собрались в стаю.

- Машина встала на дороге.

- Во всем доме перегорели лампочки.

«Узнай, где объяснение?»

Взрослый читает разные тексты, детям нужно узнать, где объяснение и доказать свой выбор.

«Эх, и хорош же вчера попался на глаза мухомор! Сам тёмно-красный, и спустил из-под шляпки вниз вдоль ножки белые панталоны, и даже со складочками». (По М.Пришвину.)

«На рассвете, неподалёку от меня кто-то зашелестел листьями. В шагах двух от меня пробежал круглый встопорщенный ёж. Он пробрался под густой куст и долго там копошился, хозяйничал. Немного погодя он вышел из-под куста и отправился по своим делам. Скоро еж опять вернулся с добычей». (По Ю.Збанацкому.)

«Много лет назад люди строили дворцы из кирпича. Чем же так нравился кирпич? Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они почти всюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит, воды не боится. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом. Поэтому так много во всем мире домов из кирпича». (По Ю.Збанацкому.)

Лев и лисица

Лев был стар. Он не мог ловить зверей. И задумал Лев жить хитростью. Лёг в пещере и притаился больным. Стали звери приходить навещать его, но Лев хватал и съедал каждого, кто приходил к нему. Однажды к пещере Льва пришла Лиса. Стала у входа в пещеру и спрашивает: «Как поживаешь, царь зверей?» Лев отвечает: «Плохо, Лисонька. Да что же ты не войдёшь ко мне в пещеру?» А лиса посмотрела на дорогу и сказала: «По следам вижу – входило к тебе много зверей, а не выходил никто!»

Почему лиса не вошла в пещеру?

Для чего руки нужны?

Петя с дедушкой были большими друзьями и любили задавать друг другу разные вопросы.

Спросил как-то дедушка внука:

- А для чего, Петенька, людям руки нужны?

- Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.

- А ещё для чего? – спросил дед.

- Чтобы ложку держать.

- А ещё?

- Чтобы кошку гладить.

- А ещё?

- Чтобы камешки в речку бросать.

А как бы вы ответили на вопрос Петиного дедушки?

Отгадайте загадки, объясните отгадки.

Очень острые иголки

У меня на страх врагу,

Но в комок свернуться колкий

                           Я, как ёжик, не могу.        (Дикобраз.)

Её скрывает, словно маска,

От всех защитная окраска.

Размечена, как переход,

           Она по Африке идет.  (Зебра.)

У этого крошки

Столбики – ножки.

У этого крошки

Глаза поварёшки.

А ушки покуда

                   С кухонное блюдо.   (Слонёнок.)

Над лесами, городами,

Над просторами полей

Проплывают караваны

Небывалых кораблей.

Держат путь вокруг Земли

           Эти чудо-корабли.  (Облака.)

На вид, конечно, мелковаты,

Но всё, что можно,

Тащат в дом.

Неугомонные ребята –

               Вся жизнь их связана с трудом.  (Муравьи.)

Забияка и воришка

Носит серое пальтишко,

На лету хватает крошки

                    И боится только кошки.  (Воробей.)

У кого вся спина в точках?

                            Кто пасется на листочках?  (Божья коровка.)

В зелёных мундирах

В траве на лугах

Живут музыканты

                    На длинных ногах.  (Кузнечики.)

Я модница такая,

Что всем на удивленье!

Люблю я бусы, блестки,

Любые украшенья.

Но на мою, поверьте,

Великую беду

Наряд мне надевают

          Всего лишь раз в году!  (Ёлка.)

Я катаюсь на нём

До вечерней поры,

Но ленивый мой конь

Возит только с горы,

А на гору всегда

Сам пешком я хожу

 И коня своего

           За верёвку вожу.  (Санки.)

Надели на палку

Стальную ладошку

И под ладошку

                 Сажают картошку.  (Лопата.)

Оставляют за собою

След они рядами,

На работу и домой

                Ходят вверх ногами.  (Грабли.)

Летом снег!

Просто смех!

Снег по городу летает,

                            Почему же он не тает?  (Тополиный пух.)

Верно ли это?

Собирают сыр с кустов.

С зайцами пасут коров.

На лугу доят волов.

В пляс пускается медведь.

Тыквы стали песни петь.

Косят косари леса.

На снегу лежит роса.

Верно ли, что как-то раз

От дождя нас зонтик спас?

Что луна нам ночью светит?

Что конфет не любят дети?