Занятие для младшей группы по речевому развитию на тему "Транспорт"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия по речевому развитию  на тему "транспорт", в котором есть все, чтобы занятие прошло радостно и познавательно для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_transport.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Тема: «Виты транспорта. Профессии людей, работающих на транспорте»

Вид занятия: развитие речи

Возрастная группа: старшая

Задачи:

  • Расширять представления детей о классификации видов транспорта в зависимости т среды передвижения и назначения.
  • Продолжать формировать понятия: наземный, воздушный, водный, грузовой, пассажирский, специальный.
  • Закреплять знания о профессиях людей, управляющих транспортными средствами
  • Развивать мыслительную и речевую активность детей, используя технологию наглядного моделирования.
  • Активизация словаря: добросовестный, трудолюбивый, старательный, вежливый, ответственный, смелый, умелый, зоркий, дисциплинированный, водный, воздушный, наземный, подземный, пассажирский, грузовой, специальный, названия транспортных профессий.

Предварительная работа:

  • Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт», беседы по ним.
  • Наблюдение за транспортом на прогулке.
  • Экскурсии «Путешествие в страну дорожных знаков», «Машины на улицах нашего города».
  • НОД «Правила дорожные – правила надежные».
  • Подбор библиотечки и создание картотеки стихов и загадок о транспорте.
  • Создание уголка развивающих игр на тему «Транспорт»: паззлы, настольные игры.
  • Режиссерская игра «Диспетчер» с использованием наборов картинок разных видов транспорта.
  • Раскрашивание картинок-раскрасок с изображением транспортных средств.
  • Выставка поделок из природного и бросового материала совместно с родителями на тему «Транспорт».

Материалы и оборудование:

  • Раздаточные предметные картинки с изображением разнообразных транспортных средств
  • Полотно «Небо-земля-вода»
  • Для моделирования: кружки, символизирующие виды транспорта (голубой – воздушный; черный – наземный, подземный; синий - водный); кружки-символы видов транспорта в зависимости от назначения (желтые – пассажирский; коричневые – грузовой; красные – специальный, спасательный).

№ п/п

Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

1

Организационный этап

-Организация направленного внимания

-Формирование у детей интереса

-В девять ровно по режиму

Есть занятие у нас.

Чем мы будем заниматься, кто ответит мне сейчас? (будем разговаривать, беседовать, играть.)

-Тогда не будем терять время!

Слушают воспитателя

Отвечают на вопросы.

Этап постановки проблемы

-Формулировка проблемы

-Мотивировать детей на предстоящую деятельность

-Поезд едет, поезд мчит, он колёсами стучит.

Под горой река течет, а на речке пароход.

Едет по шоссе машина, у нее большие шины.

В небо рвется самолет, всех друзей зовет в полет. Он возит грузы и людей, - что это – скажи скорей?

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? Да, правильно, о транспорте.

-А что же такое транспорт?

Отвечают на вопросы

Слушают воспитателя

Играют

2

Этап ознакомления с материалом

-Актуализация сформированных представлений, умений

Игра «Летает, плавает, едет».

-Послушайте правила игры: я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и правильно отгадать их. Отгадки-картинки у вас на столах, отгадку нужно прикрепить к полотну «Небо-земля-вода».

(Загадки про автобус, поезд, грузовик, метро, самолет, вертолет, ракету, лодку, теплоход, подводную лодку).

-Есть разные виды транспорта.

-Что плывет? Лодка, катер, яхта, парусник, корабль.

-Что едет? Автобус, велосипед, машина, грузовик, поезд, мотоцикл.

-Что летает? Ракета, самолет, вертолет, аэроплан, дирижабль.

-Транспорт, который движется по воде, как называется? (Водный транспорт)

-Транспорт, который движется по земле, как называется? (наземный), под землей? (подземный). 

-Каждый вид транспорта будем обозначать разными цветами (воспитатель прикрепляет большие кружки на доску): голубой - воздушный, черный- наземный, подземный, синий водный.

-А давайте поиграем в игру «Путаница». Я читаю предложение, а вы руками показываете и хором отвечаете: Да-Да или Нет-Нет. 1)Транспорт воздушный мы полюбили,

2)Птиц всех быстрее летят автомобили.

3)На работу всех с утра нас развозят доктора.

4)К морю Черному мы в мае полетели на трамвае.

5)В детский сад сегодня нас привезли в автомобиле просто класс!

- Молодцы!

Слушают воспитателя

Играют в «Летает, плавает, едет»

Играют в «Путаницу»

Отвечают на вопросы

Этап практического решения проблемы

-Усвоение знаний и представлений

-Овладение действиями, способами решения проблемы

-Хорошо подумайте и ответьте, зачем же транспорт нужен людям? (Ответы детей).

-Машины придумали и делают люди для облегчения своего труда: передвигаться самим на большое расстояние и перевозить тяжелые грузы. Чтобы работать на машине, нужно много знать.

-Как вы думаете, за счет чего могут работать и двигаться машины? (Дети вспоминают детали самолета, машины, вертолета, поезда).

(выставляются: самолет, вертолет, грузовик, поезд, троллейбус, теплоход)

Дидактическая игра «Что было бы?»

Что было бы, если бы

у машины пропали дверцы, (машина мчится на большой скорости).

... пропал бензобак?

... пропали фары? (ночью, в туман.)

... у велосипеда пропали бы педали?

... у самолета пропали крылья

... пропали сиденья в салоне?

... у экскаватора пропал ковш?

... у грузовика пропал кузов?

... у лодки пропали весла, а лодка находится на середине озера?

  •  

-Мы выяснили: машине, чтобы она двигалась необходим мотор, бензин… а что еще? Ведь она сама не поедет! (Ответы детей.) Конечно, нужен человек, который бы управлял машиной, а как называется этот человек?

-Вспомним профессии, которые связаны с управлением средств транспорта? (Предполагаемые ответы детей: Водитель-водит машину, кондуктор - распространяет билеты за проезд, автомеханик ремонтирует машины, таксист водит такси, тракторист работает на тракторе, крановщик на подъёмном кране и т.д.).

-Какими должны быть эти люди? (внимательными, смелыми, и т. д.)

Все дороги мне знакомы, Я в кабине словно дома. Мне мигает светофор, Знает он, что я- (Ответы детей).

-Да, это шофёр. Шофер или, как еще его называют, водитель. Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший шофёр или водитель? Что он должен знать и уметь? (Ответы детей)

-Но самое главное - шофер должен очень хорошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит безопасность и пассажиров, и пешеходов на дорогах. Это очень важно!

-Как называется человек, который управляет самолетом?

-Человек, который управляет самолетом, называется летчиком. - Летчик или пилот, управляющий самолетом, какой он? Он должен быть смелым, отважным умелым

  •  

По аналогии выясняем, кто управляет разными видами транспорта: поезд, корабль, ракета, велосипед.

-Ребята, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Где мы были, мы не скажем, а что делали- покажем». Послушайте правила игры:

Я буду вызывать вас парами, а вам нужно отойти в сторону (за ширму, придумывать какое-либо действие и показывать его без слов. Ребята спросят у вас: «Где вы были, что делали?» Те, кто придумал действия, ответят. «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем» и покажут задуманное действие. А всем остальным ребятам нужно догадаться какую профессию изобразили дети (смотрит в бинокль, крутит штурвал, переключает скорости, сигналит и. т.д). -Ребята, вам понравилась игра?

Физкультминутка: 

-Представьте, ребята, что мы едем на различном транспорте, сейчас мы его изобразим.

На лошадке ехали, (Шагаем на месте.) До угла доехали.

Сели на машину. (Бег на месте)

Налили бензину.

 На машине ехали,

До реки доехали (Приседания)

  • Трр! Стоп! Разворот. (Поворот кругом.)
  • На реке — пароход. (Хлопаем в ладоши.) Пароходом ехали,
  • До горы доехали. (Шагаем на месте.)
  • Пароход не везет,
  • Надо сесть на самолет.
  • Самолет летит,
  • В нем мотор гудит: (Руки в стороны, «полетели».)
  • -Транспорт служит для передвижения по земле, воде, воздуху, для перевозки пассажиров, грузов. Можем ли мы поделить на группы наземный транспорт в зависимости от его назначения? (Ответы детей)
  • Воспитатель (подводит итог по ответам детей): Да! Транспорт бывает пассажирский, грузовой, специальный.
  • Дети по предложению воспитателя самостоятельно раскрывают назначение каждого из этих видов транспорта и называют транспортные средства. (одновременно ответы детей воспитателем переводятся в схему):
  • -Пассажирский транспорт занят перевозкой пассажиров, т. е людей: автобусы, трамваи троллейбусы такси, поезда, самолеты морские лайнеры и т.д.
  • -Грузовой перевозит груз: грузовые машины, грузовые поезда, самолеты, корабли и т.д. Объяснение сопровождаются показом иллюстраций фотографий транспорта).
  •  

-Специальный транспорт-нужен для очень ответственной работы. Их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь: пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина. Какие номера телефонов набирают при пожаре? Больному? Если что-то случилось? Так же делится на виды по назначению воздушный и водный транспорт.

  • Схема составляется так: на каждый большой кружок, обозначающий вид транспорта в зависимости от среды передвижения (черный - наземный, подземный; голубой-воздущшный; синий-водный), прикрепляются меньшие кружки (желтые  -пассажирский, коричневые-грузовой, красные- специальный, спасательный)

Отвечают на вопросы

Играют в дидактическую игру «Что было бы?»

Играют в игру «Где мы были, мы не скажем, а что делали- покажем».

Выполняют физминутку

Заключительный этап

-Подведение итогов

-Что вам больше всего понравилось? (Подведение итогов занятия с использованием составленной схемы)

-Мне тоже очень понравилось, как вы работали, были внимательными, активными. Пришла пора прощаться. И я надеюсь, что кто-то из вас, когда вырастет, станет хорошим шофером, или капитаном, или лётчиком, или машинистом.

 

Отвечают на вопросы

Подводят итоги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в младшей группе по речевому развитию «Составление рассказа о солнышке по картинкам»

Конспект открытого занятия в младшей группе по речевому развитию«Составление рассказа о солнышке по картинкам»...

Конспект занятия в младшей группе по речевому развитию "Мебель"

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему «Мебель»Цель: -закреплять представления о мебели, её назначении, видах и частях;-развивать логическое м...

Занятие по развитию речи в первой младшей группе (оо: речевое развитие, интеграция областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие) Тема: «Ягоды».

Цели: Обогащать представление детей о ягодах.Учить правильно называть ягоды, их качества, цвет, величину.Активизировать словарь детей за счет слов: вкусная, сладкая, красная, круглая…Разви...

Конспект занятия в младшей группе по речевому развитию "Пересказ сказки К. Чуковского "Цыпленок"

Конспект занятия  в младшей группе по речевому развитию "Пересказ сказки К. Чуковского "Цыпленок"...