НОД по развитию речи в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Чертенкова Анастасия Владимировна

Конспект занятия по развитию речи

"Увлекательное путешествие в зимнее царство"

Программное содержание:

- развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей,

- способствовать осознанному желанию детей следовать правилам речевого этикета в процессе общения,

- обогащать словарь детей за счет расширения представлений о живой природе зимой, признаках зимы, особенностях жизни людей зимой,

- развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников,

- поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе,

- уточнить знания детей о признаках зимы, учить понимать простейшие причинно- следственные связи,

- формировать грамматический строй речи

- развивать мышление, умение анализировать и сравнивать,

- воспитывать интерес к живой природе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razv.rechi_.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

"Увлекательное путешествие в зимнее царство"

Программное содержание:

- развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей,

- способствовать осознанному желанию детей следовать правилам речевого этикета в процессе общения,

- обогащать словарь детей за счет расширения представлений о живой природе зимой, признаках зимы, особенностях жизни людей зимой,

- развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников,

- поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе,

- уточнить знания детей о признаках зимы, учить понимать простейшие причинно- следственные связи,

- формировать грамматический строй речи

- развивать мышление, умение анализировать и сравнивать,

- воспитывать интерес к живой природе.

Материалы и оборудование:

Интерактивная доска, ноутбук; султанчики; аудиозапись П. И. Чайковский цикл "Времена года. Декабрь", картинки со следами животных; картинки «Семейки животных», смайлики настроения.

В о с п и т а т е л ь: Здравствуйте дети! Сегодня в детский сад пришло письмо. Снеговичок просит нас выполнить задания, которые он получил в лесной школе и найти признаки зимы. Он приготовил загадку для вас, но не обычную, а музыкальную. Давайте попытаемся ее вместе разгадать.

Звучит музыка, педагог предлагает детям закрыть глаза, а сам читает отрывок из стихотворения А. С. Пушкина "Зимний вечер"

Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя

Музыка затихает, дети открывают глаза, педагог начинает с ними беседу.

В о с п и т а т е л ь: ребята о чем рассказала вам музыка?

В о с п и т а т е л ь: Что вы представляли себе когда слушали музыку?

В о с п и т а т е л ь: Какое время года спряталось в эту необычную загадку?

В о с п и т а т е л ь: Скажите без чего не бывает зимы?

В о с п и т а т е л ь: Ребята, а вы любите зиму. Расскажите почему.

В о с п и т а т е л ь: Почему санки по снегу скользят легко, кто знает?

В о с п и т а т е л ь: Из чего состоит снег?

В о с п и т а т е л ь: А какие они - снежинки?

В о с п и т а т е л ь: Снег и снежинки это признаки какого времени года?

В о с п и т а т е л ь: Ребята, как называется явление, когда падает снег?

В о с п и т а т е л ь: А когда снег бывает с сильным ветром?

В о с п и т а т е л ь: Метель, буран, пурга, снегопад это признаки какого времени года?

В о с п и т а т е л ь: Давайте подберем родственные однокоренные слова к слову снег.

В о с п и т а т е л ь: Давайте устроим пургу? Возьмите султанчики в руки, вдохните носом поглубже и дуньте на них посильнее, не надувая щеки.

Дети берут султанчики и дуют на них. Педагог предлагает несколько раз повторить это упражнение на дыхание.

В о с п и т а т е л ь: Мы попали в зимний лес, послушайте, какая тишина.

В о с п и т а т е л ь: Что происходит в лесу зимой? Почему так тихо?

В о с п и т а т е л ь: Дети, а какие птицы остаются зимовать? Назвать их помогут наши загадки. (Дети загадывают загадки, отгадки появляются на экране)

Спинкой зеленовата,                                                                              

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

  Вот птичка, так птичка!

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой. (Клест)

Птички- невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок,

Получается прыжок. (Воробей)

 

Днем спит,

Ночью летает-

Прохожих пугает. (Филин)

Трещала с самого утра:

"По-р-ра! Пор-р-ра!

А что пора?

Какая с ней морока,

Когда трещит. (Сорока)

 Всю ночь летает-

Мышей добывает,

А станет светло-

Спать летит в дупло. (Сова)

Все время стучит-

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит. (Дядел)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.  (Снегирь)

В о с п и т а т е л ь: Ребята, а появление снегирей - это признак какого времени года?

В о с п и т а т е л ь: Назовите одним словом.

У синички желтая грудка, она какая? (желтогрудая)

У снегиря красная грудка, но какой? (красногрудый)

У сороки белые бока, она, какая? (белобокая)

У сороки длинный хвост, она, какая? (длиннохвостая)

У воробья короткий хвост, он какой? (короткохвостый)

В о с п и т а т е л ь: Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Снеговик».

В о с п и т а т е л ь: Снеговик это признак какого времени года?

Дети: Снеговик — это признак зимы.

В о с п и т а т е л ь: Давайте внимательно посмотрим, что еще интересного в лесу? Обратите внимание на слегу много следов, давайте определим кому они принадлежат?

Педагог предлагает рассмотреть картинку со следами животных (зайца, белки, волка, лося) и изображения животных. Взрослый объясняет задание - каждому зверю подобрать свои следы.

Дети: Это лисьи следы, это волчьи следы, это лосиные следы, это заячьи следы.

Дети выполняют задание и обнаруживают, что есть лишние картинки с изображениями медведя и ежа, а следов этих животных нет.

В о с п и т а т е л ь: Почему следов этих животных мы не видим на снегу?

Д е т и: По тому что эти животные зимой впадают в спячку.

В о с п и т а т е л ь: А почему эти животные впадают в спячку?

Д е т и: Зимой для них нет пищи.

В о с п и т а т е л ь: (берет картинку с изображением спящего медведя. Ребята, в какое время года медведь впадает в спячку?

Д е т и: Поздней осенью.

В о с п и т а т е л ь: Правильно.

В о с п и т а т е л ь: Ребята, в лесу был переполох и все семейки перепутались. Поможем животным, соберем семейки.

Дети: Заяц, зайчиха, зайчата.

Лис, лиса, лисята.

Волк, волчица, волчата.

Белка, бельчиха, бельчата.

В о с п и т а т е л ь: Ребята, посмотрите на деревья в зимнем лесу. Как они выглядят?

Д е т и : Деревья сбросили листву, засыпаны снегом, находятся в состоянии покоя.

В о с п и т а т е л ь: читает стихотворение С. Есенина «Белая береза».

Что это за серебро на ветвях деревьев? Вы правильно ответите на этот вопрос,если отгадаете загадку:

Не колючий темно- синий

На кустах развешан.

Д е т и : Иней.

В о с п и т а т е л ь: Ребята, иней - признак какого времени года?

Д е т и : Признак зимы.

В о с п и т а т е л ь: Давайте опишем животных по схеме, не называя их, а ребята попробуют отгадать.

В о с п и т а т е л ь: Дикое или домашнее животное, как называется его жилище, размер, цвет, строение, чем покрыто тело, хищное или травоядное, что делает зимой.

(Дети по очереди описывают любое животное, остальные отгадывают.)

В о с п и т а т е л ь: Молодцы, выполнили все задания снеговика, нашли все признаки зимы. Напишем все наши ответы в письме и отправим снеговику.

В о с п и т а т е л ь: Ребята, выберите смайлик с изображением того настроения, которое осталось у вас после сегодняшнего занятия.

Дети показывают смайлики хорошего настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...