Занятие "Путешествие в страну бумаги"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Татьяна Останина

Занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_bumage.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 6 – «Центр развития ребенка»

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности

по теме: « Путешествие в бумажную страну»

Старшая группа

Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории:

                                                                         Останина Т.И

09.02.2022г.


Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ’’Путешествие в бумажную страну’’

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие».

Цель: Продолжать расширять, формировать и закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой.

Задачи:

Образовательные: Сформировать представление о свойствах бумаги, видах. Развивать умение обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента.

Развивающие: Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение выражать мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты.

Речевые: Развивать связную речь, словесно-логическое мышление, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли.

Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.

Оборудование.

Прямоугольные листочки бумаги одинакового размера разных видов.

Бумага: газетная, картон, салфетка, альбомная, обойная, копировальная. Предметы, изготовленные из бумаги. Карандаши.

Предварительная работа: рассматривание предметов сделанных из бумаги.

Ход занятия

Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки. Вот послушайте пожалуйста эту загадку.

Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:

Это что за чудеса:

Дует ветер в паруса?

Ни паром, ни дирижабль —

По волнам плывет.

(Корабль)

.Воспитатель: (Показывает детям кораблик, сделанный из бумаги).Ребята скажите пожалуйста из чего сделан этот кораблик?

Дети: из бумаги

Воспитатель: Правильно ребята,

 на этом кораблике мы и отправимся в наше путешествие. Вы согласны?

Дети: Да

Тогда смелее в путь. Закройте глаза и скажите волшебные слова: Раз, два, три Кругом повернись – кораблик бумажный, в бумажной стране очутись!

Воспитатель: Ребята, вот мы и попали в бумажную страну! В бумажной стране много бумаги. А кто мне скажет, какие бумажные предметы вы знаете?

Дети: Салфетки, Тетради, книги, газеты, картон, раскраски, альбом, салфетки и др.

Воспитатель: Молодцы, вы все верно говорите.

Воспитатель: Ребята, а  скажите пожалуйста из чего делают бумагу?

Дети: из дерева.

Воспитатель: Ребята, я хочу вам показать на чем писали люди, когда еще не было бумаги. Давайте посмотрим на экран.

Просмотр слайдов.

1. Одни народы писали на сырых глиняных плитах.

2. Другие, на дощечках залитых воском, выдавливая острыми палочками.

3. Древние Египтяне научились делать свой материал для письма из растения папирус.

4. Многие народы писали на коже животных, очищенной от жира и шерсти.

5. На Руси писали на берёзовой коре-бересте.

6. Умнее всех оказались китайцы, они раньше всех изобрели бумагу.

Воспитатель.

Ребята, а вы хотели бы узнать, как в современном мире изготавливают бумагу? 

Просмотр слайдов.

1. Для изготовления бумаги необходимо сырьё – это деревья.

2. Их спиливают, везут на деревообрабатывающие комбинаты.

3. Там с деревьев снимают кору, измельчают в крошку.

4. Несколько часов варят, добавляют красители, потом бумажную массу отправляют на специальный станок, где бумагу выравнивают, разглаживают, сушат.

5. А уже потом готовую бумагу скатывают в огромные рулоны, разрезают и отправляют в магазины.

Воспитатель. Вы увидели, что изготовление бумаги очень долгий и сложный процесс. Какой вывод для себя мы сделаем?

Примерные ответы детей.

Нужно бережно обращаться с бумажными предметами, экономно использовать бумагу.

Воспитатель. Гимнастика для глаз.

Вот какая стрекоза — как горошины глаза. (Пальцами делают очки.)
Влево- вправо, назад- вперед- (Глазами смотрят вправо — влево.)
Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глаз)
Мы летаем высоко. (Смотрят вверх.)
Мы летаем низко. (Смотрят вниз.)
Мы летаем далеко. (Смотрят вперед.)
Мы летаем близко. (Смотрят вниз.)

А наше путешествие продолжается.

Воспитатель.

Мы прибыли с вами в лабораторию, предлагаю провести несколько экспериментов из бумаги. Назовите правила поведения в лаборатории?

Примерные ответы детей

Нельзя громко разговаривать, мешать соседу, обязательно соблюдать технику безопасности с предметами. И так  преступим к первому эксперименту.

1. Опыт «Разрывание бумаги»

- Перед вами картон, газетная и обойная бумага. Попробуйте разорвать каждую. (Дети выполняют задание)

- Что можно сказать о бумаге?

Вывод: разная бумага имеет разную прочность. Картон прочный, обойная бумага менее прочная, газетная бумага хорошо рвётся.

2 .Опыт «Разрезание»

Перед вами два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага. Мы возьмем сейчас ножницы и разрежем сначала альбомную бумагу, а потом картон. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у нас возникли затруднение

- Какой вывод вы можете сделать?

Вывод: Картон толще, чем альбомная бумага.

3. Опыт «Намокание»

Для создания этого опыта нам понадобится вода.

Положите лист бумаги в емкость с водой. Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло?

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится водыбумага материал не прочный.

Общий вывод: вся бумага рвется, мнется, режется и намокает, но по-разному. (Показать карточки – схемы)

Легче всего - газетная, потому что газеты печатают каждый день свежие, она самая тонка.

Альбомная  бумага–потолще, попрочнее из нее изготавливают альбом для рисования.

Картон – самая толстая, плотная бумага, поэтому его используют для изготовления коробок, обложек для книг.

Физминутка

По бумаге я бегу, все умею, все могу (бег на месте)

Хочешь  домик  нарисую (встать на носочки, руки вверх, изображая крышу)

Хочешь елочку в снегу (присесть, руки вниз в стороны)

Хочешь дядю (показать усы)

хочешь сад (повороты в стороны, руки вверх)

Мне любой ребенок рад (прыжки на месте)

Копировальная бумага.

Я хочу познакомить вас с бумагой, она называется – копировальная. Кто-нибудь из вас видел эту бумагу раньше? Копировальная бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий. Сейчас мы с вами в этом и убедимся, проведем свой эксперимент. Для начала рассмотрим бумагу. Что вы можете о ней рассказать?

Примерные ответы детей.

Бумага тонкая, шуршит, она разного цвета…

Воспитатель.

Обратите внимание, что одна сторона бумаги жирная на неё нанесена краска, а другая сторона гладкая, матовая на ней нет краски. Бумага одинаковая с двух сторон?

Дети: нет.

В. Какие стороны у бумаги?

Дети: одна сторона блестящая.

В. На этой стороне нанесена краска. А вторая сторона блестит?

В. Теперь я буду рисовать. Я беру два листочка бумаги, между ними положу копировальную бумагу блестящей стороной на нижний листок. На верхнем листочке нарисую солнышко.

В. Сколько получилось рисунков, одинаковые ли они?

Дети отвечают.

Какая бумага мне в этом помогла?

Дети.

В. Вместе повторим – копировальная. Попробуйте нарисовать солнышко сами. У вас должно получиться два одинаковых рисунка. Кто напомнит, какой стороной на листочек нужно положить копировальную бумагу, блестящей или матовой?

Самостоятельная деятельность детей.

В. А теперь поднимите и покажите, сколько рисунков у вас получилось. Молодцы все справились.

Рефлексия.

В. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в бумажной стране?

Дети.

 (показать карточки – схемы)

Дети: бумага рвется, мнется, режется, горит, намокает.

В. Ребята, а бумага прочный материал?

Ответ детей. Нет

Воспитатель: Ребята мы с вами знаем, что бумагу делают из деревьев, значит  давайте  будем беречь бумагу и изделия из бумаги. Обращаться с ней аккуратно, а рвать, мять и резать только для поделок.

Нам пора возвращаться. Заберите свои рисунки, и произнесем заклинание:

Один, два, три, четыре, пять – начинаем колдовать.

Кругом повернись - в Детском саду очутись!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное творчество. Конструирование из бумаги (метод торцевание) "Путешествие в страну полевых цветов".

Цели занятия.1. Образовательные: закрепить знания о строении и назначении цветов; приемов работы в технике торцевания на пластилине; умения детей выполнять коллективную аппликацию по заданной теме.2. ...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевая деятельность и конструирование из бумаги способом оригами. «Сказочная страна»

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельностипознавательно-речевая  деятельность и конструирование из бумаги способом оригами.«Сказочная страна»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (конструирование из бумаги) на тему «Необычная страна Оригамия»

Конспект непосредственно образовательной деятельности (конструирование из бумаги) на тему «Необычная страна Оригамия»...

Мастер-класс для педагогов ДОУ по обучению конструированию из бумаги в технике оригами "Путешествие в страну Оригами"

В игровой форме участники познакомятся с азами сложения из бумаги в технике оригами и узнают об особенностях обучения этому детей дошкольного возраста. Познакомятся с правилами оригамистов. Узнают о р...

Проект «Такая разная - страна бумажная» по формированию представлений о свойствах бумаги у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения искусству квиллинга.

Проект «Такая разная - страна бумажная» по формированию представлений о свойствах бумаги у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения искусству квиллинга....

Конспект познавательно исследовательской деятельности «Путешествие в волшебную страну бумаги» Старшая группа № 5 «Лесная полянка»

Конспект познавательно исследовательской деятельности«Путешествие в волшебную страну бумаги»Старшая группа № 5 «Лесная полянка»...