Зимующие птицы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Нагорная Ксения Олеговна

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением ОНР (III уровня)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgruppovoy._zimuyushchie_ptitsy.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Нагорная Ксения Олеговна

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением ОНР (III уровня)

Цель: закрепить знания по теме «зимующие птицы», знакомство с характеристикой звуков [Б] и [Б’]

Задачи:

  1. Формировать навыки связной диалогической речи;
  2. Развивать словесно-логическое мышление;
  3. Уточнять и расширять словарь по теме «Зимующие птицы»;
  4. Формировать обобщающее понятие «зимующие птицы»;
  5. Развивать мышление на материале описательных загадок;
  6. Развивать слуховое внимание;
  7. Обогащать словарь прилагательных;
  8. Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными;
  9. Знакомить со звуком [Д];
  10. Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук;
  11. Формировать фразовую речь;
  12. Совершенствовать грамматический строй речи;
  13. Совершенствовать навыки словообразования;
  14. Воспитывать умения взаимодействовать друг с другом;
  15. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их зимой.

Оборудование: речевой материал; неречевой материал (изображения птиц, штриховка с буквой «Б», кормушка, доска, мяч, карточки для слов, кружочки (красные, синие), кружочки с настроениями)

Содержание занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

  1. Организационный момент

Логопед предлагает сесть тому, кто назовёт признаки зимы

- озимой идёт снег

- зимой люди одеваются тепло

- появляются заморозки, мороз

- дни короче

- солнце греет слабо

- солнце встаёт поздно, ложиться рано

  1. Введение в тему занятия

Ребята, сегодня к нам в гости прилетели птицы, а какие – вы узнаете, если отгадаете мои загадки. (Детям выдаются картинки за каждую отгаданную птицу, и они вешают их на доску)

Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет. 
Хочет сделать шажок – 
Получается прыжок. (
Воробей.)

Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (
Синица.)

В красной шапке ходит он
Дуб долбит как долотом. (
Дятел.)

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют: 
Не боится он простуды – 
С первым снегом 
Тут как тут! (
Снегирь.)

Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хриповатая –
Известная персона
Кто она? (
Ворона.)

Днем слепая, ночью зряча.
Мышей ловит, а не кот. (
Сова.)

В мороз птенцов выводит,

Из крепкой шишки ёлки

Добудет семя ловко.

У птицы нос крестом 

Зовут её (Клестом)

Скажите, какие это птицы?

Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края?

А чем питаются птицы зимой?

А хватает ли птицами пищи зимой?

Почему не хватает?

А чем мы можем помочь птицам?

Что для этого нужно сделать?

Давайте посмотрим на птиц и скажем, какие они? Если у этой короткий клюв, то она какая?

Воробей

Синица

Дятел

Снегирь

Ворона

Сова

Клест

Зимующие

Потому что они могут найти себе корм.

Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками.

Нет, не хватает.

Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.

Мы можем их подкармливать.

Кормушку.

Короткоклювая, длинноногая, чернокрылая, длиннопёрая, черноглазая, ширококрылая

  1. Изучение нового материала

1. Игра «Где птица»

Выносится кормушка

Где птица?

А что птица делает?

А  если птиц будет много, то что они будут делать?

 

Птица находится на кормушке

Птица находится в кормушке

Птица находится под кормушкой

Птица находится за кормушкой

Птица находится справа от кормушки

Птица находится слева от кормушки

Птица вылетает из кормушки

Птица залетает в кормушку

Птица подлетает к кормушке

Птицы будут налетать на кормушку

2. Игра с мячом « Назови ласково»

А сейчас, мы поиграем с вами игру, я буду называть вам слова, а вы должны будете назвать их ласково

Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.

Птичка, крылышко, лапка, клювик, кормушечка, синичка, голубок, воробушек, совушка

3. Динамическая пауза

Сколько птиц к кормушке нашей 
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, 
Шесть щеглов и голубей, 
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.

  • Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
  • На каждое название птицы загибают по одному пальчику.
  • Опять сжимают и разжимают кулачки.

4. Знакомство со звуком [Д]

Послушайте меня внимательно и скажите, какой звук встречался чаще всего?

Дом, дудка, дрова, еда, радуга

Правильно, а какой это звук?

А у этого звука есть младший брат?

Звук [Д]

Согласный, твёрдый, звонкий, парный

Да, звук [Д’]

5. Игра «Найди слову домик»

Найдите домик для слова: дым, домик. Поставьте нужные кружочки в свои окошечки (синие, красные). Сколько в этом слове слогов? Не забываем о правиле: «сколько в слове гласных – столько и слогов». Опишите первый звук в этом слове, опишите последний звук в этом слове

Звук [Д]

Согласный, твёрдый, звонкий, парный

Да, звук [Д’]

6. Написание буквы на доске

Посмотрите внимательно как пишется буква Д, а затем повторите у себя в тетрадке

Дети выполняют задание

7. Штриховка

Заштрихуйте букву Б

А теперь придумайте слова со звука [Б]

Дети штрихуют

  1. Итог занятия

8. Оценка деятельности детей, рефлексия

Ребята, перед вами два кружочка с настроениями: грустным и весёлым. Если вам понравилась сегодняшняя игра, то поднимите весёлый кружок, а если нет, то грустный.

Что сегодня вы изучали?

Что сегодня было трудно?

Что вам запомнилось?

Дети отвечают на вопросы логопеда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Конспект НОД подготовительной к школе группы на тему: «Расширение и усвоение знаний о зимующих птицах» (в рамках тематической недели «Зимующие птицы»)

Цели: Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы», совершенствование грамматических категори...