Пересказ рассказа Л. Толстого: "Пожарные собаки"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Манакова Ольга Павловна

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группе. Пересказ рассказа Л. Толстого: "Пожарные собаки".

Занятие направлено на формирование у детей дошкольного возраста таких качеств как сочувствие, отзывчивость, желание помочь попавшим в беду, расширение представления детей о профессиях.

Методическая разработка может быть использована воспитателями ДОУ.  Данное занятие разработано воспитателем Манаковой О.П.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peresskaz_rasskaza_l._tolstogo_pozharnye_sobaki.docx22.84 КБ
Файл kartinki_simvoly.docx372.03 КБ
Файл london.docx457.18 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРЕССКАЗ РАССКАЗА Л. ТОЛСТОГО «ПОЖАРНЫЕ СОБАКИ»

Программное содержание:

Формирование словаря: Упражнять в подборе слов со сходным значением (шалун, озорник, проказник…).

Звуковая культура речи: Развитие фонематического слуха. Формирование умения определять место звука в слове.(начало, середина, конец). Отработка интонационной выразительности речи.

Грамматический строй речи: Упражнять в образовании однокоренных слов, в том числе глаголов с приставками (забежал, выбежал, подбежал).

Предметное и социальное окружение: Расширять представления детей о профессиях.

Сенсорное развитие: Продолжать закреплять цвета спектра (красная пожарная машина), формировать умения обследовать предметы разной формы;

Ход занятия

Вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, вопроса, в отдельных случаях выявляющего и уточняющего представления детей, рассматривание иллюстраций, вызывающие нужный эмоциональный настрой.

(Мотивация) Дети находятся в группе, вдруг слышен звук пожарной машины.

 В группу входит пожарный и здоровается с детьми. А не подскажите куда это я попал?

-В детский сад – отвечают дети.

-Ребята, давайте с вами познакомимся меня зовут Петр Петрович.

-Мне очень приятно с вами познакомиться!

-Ребята, а вы знаете кто я по профессии?

-Пожарный! – отвечают дети.

-Правильно!  А чем занимаются пожарные?

-Тушат пожары!– отвечают дети. (спасают людей дополняет пожарный)

Как хорошо, что я попал именно к вам!

Ребята, у меня пропала собака, её зовут Бос! Я отпустил его погулять и он куда-то убежал. Я никак не могу его найти.  

Я недавно приехал из города Лондона, посмотрите, вот он какой красивый город Лондон!  

Мы были там на работе. Спасали людей из горящих домов!

-Ребята, скажите, как можно назвать Боса по-другому если  он убежал на радостях гулять без разрешения? (шалун, озорник, проказник…).-повтори Аня, Серёжа, Демид….

 -Вы поможете мне найти Боса? - спрашивает пожарный.

-Конечно! –соглашаются дети.

Мимические упражнения:

Грусть – хозяин потерял свою собаку.   Радость – собака нашлась.

-Ребята, скажите, а какое бывает выражение лица когда теряешь  собаку?

-Грустное – говорят дети. А у меня, какое лицо?

-Покажите грустное лицо - просит пожарный.

- А какое выражение лица будет у меня когда мой Бос найдётся? - спрашивает пожарный.

-Радостное!  Молодцы! Дети показывают радостное выражение лица.

А теперь вперёд на поиски Боса! (Пожарный поднимает руку в верх призывая детей отправиться на поиски собаки. Спотыкается и роняет папку из рук в которой лежала фотография Лондона.  Из папки вываливается фотография пожарной собаки разрезанная на несколько частей)

- Ой, какой я неловкий, чуть не упал, уронил папку с фотографией (пазлом) собаки.                 Ребята, помогите мне пожалуйста собрать! – просит пожарный.

-Чтобы нам было удобно давайте разделимся на 2 команды и соберём пазл.                                            (Дети стоят около столов собирают пазл.)

Частей у пазла столько, сколько детей  в команде.

Теперь вы знаете, как выглядит мой Бос! Правда красавец! (Дети соглашаются с пожарным, что собака красивая). Он породы - Долматинец! Белый с чёрными пятнами. (закрепляет породу собаки с 2-3 детьми)

-Молодцы, быстро собрали пазл!

Что-то я ребята немного притомился, давайте с вами сядем на стулья, я покажу вам одну книгу. Вот она у меня в папке. Книга в которой рассказывается о пожарных собаках, которые обучены спасать людей из огня.

Мне подарили её в городе Лондоне. (Как называется город?)  Вот посмотрите.                           Она называется: «Пожарные собаки».

 (Садитесь по удобнее, спина у всех ровная, ….)

 О таких собаках рассказал писатель Лев Николаевич Толстой в своем рассказе «Пожарные собаки». История, которую он описал, произошла на самом деле в столице Англии – городе Лондоне. Давайте узнаем, что же там случилось.

Выразительное чтение  художественного произведения. Перед первичным чтением не делается установка на запоминание!  

По ходу текста выставляется картинка на магнитную доску)  

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; ее звали Боб. 

Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее — не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

(Пожарный голосом выделяет однокоренные слова с приставками (забежал, выбежал, подбежал).

3.Беседа по содержанию прочитанного произведения.

Беседа по содержанию по вопросам, важно выяснить основное содержание текста, каковы черты героев, интересные слова, отношение к содержанию у детей.

 (Детям задаются детальные вопросы по тексту. Задавая каждый из них, Пожарный опрашивает нескольких детей, добиваясь самого полного и точного ответа, а также правильности построения предложений:

Пожарный: А теперь, ребята, давайте обсудим то, что мы услышали, ребята вы должны   говорить четко, понятно и с выражением.

1.        О ком говорится в этом произведении?

2.        Почему собак называли пожарными? Что делают пожарные собаки?  

3.        Что произошло однажды? (Однажды загорелся дом)                                                                

4.          С кем приехали к дому пожарные? (Пожарные к дому приехали с собакой по кличке Боб)

5.          Кто выбежал к пожарным, когда они приехали? (К ним выбежала женщина)

6.         Что делала женщина, о чём говорила? ( Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка)

7.         Как Боб нёс девочку? (в зубах за рубашку нёс девочку).

8.         Что сделала мать девочки?  (Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива)

9.         Что делали пожарные после того, как собака вынесла девочку? (Пожарные  ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она)

10.        Что во второй раз вынес Боб из горящего дома? (куклу)

11.      Что стал делать народ, когда увидели, что у собаки в зубах? (Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла любимую куклу девочки)

12       Чем закончился рассказ?  

13.        Как можно сказать о пожарных собаках, какие они?

14.        Чем вам понравился рассказ?        

4. Мотивация.  Повторное чтение.                                                                                      Воспитатель: Дети, послушайте, рассказ еще раз и постарайтесь его хорошо запомнить. Пересказывать его будут  несколько человек – один расскажет начало – о том, почему бывает трудно спасать детей на пожарах,  и для чего пожарным нужны собаки.         другой продолжит, о том, как в доме случился пожар и собака Боб спасла девочку, а третий закончит – расскажет, почему Боб опять рвался в дом и чем все закончилось.   Кто же  желает побыть сегодня нашими рассказчиками?

 Воспитатель: Дети, вы заметили, что в каждой части происходят разные события, поэтому рассказывать нужно разными голосами.                                                                        Каким голосом нужно рассказывать вначале о собаках? (спокойным, обычным).

А каким – о пожаре, девочке, оставшейся в доме, плачущей маме? (серьезным, тревожным).

А как вы будете рассказывать о том, как Боб принес куклу? (веселым, радостным)

5. Пересказ рассказа детьми.                                                                                         Воспитатель дает оценку, о том, как передано содержание и детали рассказа, отмечая последовательность, полноту текста, выразительность.)

Пожарный: Дети, вы правильно отвечали на вопросы, хорошо поняли содержание рассказа.

А сейчас ребята, давайте с вами немного поиграем!  Представьте, что вы  служебные собаки, слушайте и выполняйте мою команду.

Физкультминутка:

Все собачки дружно встали /дети встают/                                                                            Лапки всем мы показали  /ладошки вперед/                                                                            Спинки прогибаются /наклоняемся вперед/                                                                             Собачки улыбаются  /улыбаются/                                                                                      Лапками похлопаем, /хлопаем в ладоши/                                                                                     А  потом потопаем /топаем ногами/                                                                                                        А потом покружимся /повороты вокруг себя/                                                                               А потом подружимся /жмут друг другу руки/                                                                      

Пожарный: Молодцы, рассказчики, вы очень старались.  

-Ребята, скажите когда мы пересказывали рассказ что мы произносили – (предложения.)

А из чего состоят предложения? – (из слов)

Ребята, у вас на столах (листы и ручка) давайте составим схему предложения: Собака Бос несла куклу.

Сколько слов в этом предложении? (4).

Какое первое- Собака -какой первый звук в этом слове «С» -отвечают дети, второе Бос-звук «С» в конце, третье-несла- звук «С» в середине слова? Что нужно поставить в конце предложения? (точку).

Ребята, а теперь вы в своих листах сами составьте схему этого  предложения.

Проверка схемы у  3-4 детей.

Ребята, что-то я у вас засиделся, нужно дальше идти искать Босса, может он всё таки найдётся.

Тут входит воспитатель и говорит не ваша ли собака у нас в спортивном зале спит?

-да, да, наверно моя пойдёмте ребята посмотрим, предлагает пожарный. Все отправляются в спортивный зал.             Конец занятия

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

                                                        

                           

                                         



Предварительный просмотр:

C:\Users\Юра\Pictures\Лондон.jpg

C:\Users\Юра\Pictures\долматинец пажарный.jpgG:\открытое занятие Пожарные собаки\2 пож.jpg



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки»

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе...

занятие для старшего возраста по развитию речи. Тема: пересказ рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки»

Ориентируется на учебное пособие О.С. Ушаковой, программа "Детство"...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки » (образовательная область «Речевое развитие»)

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятеьности с детьми старшей группы по теме "Пересказ рассказа Л.Толстого "Пожарные собаки"...

Пересказ рассказа Л,Толстого "Пожарные собаки"

Презентация занятия по Ушаковой Пересказ Л.Толстого "Пожарные собаки"...

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки»

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки»...

Пересказ рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки»

Конспект НОД по Речевому развитию...

Конспект занятия «Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки» для детей старшей группы 2020 г.

Цель: учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст....