Виды детских рассказов по картин:
учебно-методическое пособие по развитию речи
Методика обучения описанию предметных и сюжетных картин.
Методика обучения описанию натюрморта, пейзажа, жанровой картины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rr.docx | 29.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды детских рассказов по картин:
Описание – это характеристика предмета в статике. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету. При описании важными являются лексические и синтаксические средства, направленные на определение объекта, его признаков. Поэтому используются эпитеты, метафоры, сравнения. Для описания характерна перечислительная интонация.В детском саду дети описывают картинки, игрушки, предметы, интерьер, явления природы, людей.
Повествование – это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени. Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и состояниях (повествование о фактах, событиях, о состоянии и настроении, о переживаниях Поэтому структура повествования жесткая, т.е. она требует определенной последовательности, не допускает перестановки (начало события, его развитие и конец). В повествовательных монологах используются средства, передающие развитие действия: видовременные глагольные формы; лексика, обозначающая время, место, образ действия; слова для связи предложений.
Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отношения. В рассуждении обязательны две смысловые части: первая – то, что объясняется или доказывается; вторая – само объяснение или доказательство (Дети дошкольного возраста овладевают наиболее простыми рассуждениями разговорного стиля.
В детском саду детей обучают двум основным типам монологов – самостоятельному рассказу и пересказу. Они отличаются друг от друга тем, что в первом случае ребенок отбирает содержание для высказывания и оформляет его самостоятельно, а во втором материалом для высказывания служит художественное произведение.
Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. При пересказе ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, внутритекстовые связи).
Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение или контаминация). Здесь допускается (с лингвистической точки зрения) терминологическая неточность, поскольку рассказом мы можем назвать только повествование.
Методика обучения описанию предметных и сюжетных картин
Предметные картины– на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» – автор С. А. Веретенникова, художник А. Комаров). Алгоритм построения занятия по обучению детей описанию предметной картины (картинки) аналогичен последовательности по описанию предметов. Вместо рассматривания предмета, непосредственно воспринимаемого ребенком, проводится рассматривание изображения предмета.
Сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.
Предметные картинки располагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображенного предмета. Сюжетная картинка наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия.
Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий
Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Для описания сюжетной картины важно понять ее содержание, а для этого установить разнообразные связи: не только узнать изображенные объекты, их признаки, действия, но и установить место и время действия, отношения между объектами, причинно-следственные связи. Все это и будет признаками (отличительными особенностями) картины, которые при ее описании и будут перечислены.
Перед непосредственным обучением детей составлению описаний по картине предусматривается их подготовка к обучению. Для этого организуется целенаправленное рассматривание картины, сопровождаемое беседой, направленные на то, чтобы помочь детям выделить основные признаки картины: изображенные объекты, их признаки и действия, место и время действия, отношения между объектами.
В отечественных технологиях сложился определенный алгоритм рассматривания картины с детьми.
1. Перед рассматриванием незнакомой картины полезно провести с детьми предварительную беседу, подготавливающую их к восприятию картины. Эта часть может быть пропущена, если рассматривается уже знакомая детям картина.
2. Затем вносится (открывается) картина, детям предоставляется возможность самостоятельно ее рассмотреть, высказаться по поводу увиденного. Непродолжительность этой части по времени обусловлена психологическими особенностями внимания дошкольников: младшие дошкольники способны сосредотачивать внимание на картине в течение 6—8 секунд. Дети постарше самостоятельно удерживают внимание на картине 12—20 секунд.
3. После того, как педагог замечает ослабление внимания детей к картине, он начинает беседу, сопровождающую дальнейшее рассматривание картины детьми. Беседа начинается с короткого сообщения воспитателя по картине (рассказа по картине). Это сообщение побуждает детей внимательнее посмотреть на картину, увидеть то, что они сами не увидели при первичном восприятии.
Дальнейшая беседа углубляет, детализирует восприятие картины, побуждая детей не только к узнаванию объектов или героев картины, но и к установлению времени и места действия, причинно-следственных связей.
Беседа по картине строится так, чтобы в ней прослеживалась логика будущего монолога.
Уже в ходе рассматривания дети привлекаются к упражнениям в описании. Они побуждаются:
1) к окончанию описания, начатого педагогом: «Пушистая, с черной шерстью на голове, на спине. У нее хвостик черный, а кончик хвоста беленький. Где еще у кошки белая шерстка? Расскажите об этом» (картина «Кошка с котятами»);
2) к самостоятельным описаниям отдельных объектов картины: «Опишите, как выглядит спящий котенок, и расскажите, чем он занят?», «Опишите, как одета эта девочка». Привлекая детей к описанию отдельных объектов, следует помнить, что их описательные умения только начинают складываться, поэтому им нужна помощь;
3) к описаниям по аналогии с образцом: воспитатель может дать образец описания одного объекта, а дети описывают другой аналогичный объект. Кроме этого можно использовать подсказки, наводящие вопросы, указания. К описанию одного объекта можно привлекать 2—3 детей.
В ходе рассматривания желательно обогащать и активизировать словарь детей необходимой для описания лексикой, работать над средствами образности речи.
Завершая беседу, воспитатель вновь описывает картину. Рассказ соответствует плану ее рассматривания, он полнее первого рассказа по объему, более стройный по структуре. В него включаются новые слова и выражения, по сути — это образец описания картины.
В целом же беседа по картине помогает детям рассмотреть картину, «воссоздать» ее содержание, увидеть и узнать изображенные объекты и их признаки, установить место действия, время, выявить причинно-следственные связи. Иначе говоря, рассматривание помогает увидеть особенности картины, отличающие ее от других картин.
На занятии по составлению описаний по картине могут использоваться уже знакомые детям и новые картины. Например, Э.П.Короткова считает, что лучше использовать картины, которые за 2—3 дня предварительно были рассмотрены с детьми.
Образцы описательных рассказов по картине должны служить ярким примером описательной речи и соответствовать следующим требованиям: краткость, логичность, грамматическая правильность, связность и образность.
В обучении детейрассказыванию по картине принято выделять несколько этапов.
В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы воспитателя.
В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно.
Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью педагога составлятьне только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.
Приемы обучения детей рассказыванию, которые можно использовать в работе с картиной. К ним относятся:
- образец рассказывания;
- анализ образца рассказывания;
- совместное рассказывание;
- план рассказывания (2-3 вопроса);
- рассказывание по частям.
анятие по картине, которую дети видят впервые, начинается, с беседы. Цель такой беседы — подвести детей к правильному восприятию и пониманию содержания картины и в то же время научить их отвечать на вопросы.
В беседе по картине вопросы воспитателя — основной прием обучения. Своими вопросами воспитатель должен направлять внимание и мысль детей последовательно от одной части картины к другой, от одной детали к другой. Вопросы воспитателя должны быть максимально конкретными. Постепенность рассматривания картины способствует воспитанию целенаправленного внимания, учит наблюдать, в результате чего у детей создаются отчетливые представления. Натюрморт – жанр в живописи, посвященный изображению неодушевленных предметов – цветов, плодов, предметов обихода. Начинать знакомство с картинами необходимо с натюрморта, т.к. в натюрморте есть только знакомые детям предметы. Задача педагога – помочь детям увидеть эти знакомые предметы с новой, неожиданной для них точки зрения. Детям нужно рассказать, что художник разговаривает красками. Художник карандашом – рисует, красками – пишет. Художник выделяет в картине самое главное – пишет его крупнее, или пишет впереди, ближе всего к нам, или берет самые яркие краски. Используя натюрморты для развития у детей эстетического восприятия, необходимо учить их не только узнавать изображения знакомых цветов, фруктов, Но и получать наслаждение, видеть красоту, многообразие форм, цвета, фактуры предмета. Пейзаж– жанр изобразительного искусства, посвященный передаче природы. Пейзаж бывает сельский, городской, индустриальный, морской и т. д. Особенность пейзажа – в нем всегда отсутствует сюжет.. Для того, чтобы произведение искусства, став предметом восприятия его детьми, не утрачивало своей эстетической ценности, нужно строить занятия так, чтобы не разрушить эстетического образа картины. При восприятии пейзажной живописи широко используется прием «вхождения» в картину. Иногда детям можно предложить мысленно «войти» в картину, «осмотреться» вокруг, «прислушаться», рассказать что слышат. Жанровая живопись. Она также имеет свои подвиды: бытовой, исторический, батальный, мифологический (сказочный). Доступен пониманию детей только бытовой жанр, частично – сказочный, поскольку он близок опыту ребенка. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать детей содержанием картины, это предложить ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для себя события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя.
Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина — это лишь эффективное средство, а главное на занятии — ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.
Методика обучения описанию натюрморта, пейзажа, жанровой картины.
Особый интерес представляют занятия с использованием репродукций пейзажных картин и натюрмортов кисти мастеров искусства. Методику их рассматривания и описания разработала Н. М. Зубарева.
Воспринимая пейзаж или натюрморт, дети должны увидеть красоту изображенного, найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем взволнован художник, осознать свое отношение к воспринимаемому.
Рекомендуются картины И. Левитана «Золотая осень»; «Березовая роща» И. Левитана и «Березовая роща» А. Куинджи; «Утро в сосновом бору» И. Шишкина и др.
Рассматривание пейзажных картин необходимо сочетать с наблюдениями природы (осенний и зимний лес, небо, оттенки цветов зелени при различном солнечном освещении и т. д.) и с восприятием поэтических произведений, описывающих природу. Запас непосредственных наблюдений над явлениями природы помогает детям воспринимать произведения искусства и испытывать эстетическое наслаждение.
Н. М. Зубарева рекомендует оригинальные приемы рассматривания пейзажных картин. Повышает эмоциональное восприятие картины рассматривание ее в сопровождении музыки («Золотая осень» И. Левитана и «Октябрь» П. И. Чайковского). Сама форма занятия вызывает у детей радость, удовлетворение.
Одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему («Березовая роща» И. Левитана и А. Куинджи) помогает детям увидеть различные композиционные приемы, которыми пользуются художники для выражения своего замысла. Предложение мысленно войти в картину, осмотреться вокруг, прислушаться стимулирует творчество и дает полноту ощущения образа. Далее организуется описание картин детьми.
Аналогичная работа проводится по рассматриванию и описанию натюрморта. Эстетическому восприятию его способствует рассматривание посуды, цветов, овощей, фруктов, знакомство с их цветом, формой, фактурой, запахом и составление из них «живых натюрмортов» на столе. Так дети подводятся к описанию натюрморта («Цветы» Д. Налбандяна, «Сирень» И. Левитана).
Обучение детей описанию пейзажных картин строится при помощи следующих приемов:
∙ беседа по картине, оживляющая личные впечатления детей, сходные с изображением пейзажа на картине, и беседа, содействующая ее восприятию;
∙ приемы активизации слов и образных выражений, необходимых для описания; образцы описания картины и ее отдельных фрагментов;
∙ чтение подходящих стихотворений, красочно описывающих сходные картины природы и т.п.
Сюжетная картина служит средством для развития не только описательных, но и повествовательных умений. Описание картины дети строят, опираясь на ее восприятие. Для того чтобы составить повествование, кроме восприятия активизируется творческое воображение детей, чтобы они могли придумывать разные варианты событий, которые предшествовали и следовали за событиями, изображенными на картине. Сюжет рассказа по картине является сотворчеством ребенка и художника. Художник задает своей картиной действующих лиц, «рассказывает» об одном моменте повествования, а ребенок придумывает начало и конец рассказа. Повествовательный рассказ, таким образом, носит творческий характер, но речевое оформление повествования — это самостоятельный продукт деятельности ребенка.
Последовательность построения занятий по обучению детей сочинению повествований по картине такая же, как при обучении детей ее описанию. Но при этом существенно меняется назначение подготовительной части. Если при подготовке к описанию картины дети выделяют «признаки» данной картины: изображенные на ней объекты, их особенности, действия, взаимосвязи и т.п., то при подготовке детей к построению повествования рассматривание картины направляется не только на осмысление содержания картины, но и на активизацию воображения детей, стимулирующего придумывание событий «за кадром».
Простое повествование более сложное и объемное в сравнении с описанием картины. Вначале детей побуждают придумывать события, которые есть в их жизненном опыте. И только в подготовительной группе можно побуждать детей к придумыванию событий, которых пока нет в их опыте.
Для того чтобы дети лучше осознали тему своих будущих повествований, в старшей группе постоянно прибегают к заданиям по названию картины и монологов детей. Рекомендуется включать такие типы заданий:
а) придумать название картины, по возможности, точно отражающее ее тему; сопоставить его с авторским;
б) выбрать название картины из нескольких вариантов, предложенных воспитателем, какое из них больше подходит к картине?;
в) предложить ребенку озаглавить свой рассказ до его предъявления, после прослушивания рассказа предложить детям назвать его и сравнить варианты названий рассказа.
Подобные задания помогут соотносить содержание картины с ее названием (темой), выявлять соответствие содержания рассказов их заголовкам.
В качестве обучающих приемов могут использоваться: образец рассказа воспитателя (полный или частичный), план, индивидуальная и итоговая оценка. Выбор приемов определяется уровнем повествовательных умений детей, усвоением ими структуры текста и способов межфразовой связи.
Составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин — интересный для детей вид заданий, поскольку 3—4 картинки последовательно отображают ход событий. Детям в данном случае необходимы умения «видеть» содержание картин, раскладывать их по порядку, в логической последовательности. Эти умения складываются к пяти го- дам. Поэтому работа с серией картин, связанных единым сюжетом, может быть рекомендована со старшей группы (Е.А. Смирнова).
В опыте дошкольного образования используются различные серии картинок с последовательно развивающимся действием, специально разработанные для детского сада, а также «Рассказы в картинках» Н.Радлова, В.Сутеева, наборы картинок из детских журналов.
Серия сюжетных картин — это своеобразная модель повествовательного текста, в которой каждая картина изображает отдельный эпизод рассказа. Эта особенность данного вида наглядности дает возможность продемонстрировать общую структуруповествовательного текста, сформировать элементарные представления о сюжете и его развитии, о композиции.
Различную последовательность работы с серией картин предлагает В.В. Гербова. Например, такие виды последовательности:
1. Детям предлагается до занятия разложить картинки по порядку; на занятии рассматривается каждая из картинок; составляется рассказ по всем сразу.
2. Открыта только первая картинка, дети коллективно придумывают продолжение и окончание рассказа; затем последовательно открывается вторая, третья, и каждый раз составляется рассказ.
3. Открыта только последняя картинка. Дети придумывают начало и продолжение и рассказывают конец рассказа по открытой картинке. Затем последовательно открываются картинки (первая, вторая и т.д.), каждый раз придумывается новый рассказ.
4. Открыта первая и последняя картинки. После придумывания рассказа открываются все картинки, и снова составляется рассказ.
5. Картинки открыты через одну. Составляется рассказ. Открываются все картинки, составляется рассказ по всем картинкам.
Заслуживает внимания технология рассматривания картинок сюжетной серии, разработанная Е.А.Смирновой и О.С.Ушаковой. Включение в беседу по картинкам приема «Закончи предложение» дает детям не только последовательность повествования, но и образцы различных синтаксических форм и способов межфразовой речи. Подбор прилагательных для характеристики героев картины (добрые, заботливые, ласковые, находчивые, смелые) дает возможность дошкольникам детализировать описание персонажей повествования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по составлению сюжетного рассказа по картине «Детские забавы зимой»
Программное содержание:- учить составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картинке;- развивать связную речь;- развивать память, внимание, логическое мышление;- воспитывать любов...
Конспект организованной образовательной деятельности Составление рассказа по картине в старшей группе детского сада «Лошадь с жеребенком»
Конспект занятия...
Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»
Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать технологию синквейн в составлении рассказа по пейзажно...
Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картине «Река замёрзла». Дифференциация звуков с – ш.
Разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картине «Река замёрзла». Дифференциация звуков с – ш.Задачи:- закреплят...
Опыт работы детского сада по развитию связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок.
Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся обучением русскому языку....
Н епрерывная образовательная деятельность по развитию речи.Составление рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ по теме "Осень" в подготовительной группе детского сада.
Цель: научить составлять рассказ по картине по методике ТРИЗ в игровой форме....
Н епрерывная образовательная деятельность по развитию речи.Составление рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ по теме "Осень" в подготовительной группе детского сада.
Цель: научить составлять рассказ по картине по методике ТРИЗ в игровой форме....