Лэпбук "Развитие речи"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Кизыма Галина Васильевна

Лэпбук -  интерактивная папка-раскладушка, позволяющая посредством игровых заданий подать информацию в игровой форме (книжки –раскладушки, книжки - гармошки, блокнотики, вращающиеся круги, карточки, конвертики и т.д.).  Безусловно является помощником в процессе обучения детей дошкольного возраста.

Данный вид дидактического материала предназначен для развития речи детей общеразвивающих групп и детей, обучающихся в группах компенсирующей направленности. Может использоваться как в индивидуальной работе, так и в работе с небольшой группой детей.

Цель: активизация и развитие речи детей с нарушениями речи; закрепление и систематизация знаний и умений детей.

Задачи:

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие мимики;

- умение согласовывать имена числительные с именами существительными;

- умение правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа в именительном и родительном падеже;

- умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы имён существительных;

- умение образовывать прилагательные;

- обогащение словарного запаса;

- развитие связанной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Лэпбук «Развитие речи»

Лэпбук -  интерактивная папка-раскладушка, позволяющая посредством игровых заданий подать информацию в игровой форме (книжки –раскладушки, книжки - гармошки, блокнотики, вращающиеся круги, карточки, конвертики и т.д.).  Безусловно является помощником в процессе обучения детей дошкольного возраста.

Данный вид дидактического материала предназначен для развития речи детей общеразвивающих групп и детей, обучающихся в группах компенсирующей направленности. Может использоваться как в индивидуальной работе, так и в работе с небольшой группой детей.

Цель: активизация и развитие речи детей с нарушениями речи; закрепление и систематизация знаний и умений детей.

Задачи:

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие мимики;

- умение согласовывать имена числительные с именами существительными;

- умение правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа в именительном и родительном падеже;

- умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы имён существительных;

- умение образовывать прилагательные;

- обогащение словарного запаса;

- развитие связанной речи.

Разделы:

«Артикуляционная гимнастика» - ребёнок учится выполнять артикуляционные упражнения в игровой форме. Цветные карточки с изображениями скреплены в виде гармошки. Ребенок учится определять положение языка, губ, щёк, которое необходимо для произношения конкретного звука или их группы.

 «Какой? Какая? Какое?» - ребенок расширяет активный словарь признаков. Игра формирует у детей умение подбирать признаки к предмету, опираясь на различные его характеристики (цвет, форма, размер, принадлежность к группе предметов и т.д.). Блокнот содержит изображения предметов, которым ребенку необходимо дать описательную характеристику.

«Большой - маленький» - у ребенка формируется представление о больших и маленьких объектах, развивается способность правильного зрительного восприятия предметов. Блокнот содержит изображение предметов, которые ребенку необходимо охарактеризовать по величине, поделить на большие и маленькие.

Игровая карусель «Чей малыш?» - ребенок учится правильно называть животных и их детенышей. Необычная форма задания позволяет научить ребенка группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, способствует активизации зрительных функций - навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения. Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата.

«Один – много» - ребенок учится правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа в именительном и родительном падеже, согласовывать числительные с существительными. Мини-книжки зеркально расположены по отношению друг к другу. Ребенок листает страницы мини-книжки, называя изображенные предметы в количественном исчислении.

Игра «Повтори за мной» - ребенок тренирует внимание, пространственные представления; формируется координация сенсорных и моторных компонентов деятельности. Карточки содержат изображения с различными положениями рук, ног, туловища человека, которые ребенку необходимо повторить.

 «Назови ласково» - ребенок учится образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных. Мини-книжка содержит изображения, уменьшительно-ласкательную форму которых ребенку необходимо озвучить.

«Собери картинку» и «Составь рассказ» - ребенок учится правильно составлять объект из частей, составлять предложение, правильно подбирать слова; развивает память, правильную речь, фантазию, самостоятельность мышления, способность анализировать, сопоставлять, логически мыслить. Ребенок самостоятельно складывает картинку и пробует придумать рассказ.

«Скажи наоборот» - ребенок учится анализировать, строить логические выводы, подбирать антонимы, правильно составлять словосочетания. Карточку с изображениям ребенок перелистывает, называя противоположное по смыслу слово, составляет словосочетание, предложение.

В речевом развитии ребёнка главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, а также расширения зоны общения со взрослыми. Необходимо весь день ребёнка сделать более содержательным в плане речевого развития. Совместная деятельность со взрослым может обеспечить ознакомление с окружающим миром и развитие активной речи ребёнка. Важно организовать совместные действия так, чтобы взрослый мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти доступные для ребёнка поводы для общения. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Взрослый должен быть готов к встречной активности ребёнка. Мы знаем, что им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными; внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес.

Работа с «лэпбуком» отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми: включенность взрослого в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности, свободное общение и перемещение детей во время деятельности. Лэпбук помогает ребенку лучше понять и запомнить материал. Помимо этого, лэпбук является отличным способом для повторения пройденного материала. Он находится в свободном доступе, поэтому ребенок в любое время может взять и заниматься по нему под контролем взрослого.

Лэпбук хорошо подходит как для групповых занятий с детьми, так и для индивидуальных. Необходимо отметить, что создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и ребенка. Работа по определению тематики, форм и элементов, формированию наполнения, сбору материала направлена на расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса и непосредственно на развитие связной речи ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.

Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...

Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"

Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....

Семинар-практикум "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...