«Весёлая гусеница» (Многофункциональное дидактическое пособие)
материал (старшая группа)

Васильева Наталья Александровна

Дидактическое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5−7 лет). Главная особенность состоит в том, что все задания предлагаются детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, музыкальными инструментами, учатся петь, общаться со своими сверстниками и со взрослыми.Пособие позволяет на наглядной основе и в игровой форме развивать логическое мышление и внимание, запомнить цифры, освоить навыки прямого и обратного счета в пределах 10, формировать познавательный интерес к математическим операциям с цифрами от 0 до 10, автоматизировать различные навыки по развитию речи у ребёнка, а также развивать музыкальный (ритмический, мелодический и звуковысотный) слух, опираясь на цветовой спектр  диатонических колокольчиков.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей №23» структурное подразделение дошкольные группы «Василек»

140250 Московская область, г.о. Воскресенск, г. Белоозёрский, ул.Молодёжная, зд.38;

тел./факс: 8(49644) 75-626; email: MDOU_26_VASILEK@mail.ru

«Весёлая гусеница»

(Многофункциональное дидактическое пособие)


Авторы пособия:

Васильева Наталья Александровна, воспитатель

тел: 89161998924; email: natysik_3175@mail.ru;

Пронина Евгения Викторовна, музыкальный руководитель
тел: 89262474781; email:
FlowerJein3@yandex.ru
Апрель, 2022г.

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия

«Веселая гусеница».

Дидактическое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5−7 лет). Главная особенность состоит в том, что все задания предлагаются детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, музыкальными инструментами, учатся петь, общаться со своими сверстниками и со взрослыми. 

В поиске чего-то неординарного и интересного нами было разработано многофункциональное дидактическое пособие «Весёлая гусеница», состоящее из одиннадцати кругов разного цвета, которые вставляются в машинки конструктора Bauer Classic (или аналогичные), разноцветных шляпок с карточками - заданиями (цифры от 1 до 10; предметные картинки для автоматизации звуков [С], [З], [Ц], [Р], [Л], [Ш], [Ч] и обучению грамоте), а также набором нот.

Пособие позволяет на наглядной основе и в игровой форме развивать логическое мышление и внимание, запомнить цифры, освоить навыки прямого и обратного счета в пределах 10, формировать познавательный интерес к математическим операциям с цифрами от 0 до 10, автоматизировать различные навыки по развитию речи у ребёнка, а также развивать музыкальный (ритмический, мелодический и звуковысотный) слух, опираясь на цветовой спектр  диатонических колокольчиков.

 «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»


Игра «Наряди гусеницу»

Цель: развитие способности к анализу и синтезу, установлению закономерности пространственных отношений.

 Ход игры: 

 На шляпке прикрепить карточку с определенным рядом геометрических фигур. Предложить ребенку «нарядить» гусеницу по образцу.


Игра «Сосчитай и подбери цифру»

Цель: упражнять в умение соотносить количество предметов с цифрой; развивать навыки счета, способствовать развитию зрительного внимания.

Ход игры: ребенок выкладывает столько кругов, сколько показывает цифра и наоборот.

Игра «Назови соседей»

Цель: учить называть числа "соседей".

Ход игры: на втором круге прикрепить цифру, ребенок-называет и прикрепляет «соседей» данного числа.

Игра «Какой цифры не стало?»

Цель: научить свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Материал: цифры от 1 до 10 на липучках.

Ход игры: из числового ряда убираются одна-две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра пять сейчас стоит между цифрами 7 и 8 (или она исчезла). Это неверно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.

Игра «Решай - ка»

Цель: воспитывать устойчивый интерес к решению арифметических действий.

Ход игры: на шляпке прикрепить (ребенок может выбрать любой пример) карточку с примером и с помощью кругов вычислить и ответ поместить на бантик.

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Игра «Подарки для гусеницы» (подбор картинок на заданный звук)

Цель: закреплять правильное произношение звуков [С], [З], [Ц], [Р], [Л], [Ш], [Ч], в словах; развитие фонематического анализа, а также внимания и мышления.

Ход игры: Дети выбирают картинки с заданным звуком и «дарят» их гусенице, называя четко все «подарки».

Игра «Найди место звука в слове»

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).

Ход игры: Педагог называет звук и предлагает определить его позицию в названии предмета.

Игра «Раздели слово на слоги»

Цель: совершенствование навыка деления слов на слоги.

Ход игры: Детям предлагается найти все предметы (из числа тех, которые «съела» гусеница), в названиях которых один (два, три, четыре) слога. Сосчитать количество звуков в слове.

Один слог: лук, лось, шкаф, лещ, ключ и т.д.

Два слога: сова, осы, ваза, труба, шапка, лыжи, бочка и т.д.

Три слога: жёлуди, девочка, катушка, самокат, радуга и т.д.

Четыре слога: гусеница, медвежонок, черепаха, пуговица и т.д.

«Прочитай слово по первым звукам – найди картинку»

Цель: Упражнять детей в умении читать.

Ход игры: Ребенку необходимо прочитать слово по первым звукам и найти соответствующую картинку.

          «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. МУЗЫКА»

Игра «Поющая гусеница»
Цель: Научить детей петь (протяжно или коротко) звук определённой высоты.
Ход игры: Дети выбирают круг любого цвета и прикрепляют к нему гласную букву, а затем поют на её на высоте, соответствующей цвету (можно проверить с помощью диатонических колокольчиков или фортепиано: красный – «до», оранжевый – «ре», желтый – «ми», зеленый – «фа», голубой – «соль», синий – «ля», фиолетовый – «си», белый – «до (второй октавы)»)


Игра «Песенка» (для ансамбля диатонических колокольчиков)

Цель: Учить детей составлять гамму и простые мелодии для исполнения в ансамбле диатонических колокольчиков.

Ход игры: Ребенку нужно выстроить ряд из разноцветных кругов по цветам радуги – получится гамма «до мажор», затем, меняя местами круги, а также добавляя новые, составить мелодию и сыграть ее.

Игра «Ритмический рисунок»
Цель: Развить ритмический слух.
Ход игры: Дети прикрепляют внутрь каждого круга одну, две или три ноты, чередуя варианты. Затем нужно прохлопать в ладоши (или с помощью музыкального инструмента, например, бубна) получившийся ритмический рисунок. Можно усложнить игру, разделив детей на команды: у каждой команды будут круги только определенного цвета и важно не запутаться, а хлопать ритм только в свою очередь!

Игра «Аккорд» (или «Многоголосие»)

Цель: Научить различать количество звуков в аккорде.
Ход игры: Один ребенок (самостоятельно или с помощью взрослого) выкладывает 2,3,4 круга различных цветов. Группа детей играет получившийся интервал или аккорд на диатонических колокольчиках, а кто-то из детей (или вторая команда) стоя спиной угадывает, сколько колокольчиков играло только что и проверяют свои догадки, повернувшись к гусенице и сосчитав круги.

Игра «Выше или ниже»
Цель: Научить различать звуки по высоте.
Ход игры: Один ребенок выкладывает 2 круга различных цветов. Группа детей играет на диатонических колокольчиках по очереди звуки, соответствующие цветам на гусенице, а кто-то из детей (или вторая команда) стоя спиной угадывает, какой звук выше, а какой – ниже. Можно усложнить игру, выстроив в ряд больше кругов. В этом случае нужно запомнить последовательность повышающихся или понижающихся звуков.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональное дидактическое пособие "Весёлый Художник"

Многофунциональное дидактическое пособие предназначено для организации работы по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников...

Многофункциональное дидактическое пособие "Речевая гусеница"

Главная  особенность дидактической игры состоит в том, что задание предлагается детям 5-7 лет в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с ...

Презентация многофункционального дидактического пособия «Весёлый куб» на методической площадке по теме: «Игра как механизм социализации, в рамках социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

Пособие представляет собой куб из шести граней-решеток для раковины, соединенных при помощи цветных ленточек, которые имеют задания, носящие игровой характер. Внутри куба расположены пластмассовы...

Многофункциональное дидактическое пособие «Умная гусеница»

Цель:  В игровой форме закрепить знания, полученные на занятиях,  облегчить усвоение материала с опорой на наглядность. Задачи: - развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук;- р...

Методические рекомендации по использованию многофункционального дидактического пособия "Цветная гусеница" для познавательного и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста

Данные методические рекомендации предназначены для планирования и организации образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста по познавательному и речевому развитию.Содержит описа...

Авторское многофункциональное дидактическое пособие и Методические рекомендации по организации работы с пособием «Пятнышки»

Авторское многофункциональное дидактическое пособие и Методические рекомендации по организации работы с пособием «Пятнышки»...

Многофункциональное дидактическое пособие по развитию речи " Веселая гусеница"

Многофункциональное дидактическое пособие по развитию лексико-грамматического строя речи для детей 3-4 лет. Можно использовать в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми....