Конспект по развитию речи "Осенний лес" в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Юнолайнен Екатерина Борисовна

Конспект по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesovichok.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи «Осенний лес» в средней группе.

Цель: познакомить детей средней группы с рассказом о природе леса осенью.

Задачи: Продолжать формировать умение внимательно слушать художественное произведение.

 Учить отвечать на вопросы по содержанию, активизировать словарь детей.

 Продолжать развивать память, внимание, познавательные интересы детей: давать правильные названия лесным птицам, называть грибы, ягоды.

 Продолжать работу по звуковой культуре речи: произносить шипящий звук -ш-: громче, тише; воспитывать любовь к природе родного края.

Предварительная работа: наблюдения за изменениями в природе осенью; предварительное знакомство и разучивание с детьми стихотворения Е. Благинина “ Листья золотые падают, летят”; рассматривание иллюстраций с изображением лесных птиц.

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением осени в лесу, фигурка Лесовичка, иллюстрации с изображением лесных птиц.

Раздаточный материал: по два “листика” в каждую руку для проведения п/и “Ветер-Листья”.

Форма организации: коллективная (совместная деятельность воспитателя и детей).

Методы и приё мы: использование художественной литературы, вопросы к детям, индивидуальная работа, словарная работа и активизация словаря; игровой, наглядный, практическая деятельность детей.

1. Вводная часть

Прослушивание музыкального отрывка П. И. Чайковского “ Времена года. Осень.

2. Основная часть

Чтение наизусть стихотворения Е. Благинина  «Листья золотые падают ,летят.»

Беседа об изменениях в природе в октябре;

Сюрпризный момент - появление героя Лесовичка;

Загадывание загадок о ветре и листьях;

Физкультминутка “ Ветер по лесу летал;

ЗКР звук -ш-: игра “ Ветер и листья”;

Знакомство детей с произведением Соколова “ Осень в лесу”;

Вопросы к детям по содержанию;

3. Заключительная часть

Обобщение воспитателя о изменениях природы в лесу осенью;

д/и “ Улетают-остаются”.

Ход занятия

Дети сидят полукругом на стульчиках, воспитатель включает фоном музыкальный отрывок П. И. Чайковского“ Времена года. Осень ” зачитывает отрывок А. С. Пушкина.

Воспитатель:

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышко не видно,

Темны-темны ночи.

- Ребята, как вы думаете, о каком времени года эти стихи? (об осени)

- А кто может назвать осенние месяцы(сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Назовите, какой сейчас идёт месяц. (октябрь)

-Правильно, именно в октябре осень раскрашивает деревья разноцветными красками. Мы с вами недавно учили стихотворение Е. Благининой «Листья золотые падают ,летят», давайте его вспомним. Кто хотел бы его рассказать. (воспитатель спрашивает 2 детей.)

Листья золотые падают, летят,

Листья золотые устилают сад.

Много на дорожках листьев золотых,

Мы букет хороший сделаем из них,

Мы букет поставим посреди стола,

Осень золотая в гости к нам пришла.

- Молодцы!

- Ой, ребятишки, посмотрите, к нам гость пришёл! Кто это? (Лесовичок).  Лесовичок очень любит загадки, попробуйте их отгадать.

“ Без рук, без ног, а деревья гнёт” (Ветер)

“ Падают с ветки золотые монетки” (Листья)

- Молодцы, какие вы сообразительные. Давайте мы покажем Лесовичку нашу игру с пальчиками.

Физкультминутка “ Ветер по лесу летал”

Ветер по лесу летал, (делаем лёгкие махи, имитируя ветер)

Ветер листики считал:

(загибаем по очереди пальчики на руке, начиная с большого пальца)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой

Вот последний лист с осинки.

Ветер бросил на тропинку. (выполняем соответствующее движение)

Игра повторяется 2 раза.

Воспитатель предлагает от имени лесовичка поиграть в игру “ Ветерок и листья” (звуковая культура речь: произнесение звука -ш-тихо, громко, отрывисто, протяжно)

- Какие вы молодцы! Старичок-лесовичок  хочет чтобы мы как можно больше узнали о природе осеннего леса. Давайте послушаем вместе рассказ И. Соколова “ Осень в лесу”.

- Ребятишки, слушайте внимательно, запоминайте, какие же изменения происходят в лесу осенью (воспитатель читает рассказ).

Осень в лесу И. Соколов-Микитов.

Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень. По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки. В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещенных солнцем лесных полянках краснеют гроздья рябины. Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка. По прозрачному высокому небу “бегут” и "бегут” облака.

В погожие дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли.

Беляк.

По лесу прошли лоси, нашумели, испугали зайчишку-беляка. Выскочил из своего логова трусливый зайчишка. Сел, слушает. Страшно робкому зайчишке-беляку. Много у него в лесу врагов. Всякого шума боится беляк. Заскрипит дерево - кажется беляку: это идут злые волки. Прыгнет из-под ног лягушка - тоже страшно зайчонку. Гугукнет ночью сова - у беляка душа в пятки. Почти весь год в страхе живёт зайчишка-беляк. А всего страшнее ему в осенние прозрачные дни. Где ни ляжет, ни спрячется, его видно издалека, кругом всё жёлтое, золотое, а шкурка у бедняги уже побелела. Ни ночью, ни днём не спит робкий беляк. Ждёт не дождётся, когда придёт зима, выпадет глубокий снег. Зимой беляк весь белый, только кончики ушей чёрные. Зароется он в снежный сугроб - никто его не увидит: ни хитрая лисица, ни волк, ни быстрая рысь.

После прочтения рассказа воспитатель от имени Лесовичка  задаёт детям вопросы:

- Когда наступает золотая осень?

- Почему осень именно в октябре называют золотой?

- Вы внимательно слушали, какие же грибы можно собирать осенью?

- А, какие ягоды созревают в лесу осенью?

- Что можно заметить ещё в лесу в тёплые, погожие дни?

- Кто слушал и запомнил, какие птицы собираются улететь, и какие остаются?

- А, что вы можете рассказать про зайца-беляка (Выслушивает рассказы детей)

Молодцы, ребята, хорошо слушали рассказ. Вся природа готовится к зиме и растения, и животные, и птицы.

Лесовичок очень вами доволен и хочет ещё раз проверить вас на внимательность, он предлагает вам игру “ Улетели-остались” (воспитатель по очереди показывает лесных птиц, а дети называют их и говорят улетают они на юг или остаются зимовать в лесу.)

В конце занятия Лесовичок хвалит ребятишек за хорошую игру, прощается. Воспитатель предлагает ребятам сказать всем спасибо за хорошее настроение и занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в средней группе "Кошка с котятами"

Открытое занятие для родителей и коллег. Использовала интерактивную доску и слайды. Очень понравилось....

"Предметы личной гигиены" план - конспект по развитию речи для средней группы

план - конспект по развитию речи для средней группы "Предметы личной гигиены"...

Конспект по развитию речи в средней группе. "Осень".

Конспект по развитию речи на тему: "Осень"....

КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА «ЛЕТНЯЯ ПРОГУЛКА»

Предварительная работа. Поговорите с детьми о смене сезонов года и проде­монстрируйте это на пособии-часах «Времена года». Обратите внимание детей на то, что зимой на деревьях нет листьев. Весной...

Конспект по развитию речи в средней группе «Одежда. Обувь. Составление рассказа-описания «Магазин одежды»».

Технологическая карта по развитию коммуникативно-речевых способностей для детей 4-5 лет.«Одежда. Обувь. Составление рассказа-описания «Магазин одежды»».г. Тамбов д/с «Радуга»  Воспитатель:...

План-конспект по развитию речи в средней группе Тема: «Фрукты»

Цель:  - формирование умения отвечать на вопросы и составлять описательный рассказ,  образовывать и употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными.   - закре...