Нод. Речевая деятельность Тема: «Город, в котором я живу»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шарапова Татьяна Михайловна

Нод. Речевая деятельность

Тема: «Город, в котором я живу»

Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:  Образовательная

         -  совершенствовать фонематический слух, упражнять в определении первого звука в словах, составлении слова из выделенных звуков (д/и «Расшифруй слово»);

          - совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова – существительные с суффиксами (д/и «Кто, в какой стране живет?»);существительные множественного числа (ди «Один – много»);развивать навыки согласования количественных числительных с существительными (д/и «Назови количество школ»);

       -  упражнять в подборе слов-антонимов, согласовании прилагательных с существительными (д/и «Скажи наоборот»);

         - расширять и активизировать словарный запас прилагательных (д/и «Букет красивых слов»);

          - продолжать работу по обогащению словаря детей (горожане, достопримечательность, виртуальное путешествие);

          - упражнять в умении отгадывать загадки, развивать сообразительность, быстроту реакции, логику; (загадки);

            Развивающая

         -   развивать умение обобщать предметы по заданному признаку, развивать слуховое восприятие, внимание, быстроту мышления (д/и «Четвертый лишний»);

          -  закреплять умение собирать целую картинку из 6-ти частей, формировать у детей представление о целостном образе предмета, развивать логическое мышление, мелкую моторику рук (д/и «Собери и назови достопримечательность»);

          -  развивать выразительность речи, память, чувствительность к рифме, приобщать к восприятию поэтической речи (художественное слово);

           -  продолжать совершенствовать диалогическую форму речи,учить детей формулировать полный ответ на поставленный вопрос.

           -  продолжать формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очередность, отвечая на вопросы, слушать другого ребенка, не перебивая.

         - упражнять в умении согласовывать движения и текст (физкультминутка);

        -  уточнять и обогащать знания детей о малой Родине.

        Воспитательная .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod1.docx37.01 КБ

Предварительный просмотр:

Нод. Речевая деятельность

Тема: «Город, в котором я живу»

Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:  Образовательная

         -  совершенствовать фонематический слух, упражнять в определении первого звука в словах, составлении слова из выделенных звуков (д/и «Расшифруй слово»);

          - совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова – существительные с суффиксами (д/и «Кто, в какой стране живет?»);существительные множественного числа (ди «Один – много»);развивать навыки согласования количественных числительных с существительными (д/и «Назови количество школ»);

       -  упражнять в подборе слов-антонимов, согласовании прилагательных с существительными (д/и «Скажи наоборот»);

         - расширять и активизировать словарный запас прилагательных (д/и «Букет красивых слов»);

          - продолжать работу по обогащению словаря детей (горожане, достопримечательность, виртуальное путешествие);

          - упражнять в умении отгадывать загадки, развивать сообразительность, быстроту реакции, логику; (загадки);

            Развивающая

         -   развивать умение обобщать предметы по заданному признаку, развивать слуховое восприятие, внимание, быстроту мышления (д/и «Четвертый лишний»);

          -  закреплять умение собирать целую картинку из 6-ти частей, формировать у детей представление о целостном образе предмета, развивать логическое мышление, мелкую моторику рук (д/и «Собери и назови достопримечательность»);

          -  развивать выразительность речи, память, чувствительность к рифме, приобщать к восприятию поэтической речи (художественное слово);

           -  продолжать совершенствовать диалогическую форму речи,учить детей формулировать полный ответ на поставленный вопрос.

           -  продолжать формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очередность, отвечая на вопросы, слушать другого ребенка, не перебивая.

         - упражнять в умении согласовывать движения и текст (физкультминутка);

        -  уточнять и обогащать знания детей о малой Родине.

        Воспитательная .

         -  воспитывать любовь к Родине.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций о Исилькуле, разучивание стихотворений, составление рассказов по картинкам.  Чтение рассказов о  Исилькуле, рассматривание флага, герба  Исилькуля, рисование  «Мой город». Экскурсия по улицам города Исилькуля.

Оборудование:

Картинки для игры «Расшифруй слово», картинки «Достопримечательности города», видеоклип « Исилькуль – лучший город Земли», цветы для игры «Букет красивых слов».

                    Содержание образовательной деятельности.

  1. Мотивация

Дети  встают в круг.

        - Ребята давайте вспомним правила красивой речи.

Пальчиковая гимнастика «Правила красивой речи».

Каждый день, всегда, везде (дети сжимают и разжимают пальцы в кулаки)

На занятиях, в игре (пальцы левой руки соприкасаются с пальцами правой)

Ясно, четко говорю,

Потому что не спешу (дети сжимают и разжимают пальцы в кулаки).

      -  Ребята я приготовила для вас интересное задание «Расшифруй слово». Определите первые звуки в словах-картинках, и составьте по первым звукам новое слово, и вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить. На доске выставляются картинки: рыба, ослик, дом, индюк, носорог, арбуз. (Родина)

2. Целеполагание

           -  Правильно, говорить сегодня мы будем о Родине.Что такое Родина? Как вы понимаете это слово? (ответы детей).

          -  Родина это и страна,в которой мы живем, и город, и дом, и улица, и наши близкие и родные, и природа, которая нас окружает. Как называется наша большая Родина, страна, в которой мы живем? (Россия)

            - Верно.А какие страны вы знаете помимо России?

(ответы детей)

  1. Совместная деятельность воспитателя и детей

Давайте поиграем, я буду называть страну, а вы называете народ, который там живет.

           Д/И   «Кто, в какой стране живет?»

 Россия – россияне

Америка - американцы

Англия – англичане

Франция – французы

Италия – итальянцы

Испания – испанцы

Китай – китайцы

Япония - японцы

Украина – украинцы

Греция – греки

Турция – турки

Тунис - тунисцы

 Вместе с нами на земном шаре живут люди различных национальностей. Каждый народ имеет свой родной язык, свои национальные костюмы, любимые праздники, традиции, песни танцы.

           -А как называется наша малая Родина, город, в котором мы живем? (Исилькуль)

          -  А как называют горожан - людей, проживающих в Исилькуле? (исилькульцы)

          - А как называют девочку, проживающую в Исилькуле? (исилькулька).

           - А как называют мальчика, проживающего в Исилькуле? (исилькулец).

    - Много чудесных городов в России: больших и маленьких, красивых, современных и не очень, но самый милый и дорогой нашему сердцу это город – Исилькуль .

Много написано красивых слов о нашем городе и сейчас ребята прочтут нам некоторые из них:

1. Есть на свете город-
Зовут его Исилькуль.
И говорить о нем, друзья,
Я могу весь день.
2. Над Исилькулем встает рассвет.
Занимается новый день.
С добрым утром, мой город родной!
С добрым утром, мой Исилькуль!
3. Город ярко сияет огнями,
Создавая игру теней!
Я по набережной под фонарями,
Прогуляться хочу скорей.

4. Исилькуль, как целая страна,
Добра, светла, сильна.
Тайга, снега и холода,
И длинная зима.

5. Иду по улице нарядной,
Гляжу на новые дома.
Мне в этой улице чудесной
Видна вся родина моя.

   - А как называются улицы, на которых вы живете?

Д/и  «Назови улицу, на которой ты живешь»(по цепочке передаем  массажный мяч)

        - Молодцы,название улиц знаете хорошо. А давайте поиграем,  встаньте  в круг, я буду говорить о том какая улица у меня и бросать мяч одному из вас, а вы бросаете мяч обратно мне, отвечая: «А, моя улица…»  и называете слово наоборот.

Д/и «Скажи наоборот»(в кругу)

Моя улица старая, а моя улица новая;

Моя улица узкая, а моя улица широкая;

Моя улица ближняя, а моя улица дальняя;

Моя улица длинная, а моя улица короткая;

Моя улица светлая, а моя улица темная;

Моя улица грязная, а моя улица чистая;

Моя улица веселая, а моя улица грустная;

Моя улицашумная, а моя улица тихая;

Моя улица большая, а моя улица маленькая;

                        Физкультминутка

Это город. Как высок он (взявшись за руки, поднимаем руки вверх)

Сколько крыш и сколько окон (показываем крыши, распахиваем окна)

Город наш такой большой,(руки в стороны)

Он уютный и живой (обнимают себя)

Он сверкает и цветет (руками показываем фонарики)

Город улыбается (улыбаются)

Он нам очень нравится (показываем «класс»)  

            - Ребята, в нашем городе есть много разных зданий. Я вам буду загадывать загадки, а вы, отгадывая, будете называть эти здания.

Надо хлеба нам купить,

Иль подарок подарить, -

Сумку мы с тобой берем,

И на улицу идем,

Там проходим вдоль витрин

И заходим в…. (Магазин)

Если мы посетим

Заведение это,

Два часа посидим

В темном зале без света.

(Кинотеатр)

Большой, просторный, светлый дом.

Ребят хороших много в нём.

Красиво пишут и читают.

Рисуют дети и считают. (Школа)

          - Ребята, а в нашем городе одна школа? (нет). А что было бы, если была одна школа? (ответы детей) Детей много, все хотят учиться и попросту не хватило бы классов для учеников. А что было бы, если дети не ходили в школу и не учились бы вовсе? (ответы детей). Они выросли бы не грамотными и не культурными. А смогли бы они в будущем выучиться интересной профессии? (ответы детей)

- А давайте посчитаем, сколько школ в нашем городе, я буду показывать цифру, а вы называть количество школ.

Д/и «Назови количество»

- А еще, какие здания, необходимые для жизни горожан находятся в нашем городе?

- Детские сады, музеи, отделения полиции, больницы, пожарная часть….

- В нашем городе один магазин? (Много магазинов) сидя на стульчиках.

                               Д/и «Один – много».

Один банк – много банков

Один дом – много домов

Один детский сад – много детских садов

Одна школа – много школ

Один парк – много парков

Одно дерево – много деревьев

Одна больница – много больниц

Один автобус – много автобусов

Один театр – много театров

Одна дорога – много дорог

Одна клумба – много клумб

Одна улица – много улиц

Один человек – много людей

Д/и «Четвертый лишний»

Какого здания нет в городе Исилькуле? Слушайте внимательно.

Аквапарк, музей, театр, Кремль.

Какого пассажирского транспорта нет в нашем городе?

Автобус, такси, самолет, метро.

На какой улице находится наш детский сад?

Ленина, Разина , Карла – Маркса, Степной переулок

             - Среди перечисленных вами ранее зданий, есть много достопримечательностей. А что такое достопримечательности? (Это красивые, значимые места, которыми славится наш город).

    - Я предлагаю вам отправиться в виртуальное путешествие по городу Тюмень. А что значит виртуально путешествовать? (Это значит не по-настоящему, а понарошку, а поможет нам в этом волшебный экран).

         - Прежде чем мы отправимся в виртуальное путешествие, давайте подготовим наши глазки, чтоб не упустить ничего интересного.

                 Гимнастика для глаз.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

(Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют

(Продолжают стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву «О», получается легко

(Глазами рисуют букву «О»)

Вверх поднимем, глянем вниз

(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем

(Глазами двигают вправо-влево)

Заниматься вновь начнем.

(Глазами смотрят вверх-вниз)

   - А сейчас внимание на экран.

Просмотр видеоклипа «Исилькуль  – лучший город Земли»

      - А вот насколько хорошо вы знаете достопримечательности города, мы сейчас проверим. Соберите картинки из частей и назовите достопримечательность

4. Самостоятельная деятельность.

      Д/и «Собери и назови достопримечательность»

5.Рефлексия

О чем мы сегодня говорили?

Что запомнилось больше всего?

Ребята, вы любите наш город?

Давайте подарим нашему городу «Букет красивых слов».

Дети называют прилагательные и прикрепляют цветок.

Наш город: многонациональный, гостеприимный, современный, красивый, чудесный, солнечный, духовный, неповторимый, великолепный, родной, сибирский, праздничный, цветущий, приветливый, многолюдный, заснеженный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер досуга на тему: "Город, в котором я живу" (совместно с родителями)

Мы живем в прекрасном городе - Санкт-Петербурге. Это город - музей под открытым небом. Привит любовь к своему родному городу, показать красотту города это основная задача, которую я ставлю перед собой...

План-конспект совместно-образовательной деятельности с детьми 6-7 лет по патриотическому воспитанию. Тема: « Город в котором я живу».

Тема: « Город в котором я живу». Цель: Закреплять и углублять знания детей о родном городе, закрепить в памяти основные символы города Санкт-Петербурга: гимн, флаг, герб.Задачи: Расширение предст...

НОД на тему " Город, в котором я живу"

нод на тему " Город, в котором я живу"образовательная область: Социально-коммуникативное развитие"...

Ежедневное планирование в средней группе по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы на тему «Город, в котором мы живем».

Планирование деятельности воспитателя, разработанная по Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М....

Конспект НОД в подготовительной к школе группе .Тема :"Город , в котором мы живем"

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является  накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм  поведения, взаимоотношений,приобщение к...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Город, в котором я живу» «Родному Ейску – 170 лет»

    За основу непосредственно образовательной деятельности (далее – НОД) по познавательному развитию взята тема  «Город в котором я живу». Сюжет способствует...