Культура и традиции хакасского народа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия в старшей группе

Тема: Культура и традиции хакасского народа.

Цель: Создать условия для развития  познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с хакасским народным творчеством, традициями и обычаями.

Формировать устойчивый интерес к хакасскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, сказкам, играм.

Создать условия для развития логического мышления и психических функций.

 Формировать мыслительные умения и способности, тренировать у детей внимание, память, восприятие.

Приобщать детей к культуре хакасского и русского народа, прививать любовь к родному краю, уважение к людям другой национальности.

Воспитывать толерантное отношение к культуре других народов.

Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.

Предварительная работа: Разучивание с детьми пословиц и поговорок хакасского народа, знакомство с национальными костюмами.

Оборудование: Большая юрта, заполненная элементами хакасского быта: домашняя утварь.Обогащать и активизировать словарь детей словами: юрта, пазах, тон, маймах, пого, орнаментом.(в картинках)

Ход занятия

1) Воспитатель: Изеннер. (Здравствуйте)

(картинка юрты вывешивается)

В каких жилищах жили хакасы в далеком прошлом? (Юрта)

- Где мы видели юрту? (В музее).

- Кто раньше жил в юртах? (Хакасы)

- Что вы видите в юрте?

(Шкуры животных, посуду, оружие, музыкальный инструмент (хомыс, кровать, кукол в хакасской одежде).

- Чем же занимались хакасы раньше? (Разводили скот, косили сено, сеяли пшеницу, в таёжных местах охотились и рыбачили)

- А что делали дети? Ведь детей тогда было в семьях помногу? (Дети играли, помогали взрослым)

- А вы любите играть? Вспомните, в какие хакасские игры мы играли? («Медведь и пень»«Спрячь рукавицу»)

 2) Есть такая старинная хакасская игра – «Построй юрту». Мы разложим платки по полу, ребята по 5 человек будут двигаться друг за другом под музыку. Как только музыка остановится – нужно четверым игрокам быстро поднять платок за уголки, а пятому забежать в центр и поднять руками серединку платка – это будет дымоход. Чья команда будет дружнее, и «построит юрту» быстрее всех, та и побеждает.

3) «Хакасская национальная одежда»

Ребята, а вы видели хакасскую национальную одежду? Что она из себя представляет, кто может ответить? (вывешивается картинка национальной одежды).

- А знаете, дети, почему платье носили широкое? Потому что раньше женщины, как и мужчины, принимали участие на скачках, т. е. ездили верхом на лошади.

- Посмотрите на рукава: они широкие, есть манжеты, которые вышиты хакасским орнаментом из разноцветных шерстяных ниток. 

 А это надплечники – они тоже вышиты орнаментом из разных ниток.

- А вот это, дети, еще одно из украшений женской одежды. Как называют это украшение? 

 Пого – это нагрудник. Посмотрите, из чего оно сделано? Пого делали из бисера и пуговиц.

Сто лет назад хакасы шили одежду сами – зимнюю из шкур животных, демисезонную – из самотканой материи, - летнюю из материала фабричного производства, привозимого купцами. Праздничная одежда обязательно украшалась ярким растительным орнаментом. Т. е. на какое-либо мероприятие они надевали определенный наряд (рассматривание хакасской национальной одежды)

Зимней одеждой хакасов как мужской, так и женской, была шуба – тон.

На голове мужчины носили войлочные шляпы, овчинные круглые шапки, рысьи малахаи, а по праздникам – бобровые шапки. Женщины покрывали головы платком (плат). Национальную обувь (маймах) шили из кожи и мехов, всегда без подкладки и каблуков и на одну ногу, надевая ее каждый день на разные ноги. Женскую обувь иногда расшивали узором.

В нашей юрте есть пазах. Пазах служит для хранения различных вещей.

Мы сейчас поиграем в игру.

Проводится игра «Поможем разобрать вещи по сундукам»

Это игра — эстафета в две команды. Из общей корзины в один сундук дети первой команды перекладывают мужскую одежду, а в другой сундук – дети из второй команды женскую одежду. Побеждает та команда, которая выполнила задание быстрее. Количество предметов у команд одинаково.

- Ай да, молодцы, не зря в народе говорят«Тот человек ценен, кто смолоду работать привык»

4)  «Пословицы и поговорки»

Считалось, что уют родного дома - домашний очаг. Посидим и мы возле нашего очага и расскажем матери Огня пословицы, по загадываем загадки.

- Ребята, мы сейчас будем говорить о пословицах и поговорках

- А что такое пословицы и поговорки?

- И чем они отличаются? (Пословица – это изречение, народная мудрость, а поговорка – это просто метко сказанное к месту слово).

- Кто придумал пословицы и поговорки? (народ)

Много пословиц и поговорок с древних времен отражают любовь и преданность к родному краю, к своей Родине:

- У хакасов есть такая пословица«Ленивый портит, трудолюбивый кормит».

Народ всегда с уважением относился к тому, кто много трудится. И поэтому придумывали пословицы и поговорки о труде. И у хакасов есть пословицы про труд.

Хорошего коня по шагу узнают,

Хорошего человека по работе видят.

Лениться будешь, рот будет голодным.

Рано встающий, две доли имеет.

- Как вы понимаете эти пословицы?

5) Пальчиковая гимнастика 

(Иммитируют двежения рук) Давайте тесто пальчиками разомнем, ладошками побьем, вот и готово тесто – мягкое, воздушное, живое! А теперь и пряники лепить начнем. Скатаем шарики и ладошкой прижмем. Пряники печатные – для этого у меня для каждого из вас приготовлены печатки резные. Вот какие пряники получились!

6) Итог занятия

 Вот мы и узнали, как жили наши предки, какие предметы их окружали. Ребятки, скажите, что вам больше всего понравилось ?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе

Тема: Культура и традиции хакасского народа.

Цель: Создать условия для развития  познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с хакасским народным творчеством, традициями и обычаями.

Формировать устойчивый интерес к хакасскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, сказкам, играм.

Создать условия для развития логического мышления и психических функций.

 Формировать мыслительные умения и способности, тренировать у детей внимание, память, восприятие.

Приобщать детей к культуре хакасского и русского народа, прививать любовь к родному краю, уважение к людям другой национальности.

Воспитывать толерантное отношение к культуре других народов.

Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.

Предварительная работа: Разучивание с детьми пословиц и поговорок хакасского народа, знакомство с национальными костюмами.

Оборудование: Большая юрта, заполненная элементами хакасского быта: домашняя утварьОбогащать и активизировать словарь детей словами: юрта, сундук, пазах, тон, маймах, пого, орнаментом.(в картинках)

Ход занятия

1) Воспитатель: Изеннер. (Здравствуйте)

(картинка юрты вывешивается)

В каких жилищах жили хакасы в далеком прошлом? (Юрта)

- Где мы видели юрту? (В музее).

- Кто раньше жил в юртах? (Хакасы)

- Что вы видите в юрте?

(Шкуры животных, посуду, оружие, музыкальный инструмент (хомыс, кровать, кукол в хакасской одежде).

- Чем же занимались хакасы раньше? (Разводили скот, косили сено, сеяли пшеницу, в таёжных местах охотились и рыбачили)

- А что делали дети? Ведь детей тогда было в семьях помногу? (Дети играли, помогали взрослым)

- А вы любите играть? Вспомните, в какие хакасские игры мы играли? («Медведь и пень»«Спрячь рукавицу»)

 2) Есть такая старинная хакасская игра – «Построй юрту». Мы разложим платки по полу, ребята по 5 человек будут двигаться друг за другом под музыку. Как только музыка остановится – нужно четверым игрокам быстро поднять платок за уголки, а пятому забежать в центр и поднять руками серединку платка – это будет дымоход. Чья команда будет дружнее, и «построит юрту» быстрее всех, та и побеждает.

3) «Хакасская национальная одежда»

Ребята, а вы видели хакасскую национальную одежду? Что она из себя представляет, кто может ответить? (вывешивается картинка национальной одежды).

- А знаете, дети, почему платье носили широкое? Потому что раньше женщины, как и мужчины, принимали участие на скачках, т. е. ездили верхом на лошади.

- Посмотрите на рукава: они широкие, есть манжеты, которые вышиты хакасским орнаментом из разноцветных шерстяных ниток. 

 А это надплечники – они тоже вышиты орнаментом из разных ниток.

- А вот это, дети, еще одно из украшений женской одежды. Как называют это украшение? 

 Пого – это нагрудник. Посмотрите, из чего оно сделано? Пого делали из бисера и пуговиц.

Сто лет назад хакасы шили одежду сами – зимнюю из шкур животных, демисезонную – из самотканой материи, - летнюю из материала фабричного производства, привозимого купцами. Праздничная одежда обязательно украшалась ярким растительным орнаментом. Т. е. на какое-либо мероприятие они надевали определенный наряд (рассматривание хакасской национальной одежды)

Зимней одеждой хакасов как мужской, так и женской, была шуба – тон.

На голове мужчины носили войлочные шляпы, овчинные круглые шапки, рысьи малахаи, а по праздникам – бобровые шапки. Женщины покрывали головы платком (плат). Национальную обувь (маймах) шили из кожи и мехов, всегда без подкладки и каблуков и на одну ногу, надевая ее каждый день на разные ноги. Женскую обувь иногда расшивали узором.

В нашей юрте есть пазах. Пазах служит для хранения различных вещей.

Мы сейчас поиграем в игру.

Проводится игра «Поможем разобрать вещи по сундукам»

Это игра — эстафета в две команды. Из общей корзины в один сундук дети первой команды перекладывают мужскую одежду, а в другой сундук – дети из второй команды женскую одежду. Побеждает та команда, которая выполнила задание быстрее. Количество предметов у команд одинаково.

- Ай да, молодцы, не зря в народе говорят«Тот человек ценен, кто смолоду работать привык»

4)  «Пословицы и поговорки»

Считалось, что уют родного дома - домашний очаг. Посидим и мы возле нашего очага и расскажем матери Огня пословицы, по загадываем загадки.

- Ребята, мы сейчас будем говорить о пословицах и поговорках

- А что такое пословицы и поговорки?

- И чем они отличаются? (Пословица – это изречение, народная мудрость, а поговорка – это просто метко сказанное к месту слово).

- Кто придумал пословицы и поговорки? (народ)

Много пословиц и поговорок с древних времен отражают любовь и преданность к родному краю, к своей Родине:

- У хакасов есть такая пословица«Ленивый портит, трудолюбивый кормит».

Народ всегда с уважением относился к тому, кто много трудится. И поэтому придумывали пословицы и поговорки о труде. И у хакасов есть пословицы про труд.

Хорошего коня по шагу узнают,

Хорошего человека по работе видят.

Лениться будешь, рот будет голодным.

Рано встающий, две доли имеет.

- Как вы понимаете эти пословицы?

5) Пальчиковая гимнастика 

(Иммитируют двежения рук) Давайте тесто пальчиками разомнем, ладошками побьем, вот и готово тесто – мягкое, воздушное, живое! А теперь и пряники лепить начнем. Скатаем шарики и ладошкой прижмем. Пряники печатные – для этого у меня для каждого из вас приготовлены печатки резные. Вот какие пряники получились!

6) Итог занятия

 Вот мы и узнали, как жили наши предки, какие предметы их окружали. Ребятки, скажите, что вам больше всего понравилось ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к национальной культуре, обычаям, традициям ногайского народа.

Чтобы у ребенка формировалось чувство к своему Отечеству, необходимо воспитать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимат...

Ознакомление детей с культурой и традициями чувашского народа

Раздел  1: «Творческая   деятельность художников  Чувашии»1.      А.А. Кокель /1880-1956 гг./- один из первых чувашей, окончивших Академию художеств, один ...

@Воспитание толерантности через знакомство детей с культурой и традициями хакасского народа».

В данной работе представлен материал, который содержится  в центре «Родная Хакасия» с целью знакомства детей с традициями национальной культуры хакасского народа.Цель:Стимулировать развитие интер...

Культура и традиции хакасского народа

Конспект логопедического занятия...