Конспект ООД по речевому развитию
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Никанорова Наталья Алексеевна

Конспект ООД по речевому развитию (Ознакомление с художественной литературой) Подготовительтная к школе группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_po_rechevomu_razvitiyu_nikanorova.docx35.14 КБ

Предварительный просмотр:

ООД по речевому развитию (ознакомление с художественной литературой).

Подготовительная к школе группа.

Составила:

воспитатель Н.А. Никанорова

 

Тема: Путешествие по сказкам

Интеграция: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

1. Закреплять интерес к  сказкам.

2.Развивать умение детей ориентироваться  в содержании русских народных  и авторских сказок.

3. Формировать  пантомимические движения.

4. Продолжать формировать умение сочинять сказку, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные слова в единый сюжет.

5. Закреплять умение выделять и оформлять в грамматическую форму признаки объектов, правильно строить сложноподчинённые предложения.

6. Продолжать формировать навыки учебной деятельности: действовать по предложенному плану, правильно оценивать результаты своей деятельности.

7. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Технологии:

- Информационно-коммуникативные  (дидактическое упражнение «Назови героя по голосу»)

- Личностно-ориентированные (игровое упражнение «Назови героя по его тени», беседа по анализу деятельности)

- Игровые (игра «Назови сказку», «Сказочная путаница» - приём Джанни Родари)

- Технологии развивающего обучения (дидактическая игра «Чей это портрет?»)

- Здоровьесберегающие (гимнастика для глаз, психогимнастика)

- Технология ТРИЗ (приём «Карусель», «Чей это портрет?» - графическая технология, метод каталога «Сочиним сказку»)

Формы организации совместной деятельности

 Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

- пантомимическая разминка « Герои сказок »

- гимнастика для глаз

Игровая

- дидактическая игра «Чья это тень?»

- дидактическая игра «Угадай чей голос?»

- дидактическая игра  «Чей это портрет?» ТРИЗ-графическая          аналогия

Изобразительная

- рассматривание иллюстраций

Коммуникативная

- вопросы к детям

- ответы детей

Познавательно-исследовательская

- придумывание сказки. Метод каталога-ТРИЗ

- приём Джанни Родари

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

- уборка дидактического материала после выполнения задания

Материал и оборудование:

Мольберт; магнитная доска, картинки героев сказок на магнитах; иллюстрации к игре «Узнай по тени», колокольчик; красные и синие фишки; карточки «Путаница»  на каждого ребёнка, карандаши; аудиозапись с голосами сказочных героев; изображение героев сказок; книга сказок.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Организационный момент:

Приветствует детей.

Предлагает отправиться в путешествие по сказкам.

Обращают внимание на вошедшего воспитателя. Слушают музыку «В гостях у сказки». Приветствуют. Принимают приглашение:

«В мире много сказок грустных и смешных,

Но прожить на свете

нам нельзя без них.

В сказке может

всё случиться,

Наша сказка впереди.

Сказке в дверь мы постучимся,

сказка, в гости ты нас жди»

Сосредоточение внимания, эмоциональный отклик.

2.

Д/и «Если сказку назовёшь,

 в гости к сказкам ты пойдёшь»:

Предлагает выполнить задание. За ответы раздаёт фишки красного и синего цвета, которые «помогут в путешествии».

Каждый ребёнок называет сказку по картинке, высказывает своё мнение о том, чему учит сказка и берёт фишку (Например, сказка «Репка» учит дружбе и взаимопомощи)

Закрепление знания названий сказок, умения высказывать мнение о морали сказки.

3.

Д/и «Назови сказочного героя по его тени» (метод ТРИЗ «Карусель»):

Предлагает поиграть в игру.

Слушают объяснение:

- Волшебник спрятал героев сказок. Если мы их разгадаем, от волшебства мы их избавим.

Встают в два круга – внутренний (с красными фишками) и внешний (с синими фишками).

- Дети внутреннего круга показывают сверстникам напротив изображение тени героя сказки и спрашивают - кто это? После того, как услышат ответ, переворачивают картинку и показывают цветное изображение. Дети внешнего круга называют героя сказки; услышав звон колокольчика, двигаются к следующему ребёнку.

Затем, дети из внешнего и внутреннего круга меняются местами.

Закрепление умения  узнавать героя сказки по его тени, отвечать быстро, умения взаимодействовать, соблюдать правила игры.

.

Д/и «Угадай героя сказки по голосу» (аудиозапись):

Предлагает послушать аудиозапись  и назвать героя, чей голос они услышат.

(сидя в кругу)

Дети слушают объяснение педагога:

- Волшебник одел  героям шапки – невидимки. Давайте их расколдуем. Слушайте внимательно голос и называйте героя сказки.

Слушают аудиозапись с голосами героев сказок, называют их. (Машенька, Карлсон, Царевна-лягушка, Золотая рыбка, Винни-Пух, мама Коза, Емеля, Морозко, лиса) 

Развитие слухового восприятия, умение ориентироваться в содержании сказок

 5.

Д/и «Сказочная путаница» (приём Джанни Родари):

Предлагает  каждому ребёнку рассмотреть карточку и выполнить задание.

Помогает затрудняющимся детям.

(сидя за столами)

Слушают объяснение педагога:

«Волшебник перепутал героев сказок и их сказочные предметы. Необходимо соединить  героя сказки и его сказочный предмет» Выполняют задание на индивидуальных карточках.

( Золушка – туфелька, Царевна-лягушка - стрела, Принцесса - горошина, Карлсон- банка варенья, Заюшкина избушка - петух)

Сосредоточение внимания, развитие логического мышления. Закрепление знания содержания сказок.

6.

Гимнастика для глаз «Чудесный лес»:

Предлагает выполнить движения в соответствии с текстом

(стоя напротив окна)

Выполняют гимнастику для глаз

Мы пришли в чудесный лес.

(Глазами нарисовали круг вправо)

В нём много сказок и чудес. (Круг влево)

Слева сосны - справа ели,

(глазами влево и вправо)

Сверху дятел, тук да тук.

(Глаза вверх-вниз)

Ты глаза закрой, открой.

И скорей бегом домой!

Снимают зрительное напряжение

7.

Д/и «Чей это портрет?»

(метод ТРИЗ  «Графическая аналогия»):

Предлагает найти на магнитной доске героев сказок, по характеру соответствующих  нарисованным  линиям.

Слушают объяснение воспитателя:

«Пока мы путешествовали, волшебник опять здесь побывал и оставил нам портреты, но необычные портреты-линии. Ещё фигурки-магниты героев сказок»

Отвечают на вопросы:

- Какая это линия? (Волнистая линия)

 - Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить волнистой линией? (Он должен быть добрым, нежным, ласковым, заботливым)

- Назовите этих героев (Золушка, Белоснежка, Царевна-Лебедь, Машенька, Василиса Премудрая.)

- Как вы думаете, ломаная линия на что похожа?  

 (Линия похожа на молнию, иголки, колючки)

- Каким характером  обладают герои, изображённые ломаной линией? (Они злые, жестокие, бессердечные, завистливые)

- Перечислите героев с таким характером (Кащей-Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч, Чудо-Юдо )

Прикрепляют магнитом изображение героев рядом с ломаной линией.

- Как зовут этого героя? (Иван Царевич)

- Какой он по характеру? Какой линией можно его нарисовать? (Он добрый, смелый, сильный, храбрый, умный. Его можно нарисовать прямой линией)

- Найдите героев, обладающих таким же характером. Назовите их и поставьте  рядом с прямой линией (Царь Салтан, Князь Гвидон, Елисей)

- Кто это? (Это Буратино)

- Почему рядом с Буратино расположена эта линия-дуга? Какой он по характеру? Назовите ещё героев с таким характером (Потому что Буратино весёлый, озорной, смешной.

Карлсон, Емеля)

Находят героев сказок  и прикрепляют их рядом с  линией-дугой  на магнитной доске.

Закрепление умения отвечать на вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, слушать другого ребёнка, не перебивая.

Развивать умение подбирать синонимы-прилагательные.

Закрепление умений узнавать и называть героев сказок, оценивать их поступки и характер.

8.

Психогимнастика

 «Изобрази героя сказки»:

 Показывает героев сказок детям, просит изобразить их

(стоя в кругу)

«В гости сказки к нам пришли,

Кто тут кто – определи.

Приготовься и смотри -

Фигура из сказки на месте замри!»

Смотрят на картинки. Изображают героев сказок.

Проявление интереса к сказкам.

Формирование пантомимических движений. Проявление положительных эмоций.

9

10.

«Сочиним сказку»

(Метод ТРИЗ «Метод Каталога»)

Предлагает детям сочинить новую сказку, используя книгу сказок.

(сидя полукругом)

Принимают предложение сочинить сказку.

Отвечают на вопросы педагога, ответ «находят», указав слово на открытой странице выбранного текста. Ответы, «найденные» в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию. Когда сказка составлена, придумывают ей название и пересказывают.

-Как мы начнём нашу сказку? Где они жили? Как жили? Где очутились? Кого они встретили? Что он рассказал? Что подарил он королю и королеве? Как герои попали домой? Какое чудо их ожидало?

Как закончим нашу сказку?

Умение сочинять сказку, соединяя отдельные слова в единый сюжет.

Рефлексия:

задаёт вопросы, предлагает нарисовать иллюстрации к новой сказке и оформить книгу

Отвечают на вопрос: «Что больше всего понравилось  и запомнилось в путешествии?»

Принимают предложение нарисовать иллюстрации к новой сказке.

Умение анализировать свою деятельность.

Проявление интереса к сказкам.

Литература:

  1. Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой (с 6 до 7 лет) / Авт.-сост.: О.М.Ельцова, Л.В. Прокопьева. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. – 176 с.
  2. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. Подготовительная к школе группа (6-7 лет) / авт.-сост.: О.М. Ельцова, Л.В.Прокопьева. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2019-208 с.

     Предварительная работа:

Чтение и анализ авторских и народных сказок, загадок. Знакомство с символами (ТРИЗ), рассматривание иллюстраций «Герои сказок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи. Тема. Ознакомление с предложением Форма организации: речевая ситуация

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема.   Ознакомление с предложениемФорма организации: речевая ситуацияЦель. Формировать умения составлять и распрост...

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»спект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки» Возрастная группа: старшая группа.Образовательная область: «Познавательн...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...