Конспект занятия "Путешествие по сказкам"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Никанорова Наталья Алексеевна

Конспект занятия в подготовительной группе с элементами ТРИЗ "Путешествие по сказкам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «Путешествие по сказкам».

Цель: продолжать формировать у детей умение творческому рассказыванию
с использованием технологии ТРИЗ.

Образовательные задачи:
1. Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.
2. Формировать у детей умение узнавать сказочных героев.
3. Продолжать развивать у детей умение сочинять волшебную сказку, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет. Использовать выразительные средства — описание. Учить использовать графическую аналогию (ТРИЗ) при выделении в образе сказочного героя самого главного — характера.
4. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу.
5. Обогащать словарь детей синонимы: добрый, смеющийся, ласковый, нежный, весёлый, шутливый. Антонимы: добрый, злой, весёлый — грустный, здоровый — больной и другие.
6. Продолжать формировать навыки учебной деятельности: действовать по предложенному плану, правильно оценивать результаты своей деятельности.
7. Продолжать развивать у детей умение формулировать полные ответы на поставленный вопрос.
8. Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка, не перебивая.

Развивающие задачи:
1. Развивать умение детей действовать согласованно.
2. Развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию.
3. Развивать слуховое внимание и память.

Воспитывающие задачи:
1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам.
2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Интегрируемые образовательные области:
«Чтение художественной литературы», «Познание. ФЦКМ», «Познание.
ФЭМП», «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура»,
«Музыка».

Предварительная работа:
Чтение и анализ авторских и народных сказок, загадок. Знакомство с символами (ТРИЗ). Рассматривание иллюстраций «Герои сказок».
Материалы:
Два мольберта; две указки; фланелеграф; иллюстрации героев сказок; схемы, изображающие героев сказок и их характер; карточки «Путаница»; иллюстрации к игре «Узнай по тени»; красные и синие фишки-цветы; аудиозапись с голосами сказочных героев для отгадывания; две физкультурные дуги.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1.Организационный момент. Дети заходят под музыку «В гостях у сказки», встают около воспитателя.

Воспитатель: «В мире много сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Наша сказка — впереди.
Сказке в дверь мы постучимся,
Сказка, в гости ты нас жди.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по сказкам.
«Если сказку назовёшь,
в гости к сказкам ты пойдёшь».

Воспитатель: Назовите сказку по картинке и скажите, чему учит сказка.
Дети называют сказку, высказывают своё мнение (сказка «Репка» учит дружбе и взаимопомощи и т.д.) Воспитатель раздаёт фишки разного цвета за ответы детей.

Воспитатель: Это необычные цветы — они помогут вам путешествовать по сказкам.

2. Воспитатель: Волшебник спрятал героев.
«Если мы их разгадаем,
От волшебства мы их избавим».

Дети с красными фишками-цветами встанут во внутренний круг спиной друг к другу, они будут показывать тень героя сказки и спрашивать: кто это? А дети с синими фишками встанут во внешний круг и будут отгадывать, чья эта тень. Карусель будет двигаться всякий раз, когда услышите сигнал (колокольчик)

Затем дети из внешнего и внутреннего круга меняются местами. «Карусель» ТРИЗ

Воспитатель: Называем тень, переворачиваем, правильно ли угадали.
Дети: Это Баба-Яга, Кот в сапогах, Король, Емеля, Русалочка, Буратино, Змей Горыныч.
(По мере называния, дети переворачивают иллюстрации, там — цветное изображение).
Воспитатель: Всех героев вы узнали, сейчас отдохнём.


3. Воспитатель: Дети, волшебник сказочным героям надел «шапки — невидимки», поэтому сейчас мы услышим только их голоса. Слушайте внимательно и быстро называйте.
Звучит аудиозапись. Дети называют персонажей. Голос: Братец — Иванушка, Машенька, Золотая рыбка, Карлсон, Царевна — лягушка. Винни-Пух, Мама Коза, Лиса, Емеля, Морозко, Иван-дурак.

Воспитатель: Молодцы! Вы узнали всех героев, но волшебник продолжает показывать фокусы.
4. У воспитателя карточки «Сказочная путаница»

Воспитатель: Посмотрите, что он сделал?

Дети: Он перепутал все сказки и сказочные предметы

Воспитатель: раздаёт индивидуальные карточки и просит детей соединить правильно сказку и сказочный предмет.

Дети: «Кот в сапогах-людоед», «Золушка-туфелька», «Красная Шапочка-волк», «Царевна — лягушка-стрела», «Принцесса на горошине», «По щучьему веленью-щука», «Заюшкина избушка-петух», «Заяц — хваста-ворона».

Воспитатель: помогает затрудняющимся детям

5 . Гимнастика для глаз.
«Мы пришли в чудесный лес.
(Глазами нарисовали круг вправо)
В нём много сказок и чудес.
(Круг влево)
Слева сосны — справа ели,
(Глазами вправо и влево)
Сверху дятел, тук да тук.
(Глаза вверх- вниз)
Ты глаза открой, закрой.
И скорей бегом домой.
Воспитатель: Подойдите к окну. Посмотрите на круг на окне, посмотрите на дом.
Во скольких окнах на первом этаже горит свет? Сосчитайте. Посмотрите на круг. На последнем этаже?
Воспитатель: Молодцы!

6 . Воспитатель: Пока мы с вами путешествовали, волшебник опять здесь побывал и оставил нам портреты, но необычные, портреты — линии.

Воспитатель: Какая это линия?
(Воспитатель показывает волнистую линию на доске.)
Дети: Это волнистая линия.
Воспитатель: Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить такой линией?
Дети: Он должен быть добрым, нежным, ласковым, трудолюбивым, заботливым
Воспитатель: Перечислите героев сказок с таким характером.
Дети: Золушка, Белоснежка, Царевна - Лебедь, Машенька, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная.
Воспитатель: Верно, а почему?
Дети: Они все добрые, великодушные, заботливые, ласковые, нежные.
(Воспитатель на доске вывешивает портрет Золушки рядом с линией).
(На доске ломаная линия.)
Воспитатель: Как вы думаете, ломаной линией можно нарисовать доброго персонажа?
Дети: Нет.
Воспитатель: На что похожа эта линия?
Дети: Она похожа на молнию, на колючки, на иголки.
Воспитатель: Так значит герои, обладающие каким характером могут быть изображены этой линией?
Дети: Они злые, жестокие, бессердечные, завистливые.
Воспитатель: Перечислите их.
Дети: Кащей-Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-Яга, Чудо-Юдо.
(Вместе с линией персонаж-Змея Горыныча)
Воспитатель: Верно, как зовут этого героя?
Дети: Его зовут Иван-Царевич.
Воспитатель: Какой линией можно его нарисовать?
Дети: Можно нарисовать прямой линией.
Воспитатель: Почему? Какой он по характеру?
Дети: Он добрый, сильный, отважный, смелый, храбрый, могучий, мудрый.
Воспитатель: Перечислите героев, которые обладают таким характером.
Дети: Иван — крестьянский сын, Иван — Царевич, Князь Гвидон, Царь Салтан, Елисей.
(На доске персонаж Ивана Царевича и прямая линия.)
(Воспитатель вывешивает Буратино и линию, изображающую дугу.)
Воспитатель: Почему рядом с этим героем я поместила эту линию? Как его зовут?
Дети: Его зовут Емеля.
Воспитатель: Какой он по характеру?
Дети: Весёлый, озорной, смешной.
Воспитатель: Почему такой линией? На что она похожа?
Дети: Она похожа на улыбку.
Воспитатель: Какие персонажи с таким характером вам известны?
Дети: Емеля, Буратино, Карлсон.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно рассказали о героях. А сейчас вы сами превратитесь в сказочных персонажей.

7. Звучит музыка, дети встают, выходят из-за стульев, строят круг.
Психогимнастика.

Воспитатель: «Это, что за маскарад
И зверей, и птиц парад
Ничего не разберёшь,
Где тут белка, где тут ёж.
Приготовься и смотри
Сказочное животное на месте замри.
В гости сказки к нам пришли
Кто есть кто — определи.
Буратино и Кащей
И Мальвина и злодей.
Приготовься и смотри
Фигура из сказки на месте замри.
(Дети изображают героев сказок, изображение которых показывает воспитатель.)

8 . Воспитатель: А сейчас мы с вами сочиним свою сказку. (Метод каталога.ТРИЗ)


Примерный вариант сказки: Жили-были король и королева. Жили они в большом дворце. Детей у них не было. Жили они скучно и в одно прекрасное утро очутились на необитаемом острове. Там было очень красиво. Росли необычные деревья и пели чудесные птицы. На острове они встретились с добрым звездочётом, который им рассказал про планеты, и показывал их в свой телескоп. Король и королева очень понравились звездочёту и он подарил им волшебное яблоко. Поблагодарили они звездочёта и отправились в обратный путь с этим яблоком. Оно не только показало им дорогу домой, но и по возвращении продолжало творить чудеса. И вот, что из этого получилось: в скорм времени у них родился сын и стали они жить поживать, да добра наживать.

9. Заключительная часть.

 Воспитатель: Молодцы! Вот и пришла пора нам возвращаться.
Вам понравилось быть в гостях у сказок?
Дети: Да.
Воспитатель: А что понравилось? Что запомнилось больше всего?
(Дети отвечают.)
Воспитатель: «Верить в сказку- это счастье,
И тому, кто верит,
Сказка обязательно отворит все двери».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане.»

Учить детей вычленять звуки Р,  РЬ в речевом потоке;в слоговых сочетаниях,словах,предложениях, стихах.Произносить звуки р, рь на слух. Закрепить умение детей делить слова на части со звукам...

Конспект НОД по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

На данном занятии воспитатель рассказывает детям биографию А. С. Пушкина, читает стихотворение "Няне", "Сказку о рыбаке и рыбке", беседуют по сказке, рисуют разное море. После этого занятия мы с ...

КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Сказка в гости к нам пришла» (по сказке «Колобок»)

КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ«Сказка в гости к нам пришла»(по сказке «Колобок») Задачи:Коррекционно-обучающая: учить внимательно слушать и пересказывать сказку...

Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...

Конспект театрализованной деятельности «Сказка в гости к нам пришла» по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Цель: развивать художественно-исполнительские навыки, активизировать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи.Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое...

Конспект занятия пересказ сказки в младшей группе. «Русская народная сказка « Теремок».

Конспект занятия  пересказ сказки  в  младшей группе. «Русская народная сказка « Теремок». Цель: обучение детей эмоциональному восприятию  сказки, запом...