Пересказ сказки «У страха глаза велики»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Федосова Вероника Владимировна

Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, вырази­тельно передавая речь персонажей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_skazki_u_straha_glaza_veliki.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Пересказ сказки «У страха глаза велики»

Задачи. Связная речь: учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей;

словарь и грамматика: учить детей объяснять значения слов; упражнять в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными), в подборе синонимов и антонимов; учить замечать смысловые несоответствия.

Ход занятия

Воспитатель читает сказку «У страха глаза велики». Задает вопросы:

— Почему это произведение называется сказкой?

— Как вы поняли название сказки — «У страха глаза велики»? Почему она так называется?

— О чем рассказывается в этой сказке?

— Вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка. Какие у них были ведра?

— Какие звери почудились водоносам и какими словами они названы в сказке?

— Что вам больше всего понравилось в сказке?

Повторное чтение сказки.

Для пересказа можно вызвать шесть детей. Они сами распределяют роли. Воспитатель поясняет: «Ведущий начнет рассказывать сказку, а вы все внимательно слушайте. Каждый из персонажей должен сказать свои слова так, чтобы мы видели, как испугались бабушка, внучка, курочка и мышка».

После пересказа воспитатель обращается к детям:

— Скажите, чей пересказ вам больше всего понравился и почему. Вы должны отметить, полностью ли ведущий рассказал сказку, как остальные дети сумели передать чувство страха, интересно ли они рассказывали. (Если дети не сумеют проанализировать пересказ и дать ему полную оценку, воспитатель делает это сам.)

— В сказке говорится, что наши водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими друг другу по смыслу, можно о них сказать? Какие они были? (Испуганные, трусливые, боязливые, пугливые.)

— Подберите к этим словам слова, противоположные по смыслу (смелые, мужественные, храбрые).

— Бабушка подумала, что за ней гонится медведище. Почему сказано не медведь, а медведище?

— А когда мы говорим о медведе ласково, то какими словами его называем? (Медведюшка, мишенька...)

— Как мы называем большого, сильного волка? (Волчище.) А не очень большого, не сильного? (Волчишка.)

— Как назвать лису ласково? (Лисичка, лисонька, лисичка-сестричка.)

— В сказке мышка сказала: «Котище-то какой усатый!» А как ласково сказать про кота? (Котик, котенька.)

— Отметим, что в сказке говорится о том, чего в жизни не

бывает. Сейчас я вам прочитаю стихотворение поэта Л. Стан-чева «Это правда или нет?».

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

Га-га-га — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет?

Дети говорят, какие несуразицы, нелепицы они заметили.

— А сейчас вы сами придумайте такую же путаницу,— предлагает воспитатель.— Пока один из вас говорит, другие внимательно слушают и определяют, какое слово надо заменить, чтобы распутать путаницу.


Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.

Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.

Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.

Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!

Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.

А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб!

Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.

Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабка охает:

— Ох! Медведище меня чуть не задавил!

Внучка плачет:

— Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!

Курочка на печке кудахчет:

— Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!

А мышка из-под печки пищит:

— Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!

А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:

«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»

Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пересказ сказки «У страха глаза велики»

учить пересказывать текст сказки последова­тельно, без пропусков и повторений, выразительно переда­вая речь персонажей...

КонспектНОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"".

Програмное содержание, Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"...

Пересказ сказки «У страха глаза велики

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Пересказ сказки «У страха глаза велики».Цели: привлечение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народ...

Конспект НОД для детей старшей группы на тему "Пересказ сказки "У страха глаза велики"

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы по ФГОС на тему "Пересказ сказки "У страха глаза велики"...

«Пересказ сказки «У страха глаза велики»

Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему "Пересказ сказки "У страха глаза велики" с использованием мнемокарточек....

Конспект занятия в средней группе по развитию речи. Пересказ сказки «У страха глаза велики»

Задачи: Связная речь: учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей;словарь и грамматика: учить детей объясн...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: пересказ сказки «У страха глаза велики»

Цель: Учить детей пересказывать  сказку выразительно, последовательно, без пропусков и повторений....