Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии мнемотехника в младшей группе "Встреча в зимнем лесу".
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Рыбалко Антонина Владимировна
  1. Учить детей передавать содержание сказки связно, в логической последовательности с использованием мнемотаблицы.
  1. Развивать умение соотносить знаковые символы с образами.
  1. Закреплять умение составлять короткие предложения о времени года (зима) по мнемодорожкам.
  1. Развивать  зрительную, слуховую и тактильную память.
  1. Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.
  1. Уточнять и расширять знания о животных леса.
  1. Развивать чувство ритма, умение согласовывать слово с движением посредством логоритмических упражнений.
  1. Воспитывать любовь к народным сказкам.
  1. Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvit_rech_1.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  

проведения НОД по развитию речи

с использованием технологии мнемотехники

во II младшей группе

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

  • ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
  • СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
  • РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ЗАДАЧИ:

  • Учить детей передавать содержание сказки связно, в логической последовательности с использованием мнемотаблицы.

  • Развивать умение соотносить знаковые символы с образами.

  • Закреплять умение составлять короткие предложения о времени года (зима) по мнемодорожкам.

  • Развивать  зрительную, слуховую и тактильную память.

  • Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.

  • Уточнять и расширять знания о животных леса.

  • Развивать чувство ритма, умение согласовывать слово с движением посредством логоритмических упражнений.

  • Воспитывать любовь к народным сказкам.

  • Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

  • ИКТ: ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный  центр;
  • мнемодорожка и карточки по теме «Зима»;
  • мнемотаблица к сказке «Рукавичка»;
  • мнемокубы: «Заяц», «Лиса»;
  • игрушка – заяц;
  • мольберт;
  • условное обозначение заячьих ушей, выглядывающих из-за сугроба /по технологии  ТРИЗ/.
  •  «Чудесный мешочек», в котором находится рукавица;
  • Аудиозапись песни «Саночки» Филиппенко.  

МЕТОДЫ  И ПРИЕМЫ:

  • Словесный
  • Наглядный
  • Практический

ТЕХНОЛОГИИ:

  • Мнемотехника
  • ТРИЗ

                               

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята вы любите путешествовать? Я хочу пригласить вас на прогулку в зимний лес, в настоящее царство Зимы. А поедем мы с вами в лес на санках. Становитесь друг за другом и за мной.

Имитационные движения под музыку /песню «Саночки» композитор А.Д.Филиппенко/.

В: Вот мы с вами и на лесной полянке.

Присаживайтесь на стульчики-пенечки. Ребята, посмотрите, в каком скучном, совсем не волшебном лесу  мы с вами оказались. (Демонстрация черно – белой картинки с изображением леса).  А вы знаете, что случилось с лесом?

Ответы детей.

В: В лес пришел злой волшебник и заколдовал его.

В: А хотите  расколдовать зимний лес и сделать его красивым, нарядным?

Ответы детей.

В: Давайте с вами превратимся в добрых волшебников.

«Раз, два, три, повернись

в волшебника ты превратись!»

В: У меня в корзинке волшебные  картинки. /Карточки «Зима» к мнемодорожке/.

 Если с их помощью рассказать о зиме, то можно лес расколдовать.

Дети по очереди берут из корзинки картинки, выставляют на мнемодорожку и рассказывают о зиме. (Зимой идет снег, зимой люди надевают теплую одежду -  варежки, шубку,  зимой прилетают снегири, дети любят из снега лепить снеговиков,  кататься на лыжах,  санках, зимой бывает Новый год).

В: Мои добрые волшебники, вы справились с заданием и расколдовали зимний лес! Посмотрите, каким он стал красивым! (демонстрация   цветной картинки с изображением леса).

На нашей полянке  холодно,  чтобы нам  с вами не замерзнуть, давайте хорошенько разотрем свои щечки, носики и губки.

Логоритмическое упражнение «Ой! Мороз!».

Ой, мороз, мороз, мороз        (указательным и большим  пальцем обеих рук

Щиплет щеки,                          слегка пощипать себя за щеки, нос и т.д.)

Щиплет нос,                    

Щиплет ушки,

Щиплет губки

Забирается под шубки           (спрятать руки под мышки)

Чтоб согреться - посмотри    (потереть ладони одна об другую)

Все, как следует, потри:  

Щеки, носик, уши, губы…

Пар пошел даже от шубы.     (Развести руки в стороны, слегка вытянуть губы и        

                                                   выдохнуть через них струю теплого воздуха)

Воспитатель демонстрирует детям условное обозначение заячьих ушей, выглядывающих из-за сугроба /по технологии ТРИЗ/.

В: Дети, посмотрите, а кто же прячется за сугробом? (заяц). А как вы догадались?

Ответы детей

В: Давайте мы расскажем про зайчика, он услышит рассказ и прибежит к нам.

Рассказывание при помощи мнемокуба.

 Д: Заяц

Заяц — это не домашнее животное, а дикое. Он живет в лесу. У него четыре ноги. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом — серой. На голове два длинных уха. У зайца маленький хвостик. Мама-зайчиха своих детенышей выкармливает молочком. Когда вырастет, заяц ест морковку, траву, капусту.

 В: Вот к нам и прибежал зайчик!

Появляется игрушка-зайчик.

Посмотрите, наш зайчик очень грустный. Как вы думаете, почему он такой грустный?

 (ответы детей: «Ему холодно, нет домика, заблудился, грустный» и т. д.)

В: Зайчик, что же ты грустишь?

Заяц: Здравствуйте, ребятки.  Я плачу, потому что за мной гналась  лиса. Моя знакомая девочка Маша угостила меня морковкой, а лиса, наверное, хотела отнять у меня морковку. Что же я отнесу своим зайчатам?

В: Не плачь, зайка! Давайте, ребята, успокоим зайку. Как мы назовем зайку ласково?

Дети: Зайчик, заинька, зайчонок, заюшка, зайчишка.

В: Зайка, наши ребята расскажут тебе про лису, может ты зря ее боишься?

В этом нам опять поможет помощник  - куб.  Кто хочет рассказать про лисичку?

Рассказывание детьми по мнемокубу «Лиса».

Дети: Лиса — не домашнее животное, а дикое. Живет она в лесу. У нее четыре ноги. Тело покрыто густой рыжей шерстью. Хвост — большой и пушистый. Своих детенышей выкармливает молочком. Лиса — хищное животное, которая добывает себе еду: кур, петухов, мышей.

Заяц: Спасибо, ребятки, значит, ей была не нужна морковка, она хотела съесть меня. Теперь я тоже знаю все про лису и смогу его перехитрить. Давайте поиграем в нашу заячью игру «Лиса и зайцы».

В: «Покружились, покружились —

В зайчиков все превратились».

Воспитатель  надевает  шапочку-маску лисы, а остальные ребята «превращаются» в зайчиков.

Проводится физминутка «Зайки-побегайки»

«По лесной полянке

Разбежались зайки

Вот какие зайки, зайки- побегайки!

Вот бежит лисичка, рыжая сестричка,

Ищет, где же зайки,

Зайки- побегайки.

Вот зайки!

«Зайчики» под легкую музыку прыгают, «лиса» в конце игры догоняет «зайчиков», а они убегают от нее.

В: «Покружились, покружились  -

      И в ребяток превратились!».

 Дети садятся на свои места.

В: Зайка, а наши ребята знают зимнюю сказку, в которой все звери жили дружно и никого не обижали. Хочешь, мы тебе ее расскажем?

Дети, догадайтесь, как называется сказка, которую мы будем рассказывать Зайцу.

Проводится дидактическая игра «Чудесный мешочек».

/Дети на ощупь определяют, что лежит в мешочке. Достают рукавицу/.

В: Как называется сказка?

 Дети: «Рукавичка».

 Рассказывание детьми сказки «Рукавичка» по мнемотаблице:

«Ехал дед по дороге и потерял рукавичку. Холодно в лесу, и решили звери поселиться в рукавичке, как в домике. Первая прибежала мышка, за ней зайчик с лисой, да волк с кабаном. Но увидел дед, что потерял варежку, и вернулся за ней, собачка ее нашла. А звери испугались и убежали из домика-рукавички в разные стороны».

Заяц: Спасибо, ребята, за сказку. Теперь мне совсем не грустно. Побегу к своим зайчатам, отнесу им морковку, которую мне Машенька подарила.

Заключительная часть:

 Воспитатель:

 Понравилось вам путешествие?

 /Ответы детей/.

 Воспитатель:

Давайте снова превратимся в детей и вернемся в свой любимый детский сад!

 Звучит аудиозапись песни «Саночки» /комп. А.Д. Филиппенко/, дети выполняют имитационные движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию с использованием технологии мнемотехника

Образовательная область: «Коммуникация».Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Познание».Цель. Развитие монологической речи дошкольников....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием технологии «Мнемотехника» во второй младшей группе. Тема: «Покормим птиц».

Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием технологии «Мнемотехника» во второй младшей группе.Тема:  «Покормим птиц».Воспитатель: Быченко Наталья Викторовн...

«Прогулка по Невскому проспекту» Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с использованием технологий: мнемотехника, Кейс и ИКТ.

Интеграция образовательных областей:·         Речевое развитие;·         Познавательное развитие (развитие  математ...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир природы) в первой младшей группе "В зимнем лесу"

Занятие позволяет расширить представления детей о диких животных, отметить их характерные особенности и повадки: зайце, медведе, лисе,Обогатить активный словарный запас детей: берлога, сладкоежка, зим...

Конспект НОД ОО "Речевое развитие", с использованием технологии мнемотехники и презентацией Power Point. Тема: "Дикие животные".

Задачи.Образовательные:Закрепляем знания детей о диких животных (внешний вид, повадки, жилище, название детенышей).Закрепляем знания о геометрических формах. Развивающие:Развитие внимания,  ...

Презентация ООД по речевому развитию с использованием технологии мнемотехники «Я иду, иду иду-стихотворение расскажу»

Презентация ООД по речевому развитию с использованием технологии мнемотехники «Я иду, иду иду-стихотворение расскажу»...