Конспект ООД
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гаврилова Мария Олеговна

Развитие Речи с применением Устного Народного Творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_unt.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Сказка»

Конспект ООД по развитию речи

на тему: «В гости к дедушке Фольклору»

Подготовила:

Воспитатель

 Гаврилова М. О.

Цели:

- Продолжать учить детей понимать содержание и значение пословиц. 

- Учить произносить чистоговорки, скороговорки, повторить с детьми знакомые им считалки, помочь заучить текст народной игры: «Игра с колокольчиком». 

- Упражнять в загадывании и отгадывании загадок. 

- Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поговорим про устное народное творчество. Русские народные сказки, потешки, поговорки, пословицы, загадки, считалки да закличкикто сочинил?

Дети: Народ.

Воспитатель: Молодцы, совершенно верно, люди из уст в уста передавали друг другу сказки, прибаутки, хороводы, и многое другое, поэтому и стали называть всё это – устное народное творчество, или фольклор. И сегодня сам дедушка Фольклор приглашает насв гости, в страну Устного Народного Творчества. Посмотрите, он нам даже письмо написал.

«Здравствуйте дорогие ребята, меня зовут дедушка Фольклор и я очень хотел пригласить вас в гости, но вот беда, япотерял свой домик, я ведь уже очень старый, мне 90 лет. Я хочу попросить у вас помощи, помогите мне отыскать мой домик. Ваш дедушка Фольклор!»

Вы согласны помочь дедушке?

Дети: да!

Воспитатель: Замечательно. Тогда встаем, одеваем сапоги скороходы и отправляемся в путь. Посмотрите, я вижу домик, может это домик дедушки Фольклора? Какой номер на домике?

Дети: Первый

Воспитатель: Ой, ребята, так здесь живут две старшие внучки дедушки Фольклора – Поговорка и Пословица.

Мы с вами знаем, что это короткие мудрые мысли.

Например: «Апрель с водой, а май с травой»  «Не в службу, а в дружбу»«Не имей сто рублей, а имей сто друзей» «Учиться, всегда пригодится»  «Ученье свет, а не ученье – тьма»  «Делая зло, на добро не надейся»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете поговорки и пословицы?

Дети: «Трудиться, как пчелка»«Он и мухи не обидит» «Сделал дело — гуляй смело»  «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

Воспитатель: Молодцы! Ну что ж, это не дедушкин домик, идем дальше.

Посмотрите, еще домик. Какой номер на домике?

Дети: Второй.

Воспитатель:Правильно, и здесь живут сестрички Заклички.

Ребят, вот мы с вами знаем, что сейчас весна и уже очень хочется, чтоб солнышко светило ярче и жарче, правда? Раньше люди придумывали заклички и  звали солнышко, чтобы скорее тепло наступало, трава и листочки зеленели. Давайте мы солнышко позовём. Встанем в хоровод, солнышко будем звать.

/Воспитатель с детьми повторяет закличку/

«Солнышко, солнышко,покажись!

Красное, красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Нас, ребят, обогрей!

Солнышко, солнышко, снарядись!

Красное, красное, покажись!

Выйди из-за тучи,

Подари свой лучик!»

Воспитатель: Завтра снова споем песню солнышку, позовём его к нам и весна будет солнечной и тёплой. А сейчас возвращаемся на свои места, продолжим искать домик дедушки Фольклора.

Воспитатель: Какой же номер у этого домика?

Дети: Третий.

Правильно, ребята, чтобы научить детей говорить чисто правильно, народ придумал много чистоговорок и скороговорок. Именно они и живут в этом домике. Вспомните, какие скороговорки вы знаете?

Дети: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Проворонила ворона, Вороненка».

/Скороговорку произносит воспитатель/

«От топота копыт, пыль по полю летит!»

/Воспитатель вместе с детьми проговаривает несколько раз, сначала медленно, затем быстро, и меняя интонацию голоса. Просит повторить детей индивидуально/

Воспитатель: Ребята, а давайте придумаем чистоговорку сами?

У нас есть картинки (Коза, оса, жук.)

/Воспитатель показывает картинки – карточки и предлагает детям придумать чистоговорку самим/

Например: Оса

Су-су-су – я боюсь осу.

Дети: Са-са-са – на цветке сидит оса;

Например: Жук

Жу-жу-жу – на траве лежу;

Дети: Жу-жу-жу – жуку кофточку вяжу.

Например: Коза

Дети: За-за-за – здесь привязана коза.

Воспитатель: Молодцы! Как у вас здорово получается!

Воспитатель: Ну что, нам пора идти дальше, сапоги ни кто не потерял?  А на нашем пути опять красивый домик, и какой номерок у этого домика?

Дети: Четвертый.

Воспитатель: Правильно, и здесь живут загадки. Вы умеете разгадывать загадки? Сейчас проверим.

Загадки:

Рыхлый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса,  Значит, к нам пришла...          (Весна)
 

Зимой в поле лежал, а весной в реку убежал. (Снег)

Делать нужно по утрам, Она бодрость дарит нам.(Зарядка)

Хожу в пушистой шубе,Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубеОрешки я грызу.                 (Белка)

Не барашек и не кот,Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,Для зимы – другого цвета.           (Заяц)

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Ребята, а может, немного поиграем?

Воспитатель: Сегодня мы поиграем в русскую народную хороводную игру «Карусель». Давайте встанем возле паращюта в круг, возьмем его в правую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель. Все вместе будем произносить такие слова:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Воспитатель: Ребята, пока мы играли, не заметили, как нашли еще домик. Какой у него номер? 

Дети: Пятый

Воспитатель:Правильно, здесь живут сказки.  Вы любите сказки, много знаете сказок?Сейчас мы это проверим!

На сметане он мешен.
На окошке он стужен.
Он от бабушки ушел,
Он от дедушки ушел.
От лесных зверей удрал,
На обед лисе попал.
(Колобок)

Посадили ее в землю глубоко,
Оказалось вытащить очень нелегко.
Ох, засела крепко
В доброй сказке …
(Репка)

Где-то в поле он стоит,
Из трубы дымок летит.
Заяц, мышь, лиса, лягушка,
Волк и косолапый мишка
Дружно, весело живут,
Хором песенки поют.
Отвечай скорей, дружок,
Это сказка…
(Теремок)

На базар ушла их мама,
Ну, а деткам наказала
Никому не открывать,
Никому не отвечать…
А когда пришла обратно –
В доме не было ребяток.
Обманул их страшный зверь,
Надо их спасать теперь.
(Волк и семеро козлят)

Девочка в корзинке
За спиной сидит,
Пирожки с корзинки
Кушать не велит.
(Маша и медведь)

Носик круглый пятачком,
Хвостик маленький крючком.
Братья дружные те были,
Злого волка победили.
Вы ответь мне, ребята,
Эти братья …
(Поросята)

Воспитатель: Молодцы, много сказок знаете!Ну а нам пора уже найти домик дедушки Фольклора. Идем. Ой, какой номер у этого домика?

Дети: Шестой!

Воспитатель: Правильно, посмотрите, кто в нем живет? Да это же наш дедушка Фольклор. Ну вот, мы с вами помогли найти дедушке его домик.

Ребята мы сегодня с вами путешествовали по устному народному творчеству. Вспомнили заклички, пословицы, скороговорки, загадки, сказки, игры. А теперь скажите, почему все они называются народными?

/Ответы детей/

Воспитатель: Есть ещё мирилки, дразнилки, считалки, хороводы, колыбельные песни. Народное творчество полно мудрости и доброты.

Напоследок я скажу: «чтобы жить с друзьями дружно, обижать друзей не нужно!»

Вот такая мудрость народная!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....