Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Н. Д. Калининой «Разве так играют?»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Богданова Ольга Сергеевна

Пересказ рассказа Надежды Дмитриевны Калининой «Разве так играют?»

Программные задачи:

— связная речь: учить выразительно пересказывать текст;

— словарь и грамматика: активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных.

Материалы: игрушки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67

Красногвардейского района Санкт – Петербурга


     

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Н. Д. Калининой «Разве так играют?»

 

Воспитатель: Богданова О.С.

                                                                       

                                                       

                                                      2022г

Пересказ рассказа Надежды Дмитриевны Калининой «Разве так играют?»

Программные задачи:

— связная речь: учить выразительно пересказывать текст;

— словарь и грамматика: активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных.

Материалы: игрушки

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить об игрушках. Чтение стихотворения А. Барто «Зайка» :

Зайку бросила хозяйка

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не смог –

Весь до ниточки промок.

Воспитатель: Ребята, жалко вам игрушечного зайца? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно ли поступила девочка — хозяйка игрушки, оставив зайку мокнуть под дождём? (ответы детей).

Чтение стихотворения А. Барто “Мишка” :

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Воспитатель: А в этом стихотворении любит ребёнок свою игрушку? (ответы детей) Да, ребята, не стоит плохо относиться к своим игрушкам, даже если что-то сломалось, оторвалось по какой-то причине. Иногда нужно просто заменить или починить деталь и игрушка вновь станет прежней

Воспитатель: Ребята, а вы любите игрушки?

Дети: Да.

Воспитатель: Есть ли любимые?

Дети: Да.

Воспитатель: А как вы к ним относитесь? (Ответы детей).

Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Пирамидка»

Вот большая пирамидка (потянуться вверх).

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте).

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы).

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат).

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза,

Начинают все играть (изобразить любое движение).

Воспитатель: Ребята, я прочитаю вам рассказ, который написала Н. Д. Калинина, он называется «Разве так играют?».

Воспитатель читает рассказ.

«Разве так играют?»

Пришли Саша с Алешей в младшую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Все есть в кукольном уголке, всего много.

Алеша на все смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на все посмотрел и сразу все взять захотел.

Подбежал он к кукольному уголку — мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берет, и собачку к себе тянет — все в одну кучу складывает:

- Не трогайте, не берите, я в игрушки играю.

Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.

Вот так мальчик! Разве так играют?

Послушайте внимательно еще раз.

Дети пересказывают текст по цепочке. Пересказ можно повторить дважды.

Вопросы:

1. О чем говорится в этом рассказе?

2. Какие игрушки были в кукольном уголке?

3. Что делал Алеша?

4. Как Саша вел себя в кукольном уголке?

5. Что он делал?

6. Что он сказал детям?

Воспитатель: Вспомните, чем заканчивается рассказ.

Рассказ заканчивается словами«Разве так играют?», и кажется, что писатель спрашивает об этом нас. Дети, а ведь могло так быть и в нашей группе, если мальчик пришел впервые в детский сад и не знает, как нужно играть. Подумайте, что бы вы ему сказали о его Поведении и что рассказали бы о том, как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках.

Отвечают дети (по одному). Воспитатель оценивает ответы, отмечает вежливые обороты речи, умение объяснять понятно.

С какими игрушками вы любите играть?

О какой игрушке я загадаю загадку?

Кинешь в речку — не тонет,

Бьешь о стенку — не стонет,

Будешь оземь кидать —

Станет кверху летать.

(Мяч.)

Какими словами говорится в загадке про мяч? (Повторяет загадку.)

Дети отвечают.

Скажите, что можно делать с мячом.

Дети. Катать, бросать, подкидывать,передавать,отбивать.

Воспитатель. А как можно играть с куклой, что можно с ней делать?

Дети. Одевать, укладывать спать, купать, гулять, расчесывать и т. п.

Артикуляционная гимнастика.

Рот пошире открываем

В бегемотиков играем

*

Подражаем мы лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам…

*

Буду подражать слону,

Губы хоботом тяну…

*

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне.

*

Вот веселая лошадка,

Темная как шоколадка…

Воспитатель: Ребята, а у меня к вам вот какой вопрос — а как вы думайте, откуда берутся игрушки? (из магазина).

Воспитатель предлагает послушать стихотворение «Игрушки» :

В магазине «Детский мир»

Есть отдел игрушек.

Там и полосатый тигр,

И котёнок плюшевый,

Пирамидки в ряд стоят,

Куклы в разных платьицах,

Неваляшки не лежат,

И петрушки дразнятся.

Разноцветные мячи,

Кегли и машины,

Паровозик заводной

Проезжает мимо.

Все игрушки хороши!

Выбирай, что хочешь.

Без игрушек малышам

Грустно было б очень

(Дети внимательно слушают воспитателя и отвечают на вопросы воспитателя)

Воспитатель предлагает назвать игрушки, которые есть в группе, подумать, почему эти предметы называются игрушками. Просит детей сказать из какого материала они сделаны. Ребёнок двумя руками обследует игрушку и говорит из какого материала сделана (Это кубик, он сделан из дерева. Он деревянный).

Игра «Выше, ниже, дальше, ближе».

Воспитатель: Заканчивайте начатые мною предложения.

Кукла стоит выше, а машина … (ниже).

Матрешка стоит ближе, а кубики … (дальше).

Грузовая машина больше, а легковая машина … (меньше).

Отгадайте загадку.

Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

(Лук.)

Дети. Лук.

Воспитатель. Какой он?

Дети. Желтый, сочный, горький, полезный.

Воспитатель: В корзине много чего?

Дети. Лука.

Воспитатель. Подберите слова, сходные по звучанию со словами: шар (пар, дар, мак (лак, рак, лук (жук, бук).

Дети отвечают.

Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Один — много».

Игра «Один — много»

(детеныши животных)

Давайте поиграем в игру на внимание «Кто пропал?». Посмотрите, кто расположился на этой сказочной полянке. (Показывает фигурки.)

Итог занятия.

Обобщающие вопросы по теме занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа "Как Миша варежку потерял"

1.     Учить передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога. Придумывать конец рассказа, опираясь на собственный опыт.2....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа В.Бианки " Купание медвежат"

Конспект заняти по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказ В.Бианки  " Купание медвежат "...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа «Весна пришла».

Данный материал призван научить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно; уточнить словарь по теме: «Весна» и естественнонаучные представления....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Г. Снегирёва «Пингвиний пляж»

Рассказы Геннадия Снегирева — произведения, которыми восхищаются взрослые и любят дети. В рассказах ребенок найдет ответы на свои многие «почему», научится удивляться природе, восхищ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа «Весна пришла»

Программное содержание:Учить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно. Уточнить словарь по теме: «Весна» и естественнонаучные представления.Совершенствовать ...