Конспект по развитию речи на тему: "Гласные звуки"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Вишнякова Светлана Александровна

Закрепить знания у детей о гласных звуках. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glasnye_zvuki._vishnyakova.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА  

ЧЕРВИШЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СИБИРЯЧОК»  

625519, Тюменская область, Тюменский район, с.Червишево, ул. Магистральная, 2 а,

тел./факс 77-81-22

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по развитию речи - подготовительная группа

тема: «Гласные звуки»

Выполнила: Вишнякова С.А.

Должность: Воспитатель

Возрастная группа: Подготовительная

МАДОУ Червишевский детский сад «Сибирячок»

С.Червишево, 2022 г.

Цель: Закрепить знания у детей о гласных звуках. 

Задачи:  

Обучающие:  Воспитывать у детей умение слушать взрослого и друг друга;

Развивающие: Продолжать учить детей на слух определять количество звуков. Формировать умение самостоятельно выделить заданный звук

интонацией. 

Воспитательные: формирование умения выполнять задания, воспитывать интерес к речевой деятельности на занятиях.

Методические приемы: 

1) Артикуляционная гимнастика («Сказка про веселый язычок»). 

2) Работа с предметными картинками (определение заданного звука,

выделение его интонацией).

3) Фонетическая зарядка (пение гласных звуков). 

4) Работа с раздаточным материалом (поселим звуки в домик). 

5) Фонетическое упражнение на выделение заданного звука в ударной

позиции. 

6) Работа с чистоговорками. 

Предварительная работа: наблюдения и выделение звуков в повседневной жизни; артикуляционная гимнастика со звуками ( [ а], [ о], [у ],[и], [ы], [э] ); дидактические игры («Скажи, как звучит слово?», «В кругу с мячом»,«Найди звук» ). 

Материал:  Карточки – схемы с изображением положения языка (для артикуляционной гимнастики.) Предметные картинки (дом, слон, нос, сыр, лист, глаз, флаг,); листок с перепутанными звуками, красные кружки, буквы. 

Ход занятия

1 часть. Вводная.

Воспитатель: - Ребята, я хочу рассказать вам, которая называется  «Веселый язычок». Внимательно ее послушайте.

Воспитатель: Сидел язычок в своем домике. Стало ему скучно и захотелось песни попеть.

Открыл он широко домик и запел: «а-а-а». 

(Воспитатель показывает карточку - схему с изображением положения языка при произношении звука [а])

Дети: - ААА

- Хорошая песенка получилась. 

- Спою-ка я теперь другую, - сказал язычок. Он выдвинул губы вперед и

запел: «о-о-о». (Воспитатель показывает карточку - схему с изображением положения языка при произношении звука [о]).  

Дети: ООО

- Потом язычок вытянул губы трубочкой и запел третью песенку: «у-у-

у». (Воспитатель показывает карточку - схему с изображением положения языка при произношении звука [у]).

Дети: УУУ

- Открыл широко рот и спел: «э-э-э». (Воспитатель показывает карточку - схему с изображением положения языка при произношении звука [э]).

Дети: ЭЭЭ

- Выдвинул нижнюю губу вперед и пропел «ы-ы-ы». (Воспитатель показывает карточку - схему с изображением положения языка при произношении звука[ы])

Дети: ЫЫЫ

- Наконец язычок улыбнулся и запел свою последнюю песенку: «и-и-и».

(Воспитатель показывает карточку - схему с изображением положения языка при произношении звука [и])

Дети: ИИИ

Воспитатель: - Молодцы ребята, ваши язычки пели хорошо песенки. 

Воспитатель: - Ребята, какие звуки пел язычок? 

Дети: Язычок пел звук: [а]; звук: [о]; звук:

[у]; звук: [э]; звук: [ы]; звук: [и]

2 часть. Основная

Воспитатель: - Ребята, скажите пожалуйста, какие это звуки? 

Дети: Это гласные звуки.

Воспитатель: Почему их называют гласными звуками:

Дети:  Гласные звуки произносятся голосом их можно петь.

(Работа с предметными картинками на нахождение гласного звука.  Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинку).

Воспитатель: Ребята, что изображено на картинке? Какой гласный звук есть в этом слове. При произношении слова делаем ударение на гласный звук (дОм, слОн, нОс, сЫр, лИст, глАз,флАг).

Воспитатель: Ответ полным предложением. Например (На картинке нарисована мышь. В слове «мышь » гласный звук [ы].

Дети: На картинке нарисован слон. В слове «слон » гласный звук [о].

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Задание выполнили правильно. Вы умеете правильно определять звук и находить его в слове. 

Воспитатель: А сейчас посмотрите у меня есть такие листочки со звуками, но они все перепутались.  Надо на данных листочках найти и обвести красным карандашом, только гласные звуки. Справитесь с заданием?

Дети: Да

Воспитатель: - Молодцы ребята. Вы правильно выполнили задание, и смогли найти все гласные звуки. Назовите все гласные звуки, которые вы нашли.                                                

Дети: а,о,э,у,и,ы.

Воспитатель:  А сейчас посмотрите, у меня в руке две куклы, одну зовут Оля, а  вторую зовут Аля. Ребята, скажите, какими звуками отличаются имена у кукол?

Дети: Звук [O] и звук [A]

Воспитатель: Правильно. Какие они по счету в словах?

Дети: В словах они первые

Воспитатель: Это гласные или согласные звуки?

Дети: Это гласные звуки.

Фонетическая зарядка:

Воспитатель: - Наши звуки очень дружные и веселые. Представьте, что вы превратились в гласные звуки, встаньте, возьмитесь за руки, споем веселую песенку звуков.

Воспитатель: Сделали глубокий вдох и плавно на длинном выдохе поём каждый звук.

[А], [О], [У], [И], [Э], [Ы] (Громко и тихо). 

А теперь в обратную сторону.[ Ы], [Э],[ И], [У]. [О]. [А]. 

Фонетическое упражнение на выделение заданного

звука в ударной позиции. 

Воспитатель: - Ребята, давайте поиграем с вами в игру, я буду называть слова и когда вы

услышите в них звук [И], вы будете хлопать: Мак, Игра, Гиря, Цветок, Изюм,

Лук, Сила. 

А теперь топните ножкой, если услышите слова в которых нет звука [У]

(слушайте внимательно): Утюг, Крот, Трава, Ухо, Утка, Осы, Суп, Кино,

Руль. 

Воспитатель: Отлично справились с заданием! 

Работа с чистоговорками. 

Воспитатель: - Произнесите медленно чистоговорку, затем быстро. (Индивидуальные и хоровые ответы детей.) 

Тра – тра – тра в детский сад идем с утра. 

Тру- тру- тру пыль везде сотру. 

Тры- тры- тры у Вани две сестры. 

Игра с мячом

Воспитатель: - Ребята, я знаю еще одну игру с мячом. Вставайте в кружок, я буду называть

слова, а вы будете определять в этих словах одинаковый гласный звук: Сок –

окна - кот, какой одинаковый гласный звук вы услышали? (Звук [О] –

Произнесем его вместе ООООО.) Ответы могут быть индивидуальными.

Ива – кит - мир, какой одинаковый гласный звук вы услышали? (Звук [И] –

Произнесем его вместе ИИИ.) 

Эхо - Эля, какой одинаковый гласный звук вы услышали? (Звук [Э] –

Произнесем его вместе ЭЭЭЭ.) 

Дуб – Утка - … в этих словах? Звук [У] – Произнесем его вместе УУУУУ. 

Цветы – дым …- Звук [Ы] – Произнесем его вместе ЫЫЫЫЫЫ.

3 часть. Заключительная

Воспитатель: - Вот и подошло к концу наше занятие. Чем мы занимались сегодня на занятии?

Дети: Учились правильно произносить гласные звуки. находили гласные звуки в словах. Познакомились с чистоговорками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи на тему «Гласные звуки» старшая группа

Открытое занятие по развитию речи на тему «Гласные звуки» старшая группа...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему "Гласные звуки"

Поэтапное описание игровой образовательной деятельности на обощение материала по теме "Гласные звуки". Введение понятия о том, что количество слогов в слове соответствует количеству гласных ...

Конспект ООД по речевому развитию (грамота) на тему: "Гласные и согласные звуки"

Конспект ООД по речевому развитию (грамота) на тему: "Гласные и согласные звуки"...

конспект занятия по развитию речи на тему гласные звуки

конспект заняти по развитию речи в старшей группе на тему гласные звуки...

Конспект ООД развитие речи в средней группе " Звук З"

Конспект ООД развитие речи в средней группе " Звук З"...

Конспект занятия в старшей группе. ТЕМА «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»

Цели:учить слышать и выделять гласные первого ряда;развивать зрительное и слуховое внимание и память, тактильные ощущения;воспитывать бережное отношение друг к другу....