Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Павлова Екатерина Владимировна

Звуковая культура речи.

Упражнять детей в произношении звука Ц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sod_po_razv_rechi.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместно образовательной деятельности

Звуковая культура речи: звук ц.

Задачи:

1.Упражнять детей в произношении звука ц (изолированного, в слогах, в словах)

2.Совершенствовать интонационную выразительность речи.

3.Форимровать умение различать слова, начинающиеся со звука ц.

Материал к занятию: предметные картинки.

ХОД

Воспитатель: Ребята, сегодня я познакомлю вас со сказкой про веселый язычок. У вас есть язычок? Покажите. Предлагаю с ним поиграть.

Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Догадались?

- Конечно, этот домик - рот. Язычок очень любознательный, дома ему не сидится, но двери крепко накрепко закрыты. Что за двери в домике?

Губы (улыбнитесь, не показывая зубки, и замрите, повторить несколько раз). Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы, повторить несколько раз.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Язычок очень хотел выйти погулять, стучался во все стены (упирайтесь язычком сначала в правую щеку, потом левую, затем в зубы, но рот не открывайте). Чтобы двери домика стали добрее и открылись, язычок придумал следующее:

- «Покрасить двери разноцветной краской»

Ребята, представьте, что ваш язычок – это кисточка. Начинаем водить «кисточкой» сначала по верхним зубкам вправо-влево, по нижним, затем по губам, раскашивая «двери».

Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. Потом вторая. Откроем и закроем двери.

Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался (повторить несколько раз). Язычок набрался смелости и вышел из своего домика (повторить несколько раз). И отправился в путешествие.

Воспитатель: Язычок бежал по дорожке и услышал, как в траве кто-то поет – Ц-Ц-Ц-Ц. Давайте произнесем эту песенку сначала тихо, потом громко. Когда произносим звук «Ц» – губы растягиваются в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы.

- Предлагаю теперь спеть только девочкам – Ц-Ц-Ц. А теперь поют только мальчики.  Какой звук мы выделяем? Отгадайте, кто так пел?

Длинноклюва, длиннонога,

 Ест лягушек очень много!

Кто шагает по реке

По воде невдалеке? (Цапля)

Воспитатель вешает картинку на магнитную доску.

Воспитатель: С другой стороны, он услышал – ЦОК-ЦОК-ЦОК

Отгадайте, кто это?

На ветру развивается грива,

Везет ношу свою терпеливо,

«Цок-цок-цок»,

Скачет ровно и гладко,

В серых яблоках наша … (Лошадка)

Воспитатель вешает картинку на магнитную доску.

- Правильно, зовут ее Цветок. Как зовут лошадку? (дети повторяют Цветок)

- Как цокает лошадка? (дети все вместе повторяют – ЦОК-ЦОК)

Давайте по очереди произнесем ЦОК-ЦОК, сначала девочки, потом мальчики.

Воспитатель: Кого еще встретил язычок, отгадайте.

Всех боится он в лесу:

Волка, филина, лису.

Бегает от них, спасаясь,

С длинными ушами… (Заяц)
Воспитатель вешает картинку на магнитную доску.


- Заяц – ЦИК-ЦИК-ЦИК

Давайте все вместе произнесем -  ЦИК-ЦИК-ЦИК, по очереди сначала девочки, потом мальчики - ЦИК-ЦИК-ЦИК

Воспитатель: Ребята, слышите?

ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП

Вылез птенчик из скорлупки,
Просит зернышек и крупки.
Голосок пока что тонок.
Это желтенький… (Цыпленок)

Воспитатель вешает картинку на магнитную доску.

- Бабушка цыплят созывает – цып-цып. Давайте тоже позовем цыплят (дети все вместе повторяют). А теперь только девочки - ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП, только мальчики - ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП.


Воспитатель: Молодцы! Умницы!

Какой звук мы выделяем? (Звук Ц) 

 Пальчиковая гимнастика «Цыплята».
Раз, два, три, четыре, пять. 
Соединять пальцы обеих рук, образуя шар. 
Будем мы цыплят считать. 
Ритмично сжимать и разжимать кулачки. 
Раз – цыплёнок на крыльце, 
Загибать по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счёт. 
Два – ещё сидит в яйце, 
Три – цыплёнок самый 
смелый, 
А четыре – самый белый, 
Пятый – маленький цыплёнок, 
Загнув мизинец, прижимать кулачки друг  к другу. 
Кушать захотел спросонок. 
Стучать указательным пальцем правой руки по левой ладони.

Воспитатель: Предлагаю поиграть. Посмотрим, какие вы внимательные.

Хлопайте в ладоши, если услышите звук Ц.

А-У-Ц-М-Л-Ц-Ц-К-З-Ц

Хлопайте в ладоши, если услышите звук Ц в слогах

АЦ- ИК- ЛА-ЕЦ-УЦ-МИ-КО-ИЦ

Хлопайте в ладоши, если услышите звук Ц в словах

Зеркальце, яйцо, слон, рука, курица, огурец, лампа, крыльцо, стол, посуда

Воспитатель: Молодцы!

Физминутка

Шёл цыплёнок по дорожке ц-ц-ц-ц (дети шагают на месте, выполняя движения руками)
У него устали ножки ц-ц-ц-ц
Отдохнуть решил немножко ц-ц-ц-ц
Сел цыплёнок на пенёк, посидел совсем чуток (дети присели на корточки)
И снова в путь отправился (дети шагают на месте, выполняя движения руками)

 

Воспитатель: Предлагаю поиграть. Игра «Эхо»

Я буду читать текст, а вы произносите только слоги.

Чистоговорки

ЦО-ЦО -  мы вышли на крыльцо

ЦА-ЦА - подбежала курица

ЦО-ЦО – снесла курица яйцо

ЦУ-ЦУ – полюбуйтесь на яйцо

ЦА-ЦА – мы увидели скворца

ЕЦ-ЕЦ – мы построили скворец

ЦЫ-ЦЫ – в гнезде сидят птенцы

ЦУ-ЦУ – надо дать поесть птенцу

Воспитатель: Наш язычок устал, сел на лошадку и поскакал домой. (Улыбнуться, присосать спинку язычка к твердому небу — поехали, имитируем езду на лошадке). «Останови лошадку». (Сильно подуть на плотно сомкнутые губы, вызывая их вибрацию.) Язычок вернулся домой, лег в теплую постельку и уснул (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и закончилась сказка про Веселого Язычка.

Воспитатель: Ребята, понравилась ли вам сказка? Что было трудным? Чем больше всего понравилось заниматься?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи

Развитие связной речи через диалог между детьми через «погружение» в реальные практические ситуации....

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе.

Составление описательного и творческого рассказа об игрушке (собаке) ("Пропала собака")....

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе « Времена года» с использованием мнемотехники.

Образовательная область: познание.Цель: закреплять представления детей об основных признаках всех времен года.Программные задачи: продолжать учить детей составлять мнемотаблицы. Уточнить представления...

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы и их родителями Викторина “В гостях у сказки”

Досуг для детей старшегоовзраста и их родителей, главной целью которого является развитие интереса к сказкам и приобщение родителей к семейному чтению...

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе «Любопытный Язычок».

Совместная образовательная деятельность по воспитанию звуковой культуры речи младших дошкольников...