Сенсорные игры в образовательном процессе детей раннего возраста
статья по развитию речи (младшая группа)

Нурмухаметова Лариса Рафиловна

Статья раскрывает основные способы сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornye_igry.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

  Сенсорные игры в образовательном процессе с детьми раннего возраста

Одним из направлений организации образовательного процесса по инновационной площадке Теремок является поддержка становления собственной речи ребёнка как основного средства коммуникации и познания окружающего мира. Как всем известно, мышление и речь тесно связаны. А мышление и понимание обращённой речи развиваются в норме, если в норме  сенсорное развитие ребёнка. Опираясь на анализаторы (как вы знаете, всего их 8. А давайте вспомним: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, вестибулярные, проприоцептивные, интероцептивные)  мы развиваем сенсорное восприятие ребёнка, которое в свою очередь влияет на понимание и активизацию речи. А также на восприятие окружающего мира. Самые главные анализаторы, особенно для детей с нарушением или отставанием развития – это вестибулярные (контроль тела в пространстве), тактильные и проприоцептивные анализаторы ( ощущение собственного тела, мышц, суставов)

Взяв за основу  эти анализаторы, мы используем его в развитии  у детей раннего возраста восприятия и формирования представлений о внешних свойствах  предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.

Поэтому для решения данной задачи при организации образовательного процесса в раннем возрасте  используются разнообразные сенсорные игры.

Отличным решением для сенсорной интеграции для детей раннего дошкольного возраста являются сенсорные коробки.

Чем полезна сенсорная коробка?

  • Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное  мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений.
  • Это отличная возможность расширить словарный запас и использовать новые слова (скользкий, пушистый, гладкий и др.) и слова для взаимодействия (иди, ищи, кидай, дай, ещё, качай, потом, всё, помоги, упало и т.д.)
  • Помогает формированию элементарных математических представлений.
  • Помогает изучению цвета, формы, текстуры.
  • Помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает.
  • Обеспечивает бесконечные его возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным.
  • Способствует развитию любознательности, фантазии, творческих способностей.

Сенсорные коробки мы  разделили условно на 3 группы

  1. Сенсорные коробки с разными наполнителями (крупа, шишки, каштаны, жёлуди и другие безопасные наполнители)
  2. Тематические сенсорные коробки («На лугу», «Море», «На ферме», «Стройка» и т.д.)
  3. Сенсорные коробки по цветам (сначала мы используем основные цвета)

Какие игры можно проводить с сенсорными коробками?

   Игра  «Прячем ручки» направлена не только на снятие психоэмоционального напряжения, но и на знакомство с материалом. Здесь же отрабатываем слова: прячь, ищи, где, вот, нет, здесь и т.д.

В игре «Пересыпаем крупу»  ребенок слушает и сравнивает звук от каждой крупы, например, от гороха – звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучный. Развивается слух, что немаловажно для дальнейшей речевой работы. Используем слова: слушай, как, смотри, тихо и т.д.

В группе раннего возраста после того как ребёнок ознакомился с содержимым коробки, мы переходим через познание к активизации речи.

  • Заранее продумывается краткий сценарий игры, в котором используется речевой материал (звукоподражания, слова, фразы).
  • Весь речевой материал повторяется несколько раз, которые ребёнок должен повторять и в повседневной жизни.
  • Говорить надо ясно и чётко, чтобы ребёнок видел вашу артикуляцию.
  • Эмоционально комментировать все действия с игрушками и поощрять любые речевые реакции.

          Игра «Домашние животные»

Цель игры: вызывание звукоподражаний и простых слов: му-му, Маня, но-но, и-го-го, пони, ме-ме, коза, бе-бе, иа-иа, ам-ам.

Игра «Сказочный луг»

Во время игры проговариваем  простые фразы (это фея, это пони, фея тут, пони тут, фея лети, пони топ-топ, пони беги, ах красиво, прячь камни, где камни, тут камни).

Игра «На стройке»

Во время игры проговариваем слова и простые фразы ( это машинка, это песок, тут песок, там песок, тут камни, вези песок, машина едет, много)

Игра «Купание» или «Поймай»

     Вместе с ребенком купаем животных, а затем сушим, озвучивая слова и простые предложения: плыви, кидай, мой, буль-буль, Это киса. Я мою кису. Я сушу кису.  Упрощаем слова:  Пини, Тяпа, Чипа, пони, киса и т.д.).

Видео

        Помимо сенсорных коробок используются игры с камушками Марблс, которые развивают тактильное, цветовое, пространственное  восприятие.

        Используем игры на  соотнесение предметов по форме и цвету одновременно, на формирование понятий кислый, сладкий, горький, на развитие стереогностического восприятия – подбирать к изображению реальный предмет.

Например, игра «Подбери по величине», здесь мы отрабатываем такие понятия, как большой, средний, маленький, внизу, наверху, посередине.

Игра «Найди домик» Развиваем зрительное восприятие, одновременно ребёнку надо определить цвет и форму.

Игра «Найди половинку». Соотнесение картинки по изображению в одно целое, развиваем зрительное и пространственное восприятие.

  Эффективным вариантом для  развития сенсорного восприятия являются игры на магнитной доске, которые развивают мелкую моторику и координацию движений. В процессе игры малыш будет прикреплять и откреплять магнитные элементы на магнитную поверхность. Помогает изучить цвет, форму и положение в пространстве.

  Для развития слухового анализатора для детей раннего возраста одним из вариативных моделей являются интерактивные игры. В нашем случае мы используем планшет с играми «Угадай кто это», где ребёнок угадывает по звукоподражанию животного.

        Все игры  вариативны и  стимулируют наряду с сенсорным развитием познавательную, коммуникативную, игровую  деятельность детей.

Видео

      Говоря о вариативных моделях образовательной среды для детей раннего возраста, хочется сказать, что программа Теремок обеспечивает полноценное воспитание и развитие детей раннего возраста, а также организацию педагогического сопровождения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Особенности воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС»

Педагогический совет в форме круглого стола по теме «Особенности воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС»...

Образовательная деятельность по сенсорному и изобразительному развитию детей раннего возраста

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и совершенствования, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенк...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА НА ТЕМУ: «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста через дидактическую игру»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА НА ТЕМУ:«Формирование представлений о сенсорных эталонах  цвета  у детей  раннего возраста через дидактическую игру»...

Система психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса детей раннего возраста.

Система психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в  нашем детском саду разработана с учётом современных требований и задач образования, основана на идее психолого - ...

Особенности воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в период адаптации в соответствии с ФГОС.

Особенности воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в период адаптации в соответствии с ФГОС. Прибытие ребёнка в дошкольную организацию со...

Перспективный план воспитателя по самообразованию на тему: «Формирование процесса познания окружающего мира посредством сенсорного восприятия через ознакомление детей раннего возраста с домашними животными»

Развивать элементарные представления о домашних животных (живут рядом с человеком, люди заботятся о животных, животные приносят пользу людям.). Формировать заинтересованность, бережное отношение к дом...