Роль художественной литературы в развитии речи детей раннего возраста
статья по развитию речи

Колмагорова Светлана Евгеньевна

Роль художественной литературы в развитии речи детей раннего возраста

Речевое развитие занимает   одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка и его формировании.   В  эти  годы  ребёнок  усваивает  звуки  родного  языка,  учится  отчётливо и  грамматически  правильно  произносить слова и фразы, быстро накапливается словарный запас.

Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности; при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка.

Знакомство ребенка с книгой начинается с раннего возраста. Это книжки-картинки, игрушки, книги со звуковыми и зрительными играми, театр, книги с детским фольклором и т.д. Во всем должна проявляться одна закономерность: наглядного материала больше, чем текста.

 В раннем возрасте серьёзное внимание уделяется ознакомлению детей с потешками. Знакомство с каждой новой потешкой доставляет малышам радость. Они с удовольствием вслушиваются в звучание  народной речи , улавливают стихотворный ритм.

Потешки отличаются богатством слов и  размеров : одни небольшие, другие достаточно велики; содержание одних не нуждаются в пояснениях, других – требуется показ соответствующих предметов, разъяснения.

Инсценирование 

. Различают два приёма  инсценирования :

  1. Прием инсценировки произведения - рассчитан на то, что дети сами рассказывают произведение и выполняют соответствующие движения.
  2. Прием действенного соучастия - рассчитан на активное вхождение детей в  развертывающееся  перед их глазами действие. Например, детям можно предложить постучать кулачком друг о  друга :  «Дед бил-бил, не разбил!» ,  «Водичка, водичка» .

 

Рассказывание сказок.

Это относительна свободная передача текста  (возможны перестановки слов, замена их, толкование) . Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.

Маленькому ребенку легче воспринимать рассказ, чем  чтение , поэтому рассказывание в этом возрасте предпочтительнее.  Во время  слушания : можно предложить выполнить имитационные движения (например, малыши показывают, какая большая-пребольшая была репка; как её тянут - потянут и т. п., можно использовать разнообразные наглядные пособия  (показ фигурок настольного театра, картинок) .

На занятия по рассказыванию сказок распространяются общие дидактические принципы.

- Во-первых, это принцип активности и посильной самостоятельности. Его суть – активное соучастие и сотворчество педагога и ребенка. На занятиях необходимо создать все условия, чтобы у малышей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым. Педагог должен вызвать у ребенка чувство сопереживания с действиями персонажа.

Другой важнейший принцип ознакомления детей с русскими народными сказками – принцип познавательной выразительности. Достигнуть его можно эмоциональностью . Именно с помощью эмоциональности изложения педагог поддерживает внимание д етей.

Не менее важен и принцип наглядности, т. е. используемые наглядные  средства : игрушки, картинки, пособия и т. п., с помощью которых создается  развернутая  картина действий и результата., мелодичностью, содержанием, близким быту и интересам ребенка .

Основная задача для  дошкольника  - научить слушать и слышать  (правильно воспринимать речь) . Картинка - иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя.

При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети  «не услышат»  слова

С помощью художественной литературы у детей дошкольного возраста развивается:

 1. Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним;

 2. способность слушать текст и активно реагировать на его содержание;

 3. слушать вместе с группой сверстников, когда воспитатель рассказывает;

 4. Выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений, сказок;

 5. способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений;

 6. рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций;

 7. дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании;

8. учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением, а затем и без него.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Роль художественной литературы 18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Роль художественной литературы в развитии речи детей раннего возраста

Речевое развитие занимает   одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка и его формировании.   В  эти  годы  ребёнок  усваивает  звуки  родного  языка,  учится  отчётливо и  грамматически  правильно  произносить слова и фразы, быстро накапливается словарный запас.

Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности; при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка.

Знакомство ребенка с книгой начинается с раннего возраста. Это книжки-картинки, игрушки, книги со звуковыми и зрительными играми, театр, книги с детским фольклором и т.д. Во всем должна проявляться одна закономерность: наглядного материала больше, чем текста.

 В раннем возрасте серьёзное внимание уделяется ознакомлению детей с потешками. Знакомство с каждой новой потешкой доставляет малышам радость. Они с удовольствием вслушиваются в звучание  народной речи , улавливают стихотворный ритм.

Потешки отличаются богатством слов и  размеров : одни небольшие, другие достаточно велики; содержание одних не нуждаются в пояснениях, других – требуется показ соответствующих предметов, разъяснения.

Инсценирование  

. Различают два приёма  инсценирования :

  1. Прием инсценировки произведения - рассчитан на то, что дети сами рассказывают произведение и выполняют соответствующие движения.
  2. Прием действенного соучастия - рассчитан на активное вхождение детей в  развертывающееся  перед их глазами действие. Например, детям можно предложить постучать кулачком друг о  друга :  «Дед бил-бил, не разбил!» ,  «Водичка, водичка» .

Рассказывание сказок.

Это относительна свободная передача текста  (возможны перестановки слов, замена их, толкование) . Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.

Маленькому ребенку легче воспринимать рассказ, чем  чтение , поэтому рассказывание в этом возрасте предпочтительнее.  Во время  слушания : можно предложить выполнить имитационные движения (например, малыши показывают, какая большая-пребольшая была репка; как её тянут - потянут и т. п., можно использовать разнообразные наглядные пособия  (показ фигурок настольного театра, картинок) .

На занятия по рассказыванию сказок распространяются общие дидактические принципы.

- Во-первых, это принцип активности и посильной самостоятельности. Его суть – активное соучастие и сотворчество педагога и ребенка. На занятиях необходимо создать все условия, чтобы у малышей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым. Педагог должен вызвать у ребенка чувство сопереживания с действиями персонажа.

Другой важнейший принцип ознакомления детей с русскими народными сказками – принцип познавательной выразительности. Достигнуть его можно эмоциональностью . Именно с помощью эмоциональности изложения педагог поддерживает внимание д етей.

Не менее важен и принцип наглядности, т. е. используемые наглядные  средства : игрушки, картинки, пособия и т. п., с помощью которых создается  развернутая  картина действий и результата., мелодичностью, содержанием, близким быту и интересам ребенка .

Основная задача для  дошкольника  - научить слушать и слышать  (правильно воспринимать речь) . Картинка - иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя.

При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети  «не услышат»  слова

С помощью художественной литературы у детей дошкольного возраста развивается:

 1. Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним;

 2. способность слушать текст и активно реагировать на его содержание;

 3. слушать вместе с группой сверстников, когда воспитатель рассказывает;

 4. Выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений, сказок;

 5. способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений;

 6. рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций;

 7. дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании;

8. учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением, а затем и без него.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы для детей старшего возраста

О роли книги , художественного текста в развитии человека говорят с давних пор, но только в Новое время, которое началось приблизительно полтора века назад, эти разговоры стали касаться литературы, ад...

Перспективное планирование по речевому развитию (Ознакомление с художественной литературой) в группе раннего возраста

Перспективное планирование по речевому развитию( Ознакомление с художественной литературой) в группе раннего возраста...

Планирование чтения художественной литературы (вторая группа раннего возраста)

Планирование чтения художественной литературы (вторая группа раннего возраста)...

«Лучший центр по приобщению к художественной литературе в группе раннего возраста»

Презентация для педагогов дошкольных учреждений ясельных групп...

Художественная литература для детей раннего возраста

Художественная литература для чтения...