Конспект НОД по развитию речи с элементом ТРИЗ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: развитие речи дошкольников с использованием элементов ТРИЗ.

Задачи:

  • развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;
  • обогащать словарь и связную речь дошкольников;
  • создавать мотивационные установки на проявление творчества, при составлении загадок;
  • формировать представление о космосе, освоение космоса людьми, работе космонавтов;
  • расширять, уточнять, активизировать словарь по теме «Космос»;
  • развивать мелкую моторику пальцев при помощи пластилинографии;
  • воспитывать уважение к сверстникам и умение выслушивать друг друга при обсуждении какой-либо проблемной ситуации;
  • формировать навык сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи с элементом ТРИЗ

Цель: развитие речи дошкольников с использованием элементов ТРИЗ.

Задачи:

  • развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;
  • обогащать словарь и связную речь дошкольников;
  • создавать мотивационные установки на проявление творчества, при составлении загадок;
  • формировать представление о космосе, освоение космоса людьми, работе космонавтов;
  • расширять, уточнять, активизировать словарь по теме «Космос»;
  • развивать мелкую моторику пальцев при помощи пластилинографии;
  • воспитывать уважение к сверстникам и умение выслушивать друг друга при обсуждении какой-либо проблемной ситуации;
  • формировать навык сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Материал: клубок маленький; набор геометрических фигур для составления модели ракеты; слайд необычных животных; мультимедийный проектор.

Предварительная работа: 

  • беседа с детьми на тему: «Космос» /кто был первым космонавтом, космические планеты/
  • разучивание с детьми стихов;
  • проведение занятий по рисованию, аппликации на тему «Космос»;
  • энциклопедия «Космом»;
  • настольно-печатные игры по теме «Космос»;
  • просмотр мультфильмов из серии «Смешарики. Пин-код»;
  • прослушивание аудиосказки К.Булычёва «Тайна третей планеты»
  • рассматривание картинок из серии Л.Б. Дерягина «Дошкольникам О Российских Покорителях Космоса».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент.

(Дети заходят в группу, встают полукругом).

Воспитатель: Какое у нас сегодня доброе утро. К нам сегодня пришли гости. Давайте их поприветствуем.

Дети: Доброе утро!

Эмоциональная настройка.

Воспитатель: Какое у вас сейчас настроение?

  • И у меня тоже хорошее настроение. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Сейчас мы встанем в круг и, передавая клубочек, друг другу вложим в него наше хорошее настроение.
  • У меня настроение радужное, а у тебя?.... (описываютсвое настроение, передавая клубочек друг другу из рук в руки).
  • Давайте теперь поделимся своим хорошим настроением с гостями, раскроем ладошки и сдуем его.
  • А раз у нас у всех хорошее настроение, то я предлагаю всем нам отправиться в космическое путешествие. Сегодня мы переоборудовали нашу группу в ЦУП – это центр управления полётом. Мы будем наблюдать за космическим пространством прям вот отсюда, из нашей группы.
  • Готовы? /Ответы детей/
  • А на чем космонавты летят в космос? /дети: — На ракете!/
  • Какой первый звук в слове РАКЕТА?
  • А что космонавты обязательно надевают? /дети: - скафандр!/.
  • А есть звук «Р» в слове СКАФАНДР?
  • Где он находится: в начале, в середине или в конце слова?
  • Для полета нужна ракета, я предлагаю каждому сейчас стать конструктором и сконструировать ракету.

Дети подходят к столам, на которых лежат наборы геометрических фигур и конструируют каждый свою ракету.

Воспитатель предлагает пройти и сесть на стулья перед экраном

Воспитатель: ну что, ракеты готовы, пора запустить их в космос. А какими качествами нужно обладать космонавтам? /Ответы детей /

(слайд №1 Ракета )

Воспитатель: Ну вот ракеты запущены.

Давайте вспомним название всех планет солнечной системы по порядку.

Пальчиковая гимнастика.

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

(Дети смотрят на слайд №2 солнечная система).

Воспитатель: ребята, в космическом пространстве можно встретить разных необычных обитателей космоса, давайте же посмотрит на них (слайд №3 с изображением необычных животных).

Воспитатель: Ребята, что у них необычного?

Игра «Что не так?» (ТРИЗ –метод фокальных объектов)

Дети рассматривают картинкии поочереди говорят, что неправильно изображено на картинке.  /Собака с ушами зайца, свинья с лисьим хвостом

и. т. д./.

Физкультминутка. (2 раза).

Завести моторы. (вращение вытянутых рук).

Соединить контакты. (руки соединить, частые касания кончиков пальцев).

Приготовиться к запуску ракеты. (все дети приседают).

Пуск! (резко выпрямляются и подпрыгивают, руки вверх, тянуться вверх с поднятыми руками).

Воспитатель: космонавты в полете проводят очень много времени, как вы думаете, чем они могут заниматься? /Ответы детей/.

  • А я вам предлагаю отгадать загадки:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что она – большущий шар.

(Земля)

Бродит одиноко

Огненное око.

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает

(Солнце)

Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной,

А зовут меня….. (Луной).

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это?

(Космонавт)

Не в первый раз, не в первый раз

В огне и звуках грома

Ракета в воздух поднялась

С земного…. (Космодрома).

Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную……(Ракету).

У нас сбываются мечты:

Покажут в телекадре,

Как по Сатурну ходишь ты

В космическом…..(Скафандре)

А давайте и мы с Вами попробуем составить загадку:

Воспитатель: в космонавтике много сложных слов, а давайте и мы попробуем составить одно слово из нескольких.

Дидактическая игра «Сложные слова».

Планетоход - ходит по планете,

космолёт - летает в космос, 

луноход - ходит по Луне, 

звездолёт - летает к звёздам,

звездопад - звёзды падают,

марсоход - ходит по марсу,

космодром - аэродром для космических кораблей; 

звездочёт - считает звёзды.

Воспитатель: ребята, а как вы думаете хорошо ли быть космонавтом?

Игра "Хорошо-плохо" /ТРИЗ-технология/

Космонавтом быть хорошо……...

Космонавтом быть плохо…………

  • Полёт подходит к концу, давайте изобразим при помощи пластилинографии яркое звездное небо, с планетами, Солнцем, а может Вы и себя изобразите!?.
  • На картоне черного цвета, ребята из пластилина изображают небесные тела.

Рефлексия. Понравилось путешествовать, что особенно запомнилось? А где мы можем использовать то что мы с Вами узнали?

Мне понравилось с вами работать, я отлично провела с вами это время, спасибо вам, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В музее головных уборов» Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ в средней группе.

Цель занятия: 1. Закрепить представления детей о головных уборах, которые носят люди разных профессий....

Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ - технологии "Путешествие в мир головных уборов"

Занятие заинтересует творческих педагогов, которые используют в своей работе исследовательские, поисковые методы работы с детьми. Использование игровых ТРИЗ-технологий делают занятие интересным и вовл...

Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ "Сравнение курицы и цыпленка" во второй младшей группе

Программное содержание:1.Содействовать формированию представлений о временных признаках (потом, вчера, сегодня, завтра)2.Создать условия для проявления мышления, смекалки, установления сходства и разл...