Консультация для родителей "Пальчиковые игры и их польза в развитии речи детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)

Судницына Елена Ивановна

Пальчиковые  игры  -это общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей. Как правило, пальчиковые  игры сопровождаются рифмованными историями или сказками, чтобы занятие было интересно ребёнку.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальчиковые  игры  -это общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей. Как правило, пальчиковые  игры сопровождаются рифмованными историями или сказками, чтобы занятие было интересно ребёнку.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков.

Значение пальчиковых игр :

1. Пальчиковые  игры  развивают мелкую моторику, что  стимулирует развитие речевых центров.  Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям  в  будущем:  рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т.  д.

2. Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению  словарного  запаса, а если стихотворение не проговаривать,  а  напевать —то и музыкального слуха.

3. Занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного  контакта,  в том числе и тактильного, между взрослым  и  ребёнком,  что  положительно сказывается на дальнейших отношениях между  ними и, наконец, такие занятия, как правило, очень нравятся

малышам.

Цельразвитие тонких движений пальцев рукразвитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Задачи:

развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений;

- совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве;

- совершенствовать умение детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных  видах деятельностипальчиковые игры с предметами, изобразительной, конструктивной;

- совершенствовать умение подражать взрослому, понимать смысл речи;

- совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.

Виды пальчиковых игр :

1. Игры-манипуляции - развивают воображение, когда ребенок в каждом пальчике видит определенный образ.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения. Позволяют детям изображать предметы мебели и транспорта, птиц, домашних и диких животных,

деревья, насекомых.

3. Пальчиковые - упражнения кинезиологические (гимнастика мозга).

4. Пальчиковые игры, включающие самомассаж пальцев и кистей рук.

Здесь применяются традиционные массажные движения - растирание, разминание, пощипывание, надавливание.

5. Театр в руке. Развивают память и внимание, повышают общий тонус, снимают эмоциональное напряжение.

Использование пальчиковых игр в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения :

пальчиковые игры позволяют наладить доверительные отношения между взрослым и ребенком;

- помогают детям преодолеть стрессовые ситуации, связанные с протеканием процесса адаптации;

пальчиковые игры дарят малышам минуты радости, вызывают у них  положительное отношение к детскому саду.

Правила и этапы разучивания пальчиковых игр.

1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно,взрослый проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощьювзрослого, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

• Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки. • Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.

• Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

• Используйте максимально выразительную мимику.

• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

• Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.

• Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Особенности пальчиковой гимнастики для детей 3 лет.

На первых порах пальчиковые занятия положено проводить без текстового сопровождения. Это ознакомительный этап, когда ребенок тренируется управлять моторикой. Родитель показывает, а малыш старательно повторяет движения за ним.

Не нужно с первого или второго занятия нацеливаться на безупречный результат. Сначала у дошкольника не все будет получаться. Когда результат гимнастики намного улучшится, можно устроить соревновательное упражнение со сладкой наградой для победителя.

Вот несколько упражнений для начального этапа пальчиковой гимнастики :

Положите руки на горизонтальную поверхность так, чтобы одна кисть была раскрытой, вторая сжатой в кулак. Поменяйте положение: первую кисть сожмите, вторую раскройте. И так несколько раз.

Вытяните руки перед собой, сцепите пальцы. Ладони разведите в разные стороны, затем выверните кисти тыльной стороной к себе, чтобы пальцы выпрямились.

Поставьте локти на горизонтальную поверхность. Ладони поворачивайте то к себе, то от себя. При этом пальцы не должны сгибаться.

Поставьте локти на ровную поверхность. Ладони поверните так, чтобы они смотрели друг на друга. Пальцы держите прямыми в суставах, соединяйте их попарно, затем разъединяйте.

Соедините ладони и пальцы. Не разъединяя их, двигайте кистями в разных направлениях.

Приучите дошкольника самостоятельно тренировать руки, когда на это выдастся несколько свободных минут. Например, при ожидании приема в детской поликлинике. Пусть малыш гладит, массирует ладонь. Либо возьмет с собой небольшой шарообразный предмет, например, теннисный мячик, катает его, зажав между ладонями. Замечательное упражнение для пальчиков детям – перекатывание тонкого трубкообразного предмета, например, фломастера, по ровной поверхности.

Пользу как дополнение к гимнастике приносят творческие занятия, при которых задействуются руки: лепка из пластилина и теста, рисование гуашью и акварелью.

Отличный вариант совмещения гимнастики и изобразительного искусства: рисование пальчиковыми красками. Они совершенно безвредны для организма ребенка. Малыш макает пальцы в баночку, размазывает краску по бумажному листу, тем самым тренирует мышцы и суставы рук, учится фантазировать. К 5-6 годам использование пальчиковых красок неактуально. В этом возрасте ребенок уже должен овладеть навыком работы с художественными кисточками и карандашами.

Зверята.

«Это – трусливый зайчонок» – согните мизинец;

«Это – сердитый волчонок» – безымянный;

«Это – красивый лисенок» – средний;

«Это – колючий ежонок» – указательный;

«Это – косолапый мишка» – большой;

«А это – для мишки еловая шишка» – выставите вперед получившийся кулак.

Кто это летает

«Кто это летает возле уха? Так это же муха!» – совершайте круговые движения указательным пальцем возле ушной раковины с произнесением звука «ж-ж-ж-ж»;

«Кто это летает возле носа? Так это же оса!» – делайте круговые движения пальцем возле кончика носа с произнесением звука «з-з-з-з»«Кто это сел на лоб? Так это же комар!» – коснитесь лба указательным пальцем со звуком «пи-и-и»;

«Что сделать с комаром? Надо его вот так!» – легонько ударьте себя ладонью по лбу;

«Нет, лучше отпустить комара!» – поднесите раскрытую ладонь ко рту, дуньте на нее.

Кормушка.

«Висит кормушка во дворе, для всех птичек угощенье» – делайте «подзывающие» движения руками;

«Для синичек – сала кусочек» – сделайте движение ребром кисти, будто что-то отрезаете;

«Зернышки – для воробушков» – сложите пальцы вместе, имитируйте, будто сыплете зерно;

«Голубям – крошки» – потрите ладони друг о друга, словно крошите хлеб; «Воронам – макарошки» – вытяните раскрытые ладони вперед.

«Улитка»

Улитка, улитка, покажи рога

Дам кусок пирога, пышки, ватрушки.

Сдобные лепешки, покажи рожки.

«Надувала кошка шар»

Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал.

Подошел и лапкой – топ!

А у кошки шарик – ХЛОП!

«Олень»

У оленя дом большой,

Он глядит в свое окошко.

Мимо заяц пробегал,

В дверь ему стучал.

Тук-тук, дверь открой!

Там в лесу охотник злой!

Зайка, зайка, забегай,

Лапу мне давай!

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим, 

Мы морковку трём, трём,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмём, жмём,

А потом и в рот кладем. Ам!

"Хомячок"

Хомка-хомка хомячок, полосатенький бочок.

Хомка раненько встает, щечки моет, щёчки трет.

Подметает хомка хатку и выходит на зарядку.

Раз два три четыре пять- Хомка сильным хочет стать.

Игрушки.

«Шарик». Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

Пчелки.

«Висит на ветке улей – домик для пчелок» – вытяните вперед кулак.

«Пчелки вылетают, посчитаем их» – по очереди разгибайте пальчики;

«Одна, две, три, четыре, а вот и пять! Сейчас будут нас кусать!» – пощекочите ребенка.

Лето.

«От тучек небо освободилось» – совершайте руками размашистые движения, словно разгоняя тучи;

«На ясном небе солнце появилось» – сложите ладони ребрами со стороны большого пальца, остальные пальцы растопырьте, поднимите руки над головой;

«Радуется детвора» – хлопайте в ладоши;

«Настала летняя пора» – разведите руки.

Зарядка.

«У нас пальчики спортивные, они многое умеют» – растопырьте пальцы, пошевелите ими;

«Шагают, бегают» – делайте «шагающие» и «бегущие» движения пальчиками;

«Тренируются, отжимаются» – сжимайте и разжимайте кулаки;

«Хорошо стараются» – похлопайте в ладоши.

Солнышко.

«Утро настало, солнышко встало» – тяните руки как можно выше;

«Ночка придет, солнышко спать пойдет» – опустите руки;

«Счастливо солнышко живет» – покрутите расслабленными кистями вправо-влево;

«И нам лучики счастья шлет» – похлопайте в ладоши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

В консультации материал по использованию фольклора в работе с детьми раннего возраста....

Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста»

Речь- чудесный дар природы- не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своев...

Консультация для педагогов по теме: «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Устное народное творчество - гениальный творец языка и величайший педагог. Народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственн...

Консультация «Организация предметно-развивающей среды как важнейшее условие развития речи детей раннего возраста»

В презентации раскрыты особенности организации предметно-развивающей среды как важной составляющей развития речи дошкольников (ранний дошкольный возраст)...

Консультация для родителей. Тема: «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста». Воспитатель: Лялюшкина А.П. МАДОУ ЦРР – д/с №14. г. Кропоткин

Консультация для родителей.Тема: «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста». Воспитатель: Лялюшкина А.П.МАДОУ ЦРР – д/с №14.        ...

Консультация для родителей "Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей раннего возраста"

Малые формы фольклора выполняют существенную роль в процессе развития речи детей....

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и их влияние на развитие речи детей раннего возраста»

Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста,указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Простые движения рук помогают ...