Звуковая культура речи детей дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Цель: познакомить со звуком З-Зь, научить его произносить, находить слова с этим звуком. Целевая группа: дети среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект НОД по развитию речи27.05 КБ

Предварительный просмотр:

                      Санкт-Петербургская академия постдипломного

педагогического образования

Институт общего образования

Кафедра дошкольного образования

                              Выпускная аттестационная работа по теме:

                      «Звуковая культура речи детей дошкольного возраста»

                                                              Слушатель КПК группы 2.1.К.3.2

«Речевое развитие детей дошкольного возраста

в условиях ФГОС дошкольного образования»

воспитатель ГБДОУ № 15 Курортного района СПБ

Подчередникова Марина Николаевна

                                                 

                                                   Санкт-Петербург

                                                  2021

                                     

                              Пояснительная записка

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
    Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения.
 Звуковая культура речи является неотъемлемой частью общей речевой культуры. Это понятие включает в себя правильное произношение звуков, регулировка громкости голоса, логические паузы и интонации, скорость речи, тембр и ритм.

Цель мероприятия: познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова, в которых есть звук З-зь.

Целевая группа: дети среднего дошкольного возраста, группа «Непоседы». В средней группе – 27 детей.

Форма проведения: групповое занятие по развитию речи.

Продолжительность занятия, согласно возрастным особенностям: 20 минут.

Задачи:

обучающие: упражнять детей в произношении звука З-зь, в слогах и словах; учить произносить звук З твердо и мягко. 

развивающие: развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание.  

воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

Методические приёмы:

  • Артикуляционная гимнастика
  • Логопедическая распевка «Песок», «Лиса» (Звук С)
  • Знакомство со звуком З-Зь
  • Дидактическая игра «Пчёлы»
  • Работа по картинкам
  • Логопедическая распевка «Коза»

Планируемый результат: отчетливо произносят звуки з-зь в слогах, словах, фразовой речи ; научились различать слова с этими звуками.

Ход занятия:

I.Вводная часть

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй,

Собрались ребята в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, какое сейчас время года? (Осень)

Как вы догадались? (Желтеют и опадают листья, улетают птицы в тёплые края, часто идут дожди, становится холодно, собирают овощи и фрукты с огородов и полей…)

Посмотрите, какие чудесные листочки у меня есть, поиграем в игру «Ветерок»?

Дыхательная гимнастика «Ветер»

(повторить 2-3 раза) (обруч со свисающими листочками)

И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
– сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;
– задержать дыхание на 3-4 сек;

Сильный ветер вдруг подул,
Листочки с деревьев сдул.
– сделать губы трубочкой, выпустить воздух.

II.Основная часть

Ребята, сегодня мы с вами вспомним произношение звука С, и будем учиться произносить звук З-Зь, но прежде чем начать, надо подготовить наш ротик и сделать гимнастику.

Артикуляционная гимнастика

Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.
Трубочка. Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!
Чередование: улыбка – трубочка.


Закрепление пройденного материала

Давайте вспомним Звук С. Как поёт песочек? (С-С-С…)

(дети садятся на стульчики перед компьютером)

- Давайте споём песенку песочка.

Логопедическая распевка «Песок» (Звук С)

Сыпется, сыпется, сыпется, песок – С-С-С

Слышится, слышится сыпучий голосок С-С-С

Ветер песню напевает С-С-С

И песочек насыпает С-С-С

С-С-С, С-С-С, С-С-С, С-С-С.

А теперь вспомним чистоговорку ЛИСА.

Логопедическая распевка «Лиса» (Са-Су-Сы-Со)

Са-са-са - Эта хитрая лиса,

Су-су-су - И живёт она в лесу.

Сы-сы-сы - Много дела у лисы,

Со-со-со - Она крутит колесо.

Знакомство с новым материалом

Знакомство со звуком З-зь

Ребята я загадаю вам загадку, а вы подумайте и скажите о каком насекомом в ней идёт речь:

Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.

Разрешения не спросит,

Подлетит - и укусит! (Комар)

-Как поёт комар? (З-з-з…)

-Если звук С – звучит тихо, то звук З звучит громко – зззз. Рот – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить. Давайте произнесем звук ЗЗЗЗ.

Показ воспитателя: протяжно самой произнести звук З. Какое положение при этом имеют губы? (улыбка).

Попросить ребят повторить: ЗЗЗЗЗ

-У нас летом очень много комаров, больших и маленьких, большие комары произносят звук з-з-з-, а маленькие звук зь-зь-зь.

-Какие ещё насекомые произносят звук З?

Послушайте загадку:

Если пил ты чай с медком,
С ней ты хорошо знаком.
Много меду собрала
Работящая…
 (пчёла)

- А сейчас я предлагаю поиграть.

Подвижная игра «Пчелы»

Цель: Развивать речевое внимание, фонематический слух детей.

Пчелы живут в ульях — домиках, которые для них сделали люди (показ картинки). Когда пчел много, они гудят: «Зззз-зззз-зззз» (дети повторяют). Одна пчела поет ласково: «Зь-зь-зь».

Ребята вы будете пчелами. Встаньте сюда (с одной стороны комнаты). А там (показ на противоположную сторону комнаты) — поляна с цветами. Утром проснулись пчелы и загудели: «Ззз-ззз» (дети произносят звуки). Вот одна пчела (дотрагивается до какого-нибудь ребенка) полетела за медом, крылышками машет и поет: «Зь-зь-зь» (ребенок имитирует полет пчелы, произносит звуки, присаживается на другой стороне комнаты).

Вот еще пчела полетела (дотрагивается до следующего ребенка; игровые действия выполняют все дети).

Набрали они много меда и полетели в улей: «Зь-зь-зь»;

прилетели домой и громко загудели: «Зззз-ззз-ззз» (дети имитируют полет и произносят звуки).

Работа по картинкам

Назовите слова, в которых слышна песенка большого комара З…?

(Заяц, зонт, замок)

Назовите слова, в которых слышна песенка маленького комара Зь…?

(зебра, зеркало)

Давайте ещё раз проговорим эти слова?

(Заяц, зонт, замок, зебра, зеркало.)

А теперь предлагаю послушать и повторить  чистоговорку КОЗА.

Скажите, а в слове коза есть звук З? (Да) Где его слышно, в начале или в середине? (В середине) какую песенку этот звук поёт, песенку большого или маленького комара? (Песенку большого комара)

Логопедическая распевка «Коза» (За-Зы-Зо-Зу)

За-За-За-За-За – Прибежала к нам коза,

Зы-Зы-Зы-Зы-Зы – Ой, беда у той козы,

Зо-Зо-Зо-Зо-Зо – И поют козлята ЗО,

Зу-Зу-Зу-Зу-Зу – Надо выручить козу.

III.Заключительная часть

Ребята, скажите, какой звук мы сегодня учились произносить? (З-зь)

С каким звуком дружит звук З? (Со звуком С..)

Чем они отличаются? (Звук С - тихий, звук З - громкий)

Молодцы ребята!

                                         

                                                  Литература

  1. Алексеева М.М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте // Развитие речи и речевого общения дошкольников / под ред. О.С. Ушаковой. - М., 2015
  2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М.: Просвещение, 2009.
  3. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. - М.: Айрис пресс, 2006.
  4. Максаков А.И. Звуковая культура речи / А.И. Максаков, М.Ф. Фомичева // Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. - М., 2014
  5. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] :М.Ф. Фомичева/ Пособие для воспитателя дет. сада.--3-е изд., перераб. и доп.-- М.: Просвещение, 2010.--240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...

Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....

Выступление на тему "Развитие словарного запаса и звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"

Как помочь ребенку не потерять интерес к логопедическим занятиям? Ответ  тут!...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»

В консультации раскрывается основное значение  звуковой культуры речи  как составной части общей речевой культуры, что входит в понятие "ЗКР", описаны основные этапы  усвоения ребёнком ...

Консультация для воспитателей "Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста через дидактические игры"

В ходе игры выстраивается целая система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развивает психические функции, среди которых речь занимает основное место....

Семинар " Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста".

Воспитание звуковой культуры речи – одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста....

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

рекомендации для родителей по развитию звуковой культуры речи....