Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа Н. Петровой «Птичья елка». Технология работы в парах.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Мунгалова Вероника Сергеевна

На занятии учим детей работать в парах. Пересказывать близко к тексту, соблюдать последовательность и выразительность рассказывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пересказ рассказа.24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи

Тема: Пересказ рассказа Н. Петровой «Птичья елка» (технология работы в парах)

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, с/к развитие, физическое развитие.

Цель: учить детей работать в парах. Пересказывать близко к тексту, соблюдать последовательность и выразительность рассказывания.

Задачи: совершенствовать навыки пересказа, развивать монологическую речь, зрительное восприятие, речевой слух, память и мышление,  уточнить, активизировать и расширить словарь детей по теме «Зимующие птицы», упражнять детей в словоизменении: употребление существительных множественного числа во всех падежах, упражнять в согласование числительных с существительными именительного падежа единственного, множественного числа.

Воспитывать гуманные чувства и бережное отношение к природе.

Оборудование: мольберт, картинки зимующих птиц.

Ход ООД  

1.Вводная часть

Организационный момент:

Восп:  Ребята, скажите, вы любите зиму?

Дети:  Да, любим.

Восп:  А почему?

Дети: Зимой очень красиво, можно весело поиграть в снежки, покататься на санках и коньках, слепить снежную бабу.

Восп:  Да, зимой можно весело провести время. Но не все так рады приходу красавицы зимы. Например, для птиц, зима – это очень тяжёлое время. И если мы не будем им помогать, то они могут погибнуть зимой. А как вы думаете, чем же мы можем помочь птицам зимой?

Дети:  Мы можем подкармливать их.

Восп: Правильно, ребята! А вы знаете почему так важно кормить птиц зимой? В холодные дни птицам обязательно нужно много есть, иначе они могут замерзнуть насмерть. Привычной для них пищи зимой практически не бывает: насекомые прячутся и засыпают, а большинство растений укрыты толстым слоем снега. Все что остается птицам — это замерзшие ягоды на ветках деревьев. Поэтому, чтобы весной в нашем крае было много птиц, и вы могли послушать, как они поют и посмотреть, как молоденькие птенчики учатся летать, - зимой мы должны их  регулярно подкармливать. Хотите поучаствовать в спасении птиц в трудное для них время?

Дети: (соглашаются)

Восп:  Тогда посмотрите на мольберт, сегодня к нам в гости прилетели птицы, давайте их назовём.

Дети: называют птиц (сорока, снегирь, синица, клест, дятел)

Восп: Молодцы, вы правильно назвали всех птиц. А скажите, пожалуйста, что у них общего?

Дети: Все они зимующие, потому что не улетели в тёплые края, а остались зимовать с нами.

Восп: Очень хорошо. На нашем участке кормушки и мы насыпаете туда корм. Кто скажет, зачем вы это делаете?

Дети: Мы подкармливаем птиц.

Восп: А зачем нужно подкармливать птиц зимой?

Дети:  Зимой птичкам холодно и голодно. Корма мало и его очень трудно добывать.

Восп: Правильно, а вы помните, какой корм любят зимующие птицы?

Дети: Снегири любят рябину. Клещи любят лущить еловые шишки. Синички с удовольствием клюют несолёное сало. Воробьи и голуби клюют хлебные крошки и пшено.

Восп: А чем нельзя подкармливать птиц?

Дети: Чёрным хлебом, бобовыми продуктами (горох, фасоль, бобы), солёным салом, жаренными семечками.

Восп: Молодцы, вы всё помните, а значит, не навредите птицам во время зимы. И я предлагаю вам  в этом убедиться.

Восп: Молодцы, ребята, а теперь я прочитаю вам вспомнить стихотворение: «Ёлка для птиц» и прочитать его нашим гостям.

Дети:  (читают стихотворение С. Насонкиной:  «Ёлка для птиц»)

Мы ёлку украшали для всех голодных птиц:

Для снегиря, сороки, воробышек, синиц.

Скорее клёст и дятел летите к нам сюда

Для вас на нашей ёлке припасена еда.

Восп: Я хочу прочитать вам один интересный  рассказ  Н. Петрова «Птичья ёлка».

Первичное чтение рассказа воспитателем

(на экране – картинка из рассказа «Птичья ёлка)

«Птичья ёлка»

    За несколько дней до Рождества Толя сказал своим сестрицам: - Папа и мама устраивают для нас большую ёлку. Нам приготовлено много хороших подарков. Может и нам устроить для кого – нибудь ёлку? Девочкам понравилось предложение Толи.

- А для кого мы устроим ёлку? – спросил Толя.

    Стали судить – рядить. После долгих споров решено устроить ёлку для птичек, которые зимой голодают.

     Дети купили маленькую ёлочку, много птичьего корма, хлеба и сдобных украшений. Ёлку поставили под окном и развесили на ветках украшения и пакетики с кормом.

     Ёлочка вышла на славу.

Утром дети проснулись от громкого чириканья. Пернатых гостей собралось на ёлку не мало. Дети с восторгом смотрели на птичек.

- Птички благодарят нас за ёлочку, как мы благодарили своих  маму и папу, - сказал Толя.

Беседа по прочитанному

Восп: Дети, скажите, вам понравился рассказ? А как он называется?

Дети:  Рассказ называется «Птичья Ёлка»

Восп:  А почему дети долго судили – рядили и решили устроить ёлку для птиц?

Дети: Дети решили устроить ёлку для птиц, потому,что все птички зимой голодают.

Восп: А что значит судили – рядили.

Дети:  Это значит, что они долго обсуждали и спорили.

Восп: Как  дети готовили праздник?

Дети:  Они купили маленькую ёлочку, много корма, хлеба и украшений. Поставили ёлочку под окном и повесили всё это на неё.

Восп: В рассказе говорится, что дети купили сдобные украшения. Вы знаете что это? Это украшения из сладкого теста: фигурные пряники и печенье в виде звёздочек, ёлочек, домиков, которые пекут перед Рождеством – прекрасным зимним праздником, рождением маленького Христа.

Эти украшения дети повесили на ветки и ёлка вышла на славу. А как вы понимаете это выражение?

Дети: Значит,  ёлка стала очень хорошей, красивой.

Восп:  Правильно, ёлочка удалась детям. И что произошло утром?

Дети: Утром дети проснулись от громкого чириканья, потому что на ёлку прилетело много птиц.

Восп:  А как птиц называют  в рассказе?

Дети:  Их называют пернатыми.

Восп: А вы знаете почему? Тело птиц покрыто перьями, поэтому их называют пернатыми. Обратите внимание, слово ПЕРО и ПЕРНАТЫЕ похожи.   Что решили дети, когда птицы прилетели и стали громко чирикать?

Дети: Дети решили, что птицы благодарят их за угощение, как они благодарили своих маму и папу за ёлку и подарки.

Восп:  А вы всегда благодарите за подарки, которые вам делают?

Дети:  Да, всегда.

Восп:  Ребята, а как вы оцениваете поступок детей? Какими они были?

Дети:  Дети были добрыми, чуткими, внимательными. Они думали о тех, кому плохо. Были воспитанными, вежливыми, не забывали поблагодарить маму и папу.

 Физ. минутка

Рано утром на опушке

Мы развесили кормушки,      (развешиваем кормушки)

Для щеглов и для синичек,    (загибаем пальчики)

И для всех годных птичек.

Не едите вы с ладошки           (стучим пальчиком по ладошке)

Зёрна, семечки и крошки

Прилетайте на кормушку      (машем руками как крыльями)

И покушайте немножко.        (стучим пальчиком по ладошке)

 Повторное  чтение  рассказа  воспитателем, с  возможным    договариванием  детьми  отдельных  фраз

Восп: Ребята, послушайте рассказ ещё раз для того, чтобы потом пересказать его. Если хотите, то можете мне помогать.

Воспитатель читает рассказ.

Восп:  А теперь, вы немножко подумайте, поработайте в парах и подготовьтесь к пересказу. Помните, о последовательности событий в рассказе:

  • Начинается рассказ с обращения Толи к своим сестрицам с предложением устроить ёлку для кого – нибудь;
  • Затем вы можете рассказать о том, как дети судили – рядили и решили устроить ёлку для птиц;
  • И, наконец, расскажите о том, что услышали ребята утром, и что они решили.

Пересказ рассказа по частям несколькими детьми, а затем повторение пересказа одним ребёнком.

Заключительная часть:

Воспитатель беседует с детьми о том, чей пересказ им больше понравился и почему? Понравилось ли им работать в парах. В чьём рассказе были упущены важные моменты? Кто использовал в своём рассказе слова, которые мы разбирали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Конспект занятия по развитию речи " ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА " ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ" (по К. Ушинскому) с использованием опорных схем.

Занятие  базируется на произведении художественной литературы  К. Ушинского  "ЧЕТЫРЕ  ЖЕЛАНИЯ" и включает в себе опорные схемы к тексту....

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа К. И. Чуковского "Цыпленок"

для пересказа подбираются произведения, особенно интересные для детей, вызывающие у них живой отклик, небольшие по объему....

конспект занятия по развитию речи "Пересказ рассказа Л.Н. Толстого "Хотела галка пить"

развитие связной речи посредством пересказа литературного произведения...

Конспект занятия по развитию речи "Пересказ рассказа Е. Чарушина "Курочка"

Конспект занятия по развитию речи "Пересказ рассказа Е. Чарушина "Курочка"...

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа «Осень» по Соколову - Микитову с наглядной опорой на графические схемы»

Интеграция образовательных областей: - «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы);- «Речевое развитие» (развитие речи, приобщение к художественной литературе)...

Конспект занятия по развитию речи "Пересказ рассказа Э.Шима «Соловей и воронёнок».

Конспект НОД по реализации образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе....