Конспект ООД по речевому развитию пересказ рассказа М.Пришвина "Как заяц зимует"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Саунина Светлана Николаевна

Продолжать учить пересказывать литературные произведения с опорой на символические изображения. Пополнять знания о жизни диких животных зимой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zayats_zimuet.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность

Тема: Пересказ рассказа М. Пришвина «Как заяц зимует»   с опорой на символические изображения

  Подготовительная к школе группа

Цель. Продолжать учить пересказывать литературное произведение с опорой на символические изображения. Пополнять знания о жизни диких животных зимой.

Задачи.

Совершенствовать грамматический строй речи (согласовывать слова в предложении и словосочетания).

Учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя.

Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, используя мнемотаблицы.

Развивать внимание, память, способность сравнивать, выделять характерные признаки, делать простейшие обобщения.

Развивать умение классифицировать животных по общим признакам, расширить знания о диких животных, приспособленности их к окружающей среде.

Развивать логические мышления, мелкую моторику рук.

Стремиться к повышению умственной работоспособности, снятию эмоционального напряжения (динамические паузы, дыхательная гимнастика, сюрпризный момент).

Воспитывать самостоятельность, уверенность, готовность к общению.

Интеграция.  «Речевое развитие», «Познание», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Материал и оборудование. Игрушка зайца с белым мехом, дидактическая игра «Логическая цепочка», карточки с символическими  изображениями, листы-раскраски, разрезные картинки.

Предварительная работа.

 Рассказ Н. Сладкова «Отчаянный заяц» и В. Чаплиной « Как заяц в лесу живет», русской народной сказки « Заюшкина избушка».

Ход занятия

                      Дети встают в круг, в центре – воспитатель 

Воспитатель: Отгадайте загадку.   

Под кусточком на опушке, 
Держит ушки на макушке. 
Ловят уши звук тревоги, 
А спасают зверя – ноги. (Заяц) 

Верно. Давайте изобразим зайца с помощью пальцев.

Проводится пальчиковая гимнастика.

Вмести с воспитателем дети произносят текст и выполняют движения по показу.

Зайки по лесу скакали

Зайки корм себе искали.

(быстро сжимают и разжимают кулаки).

Вдруг у заек на макушке

Поднялись, как стрелки, ушки

( Выпрямляют указательные и средние пальцы).

Шепот тихий раздается –

Кто-то по лесу крадется.

(« Идут» указательным средним пальцем. Говорят  шёпотом.)

Зайка путают следы,

Убегают от беды.

( Сжимают  одной рукой другую: сначала сверху левая ладонь, потом правая. Говорят  громко).

Прыгнули и обернулись.

( выпрямляют указательные  и средние пальцы, вращают кистями).

И под кустиком свернулись,

Словно белые клубки,

( Сжимают кулаки. Говорят обычным голосом.)

Чтоб найти их не могли.

( Прячут руки за спину.)

Дети садятся на стулья, расставленные полукругом.

 Воспитатель. Сегодня к нам пришёл в гости, кто-то забавный и интересный, спрятался в домике и не выходит. Он хочет, чтобы вы отгадали, кто же в домике сидит?

Воспитатель. Как вы думаете, кто сидит в домике?

Дети. Заяц.

Воспитатель. Как вы думаете, какого цвета шубка у нашего зайца?

Дети. Белая. Он надевает ее, готовясь к зиме.

Воспитатель. Выходит заяц и здоровается с детьми.

Зайчик, а ты знаешь, что наши дети очень много знают о твоей жизни в лесу зимой. Сейчас дети будут рассказывать о тебе, а ты посиди и послушай.

Воспитатель. Как мы можем ласково назвать зайца?

Дети. Зайка, зайчик, заинька, заюшка, зайчишка.

Воспитатель. Как называют маму зайчат?

Дети. Зайчиха.

Воспитатель. Как называют детёнышей зайчихи.

Дети. Зайчата.

Воспитатель. Давайте мы вместе с вами поиграем в игру

Д/и. «Чей, чья, чьё?

Воспитатель.  Уши зайца

Дети. Заячьи уши.

Воспитатель. Хвост зайца.

Дети. Заячий хвост.

Воспитатель. Глаза зайца

Дети. Заячьи глаза.

Воспитатель. Нос зайца

Дети. Заячий нос.

Воспитатель. Чтобы лучше запомнить « портрет» зайца, поиграем.

                 Проводится игра « Логическая цепочка»

Воспитатель выкладывает  карточки  с изображением мордочки зайца с недостающими деталями.

Воспитатель. Рассмотрите «портреты», сравните их между собой и определите, чем каждый последующий « портрет» отличается от предыдущего.

Дети. На каждом последующем « портрете» исчезает по одной детали.

Воспитатель. Молодцы! А сейчас послушайте рассказ Михаила Пришвина

 « Как  заяц зимует».

Читаю отрывки. По ходу чтения выставляю карточки с символическими изображениями.

  1. « Заяц к зиме не готовится. Нет у него ни норы, ни гнезда.
  2. Шубка у зайки теплая-теплая, белая-белая, пушистая-пушистая.
  3. Лежит заяц в снегу под кустом. Тепло ему в такой шубке, и на снегу не видно.
  4. Днем заяц спит. Но глаза у него открыты и зорко следят: нет ли врагов поблизости.
  5. А ночью выходит заяц погулять и покормиться.
  6. Питается заяц зимой в основном корой деревьев.
  7. Врагов у зайца много: лисицы, совы, волки, люди- все охотятся за зайцем.
  8. Заяц всех боится и спасается бегством.
  9. Зайца спасают его тонкий слух, острое зрение и сильные быстрые ноги».

Теперь проверим, внимательно ли вы слушали.

Ответьте на вопросы.

- Почему заяц спит с открытыми глазами?

- Зачем зайцу теплая пушистая шубка?

-Почему заяц летом серый, а зимой белый.

- Почему заяц не готовится к зиме?

- Почему заяц не строит ни норы, ни гнезда?

                          Проводится разминка.

Быстро заиньки, вставайте

И зарядку начинайте

( встают)

Зайка весело шагает

Ноги выше поднимает.

( идут по кругу, высоко поднимают колени).

Зайка прыгает и скачет

По дорожке, словно мячик.

( прыгают на двух ногах с продвижением вперед)

Он на пяточках шагал,

Носик кверху поднимал.

( идут на пятках)

На носочек зайка встал

( идут на носочках)

И в ладошки хлопать стал.

( хлопают в ладоши)

Раз – нагнулся, два - нагнулся,

До носочков дотянулся,

( наклоняются вперед)

Повернулся вправо-влево.

(поворачиваются вправо - влево)

Вот какой зайчонок смелый!

Не боится никого, даже волка самого.

Зайка мышцы укрепляет,

Зайка лапочки сгибает.

( ставят руки к плечам)

Скачет заинька - прыг-скок,

Ножку ставит на носок.

( прыгают на месте на носочках)

Не забудь потом под душем

Вымыть лапки, шею, уши!

( « Умываются»).

             Дети выполняют дыхательное упражнение.

Воспитатель.                    Помоги нам, ветерок,

Замети следы, дружок!

Чтоб ни волк и ни лиса

Не нашли нас никогда!

Дети делают глубокий вдох через нос и плавный выдох через рот, произнося: « У-у-у-у-у-у-у-у-у»

Воспитатель. Сейчас еще раз послушайте рассказ Михаила Пришвина « как заяц зимует». Внимательно смотрите на символические изображения.

После повторного чтения рассказ пересказывают два-три ребенка.

Воспитатель. Теперь поиграем. Звери заблудились, надо им помочь добраться до своих мест. Ваша задача из разрезных картинок сложить целое изображение животных, и доставить их к своему месту обитания.

                               Проводится игра « Разрезные картинки».

Дети подходят к столам,  и выкладывают изображения животных, потом берут игрушки животных и доставляют их до своего места. Рассказывают о диких и домашних животных.

Воспитатель. Молодцы! А теперь посмотрите, правильно ли вы распределили животных?  

Воспитатель: расскажите о зайце еще раз.

Для усложнения задания воспитатель убирает несколько карточек с символическими изображениями. Один – два ребенка пересказывают рассказ М. Пришвина. Воспитатель анализирует работу детей на занятии.

Воспитатель. Кто к нам приходил в гости? Что вы узнали о зайце? В какие игры играли? Что вам больше всего понравилось?

      Сюрпризный момент: заяц дарит детям раскраски. Дети благодарят зайца, он уходит.

МАДОУ Аксиньинский детский сад  общеразвивающего  вида «Василек»

Ступинского муниципального района

Конспект НОД по речевому развитию

Тема  Пересказ рассказа М.Пришвина «Как заяц зимует»

Аксиньино 2015год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию "Пересказ рассказа В.Сухомлинского "Яблоко и рассвет" в подготовительной группе

Конспект НОД по речевому развитию "Пересказ рассказа В.Сухомлинского "Яблоко и рассвет" в подготовительной группе...

Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ рассказа В.Г.Сутеева «Чей это гриб?»

Занятие систематизирует у детей представление об осени в лесу, расширяет, уточняет и активизирует словарь детей; способствует развитию произвольного внимания, зрительной и словесно-логической памяти, ...

Конспект НОД по речевому развитию. Пересказ рассказа Е. Пермяка "Первая рыбка"

Конспект предназначен для развития навыков пересказа художественных произведений....

Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ рассказа В.Г.Сутеева «Чей это гриб?» (подготовительная к школе группа)

Конспект занятия по развитию речи  Пересказ рассказа Сутеева В.Г. "Чей это гриб?"по опорным картинкам...

Конспект ООД по речевому развитию "Пересказ рассказа В. Бианки "Купание медвежат"

Цель: Развитие нравственных качеств детей с помощью здоровьесберегающей технологии - сказкотерапияЗадачи:- развивать интерес детей к художественной литературе;- учить целостно и эмоционально восприним...

План-конспект занятия по речевому развитию пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Целью данной работы являетя: Формирование представления  о последовательном пересказе текста с наглядной опорой....

Конспект НОД по речевому развитию "Пересказ рассказа Е. Пермяка "Как Маша стала большой" (подготовительная группа)

Цели: продолжать учить детей передавать содержание небольших по объему литературных произведений, используя выразительные средства автора....