«Обучение грамоте детей дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, ста­новления и развития всех сторон  речи: фонетической, лексической, грамматической. Полно­ценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием ре­шения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Дерезовская СОШ имени Героя Советского Союза Василия Прокатова» (дошкольная группа)

«Обучение грамоте детей дошкольного возраста»

                                                          Подготовила:

                                                            воспитатель ВКК Глотова Г.М.

Дерезовка

Обучение грамоте детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон  речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития.

Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования «речевое развитие» включает:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Своевременное овладение правильной чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться о совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека.

Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель должен помочь развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога. 

Воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - эти речевые задачи решаются на протяжении всего дошкольного возраста. Формированию связной речи уделяется особое внимание, так как это одна из главных задач речевого воспитания дошкольника. Проводятся занятия по расширению словаря, формированию правильного  звукопроизношения, фразовой речи, обучению пересказу.

На занятии ребёнок, повторяя за взрослым, произносит и запоминает отдельные слова и фразы. Эффективность занятий находится в прямой зависимости от того, как дошкольник будет включать в активную речь полученные навыки.

Основной формой моей работы по развитию речи детей являются дидактические игры и игровые упражнения. Это предполагает участие в игре  небольшой подгруппы детей: от 3 до 7-8 детей, количество зависит от желания детей и от игровых упражнений. В качестве дидактического материала можно используются различные игровые пособия.

Игра побуждает детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной деятельности. В методической литературе много представлено игр со словами:

-Театрализованные игры - (цель: развивать диалогическую и интонационную речь приобрести коммуникативные умения и навыки). Театрализованная игра стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария.

-Сюжетно-ролевые игры - способствуют развитию речевых умений и навыков, позволяет моделировать общение детей в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения детьми навыками диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра выполняет обучающую функцию.

- Дидактические игры - основополагающий вид игры, т. к. именно они проходят через все детство, начиная с раннего возраста, и решают разнообразные задачи, в том числе речевые. Например: «Составь слово", "Составь схему слова", "Зашифрованное слово", «Найди пару», «Звуковые домики» и многие другие,

В своей работе использую и настольно - печатные игры которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивают речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт - отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше).

В своей  работе применяю пальчиковые игры по лексическим темам, игры на развитие мелкой моторики - «Переложи игрушки», «Накорми зверушек», игры с прищепками; комплексы речевой (артикуляционной) гимнастикикомплексы дыхательной гимнастики.

В развитии связной речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой. Художественная книга дает

прекрасные образцы литературного языка.  Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Н. А. Зайцева

Статья посвещена проблеме обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи по новаторской методике Зайцева. Её целью явлеятся рассмотрение актуальности методики для групп ОНР. В статье показана адапт...

«ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

выступление на семинаре из опыта работы по развитию речи дошколҗников...

Основные принципы обучения грамоте детей дошкольного возраста

«ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Обучение грамоте детей дошкольного возраста – это:-         развитие их фонематического слу...

Консультация для родителей "Обучение грамоте детей дошкольного возраста"

Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Возраст от 2 до 5 лет сензитивен к звуковой стороне речи,...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...