Статья Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных и художественных способностей детей 3-4 лет.
статья по развитию речи (младшая группа)

Морозова Галина Александровна

 

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных и художественных способностей детей 3-4 лет.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных и художественных способностей детей 3-4 лет.

 

                                                                

“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)

 

На современном этапе образовательные организации, воспитывающие дошколят, находятся в процессе поиска новых подходов к образованию и воспитанию детей с ориентацией на их личное развитие. В этой связи  педагоги ДОУ заинтересованы в нахождении инновационных и необычных методов в процессе творческого взаимодействия с дошколятами.  Поэтому внимание педагогов ДОУ направлено на решение следующих вопросов: Каким образом обучить дошколенка тому, что ему пригодится во взрослой жизни? Как выявить и развить его врожденные способности и таланты? Какой способ обучения подходит для этого лучше всех? Одним из ответов на все эти вопросы служит театрализованная деятельность, способствующая решению множества педагогических задач, инициирующих развитие речи младшего дошкольника. Это происходит в результате того, что дошколята на определенный период времени играют роли и становятся персонажами различных событий и ситуаций, что способствует проникновенному познанию мира, и, в то же время,  создает у дошкольника интерес к литературе, культуре, театру.

Самый важный период для развития ребенка – это младший дошкольный возраст, в котором происходит активное развитие всех психических процессов, а именно: мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения и речи. Самым эффективным средством развития в этом возрастном периоде является театр и театрализованные игры. Принимая участие в театрализованной деятельности дошколята знакомятся с миром через образы, звуки и краски, а грамотное руководство игрой побуждает детей общаться и говорить. Развитие речи напрямую зависит от умственного развития. В процессе игровой театрализованной деятельности активизируется словарь ребенка, улучшается звуковая культура речи, грамматика, интонация. В процессе исполнения и озвучивания роли своего персонажа дети произносят реплики и выражают эмоции свих персонажей, что способствует ясному и четкому формулированию мыслей и понятному их изложению. Поэтому совершенствуется диалогическая речь и грамматика. Происходит развитие коммуникативных и художественных способностей детей 3-4 лет.

Отметим, что речь, формируясь во время общения, в то же время, является и его необходимым структурным элементом. Значимым условием совершенствования речи младших дошкольников служит формирование эмоционально комфортной и безопасной ситуации, что инициирует желание активного непосредственного участия в речевом общении.

 

 

 

 

 

Введение

«Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных и художественных способностей детей 3-4 лет», заключена в том, что постановка спектаклей в настольном театре, использование игр-драматизаций, кукольных этюдов и постановок будет способствовать созданию комфортной ситуации  и  в игровой форме привлекать ребенка к речевом общению, что, в свою очередь поспособствует наиболее эффективному развитию речи дошкольников.

Отсутствие систематической и целенаправленной работы над развитием речи привели к работе над проектом «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных и художественных способностей детей 3-4 лет».                                        

Цель проекта: совершенствовать коммуникативные и художественные способности младших дошкольников посредством театрализованной игры в  театре.

Задачи:

        Познакомить детей с русской  народной сказкой, учить узнавать героев знакомой сказки

        Учить детей слушать, слышать, рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний; обогащать и расширять словарный запас детей;

        формировать умение инсценировать эпизод сказки, показывать сказку с помощью настольного театра.

        Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.

        Обогащать и активизировать словарный запас детей.

        Побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности.

        Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами и игрушками.

Театр дает возможность дошколятам:

- легко и с увлечение уходить в мир «фэнтази»;

- обучает видеть как свои ошибки, так и ошибки других детей;

- увеличивается свобода самовыражения;

- дошколята становятся более общительными;

- обучаются логической формулировке своих мыслей и грамотному их выражению.

В работе с детьми использую следующие формы и методы:

 чтение сказок и их разбор;

 постановка сказок и участие в постановке по ролям;

 слушание сказок, стихов и потешек  в формате медиа;

 игра с поделочным и дидактическим материалом;

 самостоятельное изготовление кукол;

 рисование, аппликация, лепка, раскрашивание раскрасок детьми на тему сказки.

Работа по развитию речи у младших дошкольников посредством организации театра ведется следующим образом:

• театральные постановки (ведущая роль воспитателя);

• комментирование диалогов персонажей;

• озвучивание реплик героев сказок.

Дошкольники с огромной радостью изображают героев сказок: людей и животных, но пока не могут развить и обыграть сюжет сказки. Поэтому мы обучаем детей различным способами игровых действий по образцу. Для этой цели мы проводим игры,  разыгрываем сценки по литературными произведениям,  а также применяем театрализованные постановки по литературным произведениям Репка, Колобок, Теремок, Курочка Ряба, кроме этого применяем потешки.

С целью инициации самостоятельной игровой деятельности дошколят мы показываем образец, раздаем им игрушки, и они играют по образцу.

Для речевого развития дошкольников посредством организации театра значимым является организация правильной предметно-развивающей среды.

Оформление познавательного уголка, в том числе для детского творчества «Русские народные сказки».

 Подбор детской литературы, загадок, иллюстраций, раскрасок по сказкам, материалов для продуктивного и театрального творчества детей.        

Детское и семейное изобразительное творчество по сказкам.

Рисование, аппликация, лепка, раскрашивание раскрасок детьми на тему сказки.

Оформление масок для игр и театрализованной деятельности детей по русским народным сказкам.       

Изготовление книжек – малышек по русским народным сказкам с родителями.

Создание театров с родителями.

Создание насыщенной предметно-развивающей среды способствует активизации самостоятельности дошколят и активизирует их речевое развитие.

При организации театра можно использовать куклы и игрушки как готовые, так и самодельные – сделанные собственноручно, своими руками. Разумеется, игрушки и куклы изготовленные собственноручно имеют более значимую воспитательную ценность.

Игрушки для театра можно сделать из кусочков цветной бумаги, коробок, поролона, картона, проволоки, природных материалов.

В процессе работы настольного театра должна быть возможность для младших дошкольников как изучения и познания мира посредством сказок, так и получение удовольствия и радости от занятий театрализованной деятельностью и эффективного разыгрывания спектаклей.

Младшим дошколятам еще очень сложно дается произношение всего текста роли. Дети говорят только некоторые комментирующие действие фразы, используя мимику, жесты и телодвижения, разыгрывая роли своих персонажей.

В процессе такой театрализованной деятельности дошколята, изображая персонажей постановки и действуя совместно с воспитателем и подражая ему, используя его действия как образец, научаются понимать и применять язык телодвижений, жестов и мимики, в то же время происходит незаметное развитие и совершенствование речи, где значение имеет интонационная и эмоциональная окраска.

Роль воспитателя в организации тетра.

Для полноценного развития личности младших дошкольников посредством  театра сначала необходимо организовать педагогический театр.  Это обусловлено тем, что воспитатель обязательно должен уметь очень выразительно читать и рассказывать, быть готовыми к различным превращениям в процессе исполнения ролей своих персонажей.

Театрализованные игры-постановки базируются на разыгрывании сказок. С этой целью лучше использовать русские народные сказки, т.к. фольклор заражает детей оптимизмом, мудростью, любовью, добротой, юмором, при этом незаметно и непринужденно происходит развитие мышления и речи. 

Совместная работа с родителями.

Для повышения продуктивности нашей работы необходимо и участие родителей в организации театра. Для повышения заинтересованности родителей мы организуем встречи с родителями, мастер-классы.

• Помощь от родителей в обеспечение материалами и игрушками для  театра.

• Собственноручное изготовление родителями атрибутов и игрушек для настольного театра.

 

 

 

Ожидаемый результаты проекта

Дошкольники становятся более свободными в самовыражении, более творческими, более открытыми и контактными, у них совершенствуется речь, улучшается взаимопонимание.

Младшие дошкольники умеют:

• Использовать в общении друг с другом диалог.

• Выбирать для себя персонажей и исполнять их роли.

• Применять способы театрализации: использовать жесты, позы, голос, мимику, телодвижения.

• Учатся самостоятельно сочинять истории и сказки.

• Развивается речь: становиться более четкой дикция, используются скороговорки.

В процессе театрализованных игр:

                   Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.

                   Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение. Усидчивость.

                   Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного.

                   Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи.

                   Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

                   Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.

                   Происходит коррекция поведения.

                   Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.

                   Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

                   Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. 

Заключение

В заключении отметим, что театрализованная деятельность может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры в разных видов искусства, которые находят свой воплощение в театрально-игровой деятельности.

Театр учит нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму. Детский спектакль – кульминация проделанной детьми, педагогами и родителями работы, это, вероятно, одна из самых замечательных возможностей остановить прекрасные мгновения жизни. Причем уловить счастливые моменты радости могут все: родители, наблюдающие за игрой своих детей на сцене, педагоги, знающие цену труда и сценического успеха, и воспитанники, игра которых помогает созидать большие личности маленьких исполнителей.

А это того стоит!

Перечень литературных источников

 

1. Андронычева Н.А. Театр на столе (для детей раннего дошкольного возраста) [Электронный ресурс] Режим доступа:   http://doshkolnik.ru/teatr/5764.html.

2. Борисова Л. Организация настольного театра или «Сказка на столике» [Электронный ресурс] Режим доступа:https://www.maam.ru/detskijsad/organizacija-nastolnogo-teatra-ili-skazka-na-stolike.html.

3. Котельникова Е.Ю.  Игры на действия с воображаемыми предметами методическая разработка по развитию речи [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/03/25/podvizhnye-igry-na-deystviya-s-voobrazhaemymi-predmetami.

4. Матвеева М. Игра-превращение. Вторая младшая группа Развитие речи во второй младшей группе[Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/igra-prevraschenie-vtoraja-mladshaja-grupa.html.

 5.М. Н. Маханева («Театрализованные занятия в детском саду») Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2017/03/19/m-d-mahaneva-teatralizovannye-zanyatiya-v-detskom-sadu.

6. Савина Е. Н. Методы и приёмы театрализованной деятельности в детском саду [Электронный ресурс] Режим доступа:https://www.maam.ru/detskijsad/-metody-i-priyomy-teatralizovanoi-dejatelnosti-v-detskom-sadu.html.

7. https://docviewer.yandex.ru/view/236933404/

8. http://doshkolnik.ru/teatr/10780

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных и художественно творческих способностей детей дошкольного возраста"

План по самообразованию на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных и художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста"Цель: развитие твор...

Театрализованная деятельность как средство развития речевых и творческих способностей детей

Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняя...

"Театрализованная деятельность, как средство развития коммуникативных и художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста"

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многоообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы ...

«Театральная деятельность, как средство развития речевых и творческих способностей детей»

Театр, словно чародей, волшебник,Своею палочкой волшебной проведет,И вот ребёнок, скромный и застенчивый,Сегодня вдруг играет короля.Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогаю...

Педагогический проект " Проектная деятельность как средство развития коммуникативно-речевых навыков у детей 5-6 лет "

Проблема нарушение речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необх...

Презентация опыта работы «Проектная деятельность как средство развития творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста

Общество на современном этапе своего развития предъявляет особые требование к ребенку дошкольного возраста – сформированность целостной картины мира; развитие познавательной мотивации и формиров...

«Лэпбук» как средство развития коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста, а также развития их творческих способностей в условиях ФГОС

Данная статья рассказывает о создании и значении «лэпбука» в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленной на развитие познавательных и коммуникативных способностей детей, ра...