Презентация "Методика проведения ООД по развитию речи"
презентация по развитию речи

Гараева Елена Александровна

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiko_provedeniya_ood_po_razvitiyu_rechi.pptx116.68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика проведения ООД по развитию речи Подготовила: учитель-логопед Е.А.Гараева

Слайд 2

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно интонационно выразительно. Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.

Слайд 3

Известны два основных вида речи: диалогическая и монологическая. Диалог – это беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них. Черты диалога – это неполное предложение, яркая интонационная выразительность, жесты и мимика. Для диалога важны умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с вопросом собеседника строить ответ, дополнять и исправлять собеседника. Монолог характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Объяснение, пересказ, рассказ требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и её словесному оформлению. Кроме того, важна произвольность монолога, т.е. умение избирательно пользоваться языковыми средствами, выбирать слова, словосочетания и синтаксические конструкции, наиболее полно и точно передающие мысль говорящего.

Слайд 4

С детьми младшего возраста педагог развивает навыки диалога: - учит слушать и понимать речь взрослого; - учит говорить в присутствии других детей, слушать и понимать их речь; - учит выполнять действие по словесной инструкции (принести что-то, показать что-то или кого-то в группе или на картинке); - учит отвечать на вопросы воспитателя; - повторять за воспитателем слова и песенки действующих лиц сказок; - повторять за воспитателем небольшие стихотворные тексты.

Слайд 5

Обучение пересказу - подготовка к восприятию текста; - первичное чтение текста педагогом; - беседа по вопросам; - составление плана пересказа; - повторное чтение текста педагогом; - пересказ.

Слайд 6

В младшей группе проводится подготовка к обучению пересказу. Задачи педагога на этом этапе: - научить детей воспринимать знакомый текст, читаемый или рассказываемый воспитателем; - подвести к воспроизведению текста, но не воспроизводить.

Слайд 7

Методика обучения пересказу детей второй младшей группы Воспроизведение воспитателем хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе действий («Колобок, «Репка», «Теремок »). Запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности: настольного или кукольного театра, фланелеграфа . Повторение ребенком за воспитателем каждого предложения из текста или 1-2 слов из предложения.

Слайд 8

В средней группе при обучении пересказу решаются более сложные задачи: - научить детей воспринимать не только хорошо знакомый, но и впервые прочитанный текст ; - научить детей передавать разговор действующих лиц; - научить последовательно пересказывать текст; - научить слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.

Слайд 9

Методика обучения пересказу детей старшей группе: - вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов, рассматривание иллюстраций по теме; выразительное чтение текста воспитателем без установки на запоминание, что может нарушить целостное восприятие художественного произведения; - беседа по содержанию и форме текста, причем вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и направлены не только на понимание содержания текста и последовательности событий, но и на понимание черт характера героев, отношение к ним детей. Должны присутствовать вопросы о том, как автор описывает то или иное событие, с чем его сравнивает, какие слова и выражения использует. Можно задавать детям поисковые (где? куда?) и проблемные (как? зачем? почему?) вопросы, требующие ответов сложноподчиненными предложениями. - составление плана пересказа (в старшей группе воспитателем вместе с детьми, а в подготовительной группе детьми ); - повторное чтение текста педагогом с установкой на запоминание; - пересказ текста детьми; - оценка детского пересказа (дает воспитатель вместе с детьми, в подготовительной группе – дети). Короткий текст пересказывается полностью, длинный и сложный дети пересказывают по цепочке.

Слайд 10

В подготовительной группе вводятся более сложные формы пересказа: - из нескольких текстов дети выбирают один, по своему желанию; - дети придумывают продолжение к неоконченному рассказу по аналогии; - драматизация детьми литературного произведения.

Слайд 11

Обучение рассказу по картине и по серии картин в младшей группе осуществляется подготовка к рассказыванию по картине, т.к. связного изложения трехлетка составить еще не может, это: - рассматривание картины; - ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картине (кто и что нарисовано? что делают персонажи? какие они?). Для рассматривания используются картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные) и несложные сюжеты, близкие личному опыту детей (игры детей, дети на прогулке, дети дома и т.д.). Важно создать эмоциональный настрой для рассматривания картины. Помогут в этом знакомые детям песенки, стихи, потешки , загадки, поговорки. Можно использовать игровые приемы: связать рассматривание картины с рассматриванием любимой игрушки .

Слайд 12

Обучение рассказу по картине и по серии картин в средней группе: В средней группе становится возможным обучение детей рассказу по картине, т.к. в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает мыслительная активность. Методика обучения рассказу по картине детей средней группы: 1. подготовка к эмоциональному восприятию картины (стихи, поговорки, загадки по теме, присутствие сказочных персонажей, все виды театров и др.) 2. рассматривание картины в целом; 3. вопросы к картине воспитателя; 4. образец рассказа по картине воспитателя; 5. рассказы детей.

Слайд 13

Методика обучения рассказу по картине в старшей группе: 1 . подготовка к эмоциональному восприятию картины; 2. лексико-грамматические упражнения по теме занятия; 3. рассматривание картины в целом; 4. вопросы педагога по содержанию картины; 5. составление плана рассказа педагогом вместе с детьми; 6. рассказ по картине сильного ребенка, как образец; 7. рассказы 4-5 детей; 8. оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя.

Слайд 14

Составление описательных рассказов и сравнительных описаний

Слайд 15

В младшей группе осуществляется подготовка к обучению рассказу-описанию: - рассматривание игрушек (большое значение имеет подбор игрушек – лучше рассматривать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду, это обеспечивает активизацию словаря детей); тщательно продуманные вопросы воспитателя, отвечая на которые дети обращают внимание на внешний вид игрушки, её составные части, материал, из которого она изготовлена, игровые действия с ней; воспитатель помогает детям отвечать на вопросы; - использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о данной игрушке, короткие рассказы или сказки о ней; - рассказ воспитателя об игрушке.

Слайд 16

Методика обучению рассказу-описанию детей средней группы : 1 . рассматривание игрушки; 2. вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею; 3. образец рассказа воспитателя; 4. рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя; 5. рассказы 4-5 детей по опорным вопросам воспитателя; 6. оценка детских рассказов воспитателем. Во второй половине года вводится план рассказа – описания, составленный педагогом. Теперь методика обучения выглядит так: 1. рассматривание игрушки; 2. вопросы воспитателя; 3. составление воспитателем плана рассказа об игрушке; 4. образец рассказа воспитателя по плану; 5. рассказы детей по плану и опорным вопросам; 6. оценка детских рассказов воспитателем.

Слайд 17

Методика обучения описанию детей старшей группы: 1 . лексико-грамматические упражнения по теме занятия; 2. рассматривание объекта описания; 3. вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки, внешне и внутренне составляющее; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему; 4. составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа; 5. рассказ сильного ребенка по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога; 6. рассказы 4-5 детей об объекте; 7. оценка рассказов воспитателем, затем детьми (рассказы оцениваются поочередно, критерии оценки задает воспитатель).

Слайд 18

Из личного опыта. Вводятся они в средней группе, широко используются в старшей и в подготовительной. В среднем возрасте дети рассказывают о своих игрушках, домашних животных, прогулках, экскурсиях . В старшем и подготовительном к школе возрасте вводится темы природы, общественной жизни, ознакомления с трудом взрослого.

Слайд 19

Творческие рассказы вводятся во второй половине старшей и в подготовительной к школе группе Варианты творческого рассказа в порядке усложнения: - придумывание продолжения и завершение рассказа; - придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя; - придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем; - придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

Слайд 20

Заучивание стихотворений Организация занятий по заучиванию художественных текстов. В каждой возрастной группе воспитатель заучивает с детьми 1—2 произведения в месяц. Как видно из программы «От рождения од школы», для заучивания наизусть выбираются небольшие тексты: в младших и средней группах — в 1—2 строфы, в старшей и подготовительной — больше (в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка). Для запоминания текста, по данным психологов, ребенку нужно 8—10 раз повторить его, но не на одном занятии; раза 2—3— припомнить. Произведение разучивается сразу целиком: это необходимо для целостного понимания его смысла, структуры образов, гармонии созвучий. Дробление стихотворения на строчки для заучивания на разных занятиях обессмысливает произведение, мешает его восприятию, а следовательно, и запоминанию . При заучивании большого по объему произведения допускается припоминание его по частям.

Слайд 21

Занятие обычно строится по плану : 1. вступительная реплика (или небольшая беседа) воспитателя; 2. чтение воспитателем всего текста, 3. повторение всего текста ребенком с хорошей памятью, 4. повторение всего текста ребенком с плохой памятью.

Слайд 22

Спасибо за внимание !!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Условия успешности проведения занятий по развитию речи»

Выступление на методическом объединении на тему: «Условия  успешности  проведения  занятий  по развитию  речи»...

Конспект проведения занятия по развитию речи во 2 младшей группе

Тема занятия "Рассказывание сказки "Волк и козлята"...

План проведения занятия по развитию речи в разновозрастной группе

Задача - заинтересовать детей предстоящей деятельностью. Примерное содержание. Вводится определенная мотивация. Она может быть игровой, когда все задания объединены одним сюжетом. Например, гото...

Рекомендации учителя-логопеда к проведению занятий по развитию речи

Необходимо учитывать объективно существующие закономерности усвоения речи детьми. Так как восприятие и понимание ребёнком речи окружающих зависит прежде всего от натренированности мускулатуры его орга...

Организация и проведение занятий по развитию речи

Методические подходы к организации и проведению занятий по развитию речи...

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков з - с»

Цель: Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з– с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.Задачи:1.Воспитывать умение произносить слова со звуками «С» и «З...