Зимующие птицы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Большакова Ксения Михайловна

- Закрепление знаний и представлений детей о зимующих птицах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx282.97 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №10 комбинированного вида »

Конспект занятия по лексической теме «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы.

Воспитатель: Большакова К.М.

Цель:

- развитие коммуникативных способностей детей 

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

- расширять словарный запас детей (желтогрудый, большеглазый...);

- упражнять детей в словообразовании сложных прилагательных (короткохвостый, длинноклювый...);

- упражнять в согласовании существительных с числительными;

- развивать самостоятельность в ответах на вопросы;

- формировать умение отвечать полным предложениями на поставленный вопрос;

- развивать связную монологоческую речь.

2) Коррекционно-развивающие:

  1. Образовательная область

- расширять кругозор детей по теме «Зимующие птицы»;

- развивать умение детей узнавать зимующих птиц по внешнему виду;

- развивать наблюдательность, внимательность.

3) Коррекционно-воспитательные:

  1. Образовательная область

- воспитывать любовь к природе и желание заботиться о зимующих птицах;

- формировать умение слушать ответ товарища и не перебивать собеседника;

 

Предварительная работа:

- подбор демонстрационного материала с изображением зимующих птиц;

- рассматривание внешности зимующих птиц;

 

Ход занятия.

1) Оргмомент.

Дети стоят возле воспитателя.

  Сообщение темы.

  • Сегодня мы будем говорить о птицах. А о каких, вы мне подскажите сами. И я хочу рассказать вам интересную историю, которая произошла в природе.
  • Хотите ее послушать? Тогда устраивайтесь поудобней

(Дети садятся на стульчики).

  • Однажды, разозлилась Старуха – Зима на весь белый свет. То сильные морозы ударят, то вьюга заметет. Трудно пришлось всему живому. Звери старуху не испугались – у них шубка теплая. Люди печи в домах топят – и их Зиме не достать. Еще пуще Старуха разозлилась. И слышит – чьи – то голоса. Давайте их послушаем.

(Включается фонограмма голосов птиц).

  • Чей голос вы услышали? (воробья) Выставляется картинка
  • Чей сейчас прозвучал голос? (вороны, голубя, дятла, сороки, совы)
  • Давайте перечислим всех птиц. (Дети перечисляют названия птиц).
  • Как назвать этих птиц одним словом? (зимующие)
  • Почему их называют «зимующие»? (Они не улетают осенью в теплые края и остаются на зиму у нас зимовать)

2) Гимнастика для глаз

Птицы прилетели, на окошко сели,

Птицы вправо полетели,

Птицы влево полетели,

Птицы вверх полетели и на ветку сели,

Птицы посидели и вниз полетели.

 

- Услышала Зима их голоса, и послала вьюгу со снегом птиц заморозить.

- Замела метель так, что ничего не видно вокруг – одни сугробы (воспитатель незаметно для детей ставит «сугроб» с кормушкой)

- Ой, смотрите, ребята, даже у нас в группе намело сугроб.

- А что же в сугробе? Вы хотите узнать? Подойдите ко ме поближе.

(дети встают со стульчиков и подходят к логопеду. Логопед открывает ткань и достают кормушку)

- Вы знаете, что это за домик? (кормушка)

- А зачем нужна кормушка? (в кормушку насыпают корм для птиц)

 

Рано утром на опушке

Мы повесили кормушку

Для щеглов и для синичек,

И для всех голодных птичек.

Не едите вы с ладошки

Зерна, семечки и крошки.

Прилетайте на опушку

Угощенье ждет в кормушке.

 

- Ребята, а вы ничего не замечаете? А что в этой кормушке лежит? (Ничего).

- Действительно. Кормушка-то пустая.

- Чего не хватает в кормушке? (корм для птиц)

3) Развитие тактильных ощущений

-Давайте мы кормушку возьмём и положим туда подарки для птиц.

- А подарки я положила в эти мешочки. Давайте на ощупь узнаем, что в них.

(дети стоят по кругу и на ощупь определяют, что в мешочках: зерно, семечки, крупа, хлеб.. и высыпают в кормушку)

- Почему, ребята, корм это как подарок для птиц? (Птицам нечего зимой есть, корм найти трудно, и если человек насыплет в кормушку зерен, хлебных крошек, семечек, то для птиц это будет как подарок, птицы будут очень рады).

(Дети садятся на стульчики)

4) Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Ну-ка, посчитай-ка!

Десять птичек – стайка.

Вот ворона, галка тут,

Здесь воробушки живут.

Голуби воркуют,

По теплу тоскуют.

Сидя на снегу глубоком,

Растрещалася сорока.

Красногрудый снегирек

Солнышку подставил бок.

Свиристели прилетали,

Всю рябину обклевали.

А синица-озорница

Со сестрицами резвится.

Дятел дерево долбит,

Молча клест в гнезде сидит.

5) Игра- описание «Фотограф»

- Решила я птиц сфотографировать. У меня получились замечательные фотографии зимующих птиц. Хотите я их вам покажу?

- Посмотрите внимательно на фотографии. Вам нужно будет сосчитать птиц на фотографии и ответить полным предложением: сколько птиц вы увидели на своей фотографии.

- Я увидел на фотографии 4-х синиц, 3-х ворон и т. д.

G:\Январь\картинка птиц.jpg

(детям раздаются фотографии птиц)

- Слушаем дальше.

Итак, собрались птицы у кормушки. Обрадовалась Зима: «Вот тут я их и заморожу! Замолчат они, и будет тишина и покой!».

- Подула она на птиц холодом.

6) Развитие речевого выдоха

- Давайте покажем, как она это делала: сделали вдох через нос, а выдох будем делать через рот сильный, губы вытянуты трубочкой, воздушная струя холодная. Подставьте руку, чтобы почувствовать (как холодно птицам зимой) холод Зимы.

- Ой, Как холодно стало. (потирает руками ).

- Но чтобы нам согреться, давайте поиграем в игру с мячом.

7) Игра с мячом «Назови одним словом»

- Посмотрите какие птицы разные. У всех птиц разная внешность, я буду говорить внешнюю особенность птицы, а вы говорите, как это можно называть одним словом:

 

У синицы желтая грудь, поэтому ее называют……(желтогрудая)

У снегиря красная грудь, поэтому про него говорят... (красногрудый)

У дятла острый клюв, поэтому он … (остроклювый)

У снегиря короткий клюв, поэтому он ...(короткоклювый)

У вороны длинный клюв, поэтому он … (длинноклювый)

У вороны черный клюв, поэтому она … (черноклювый)

У воробья короткий хвост, поэтому он … (короткохвостый)

У сороки длинный хвост, поэтому она … (длиннохвостая)

У совы большие глаза, поэтому она... (большеглазая)

У сороки белые бока, поэтому она ...(белобокая)

У галки черные крылья, поэтому она … (чернокрылая)

У воробья быстрые ноги, поэтому он … (быстроногий)

У вороны громкий голос, поэтому она … (громкоголосая)

8) Составление рассказа по мнемотаблице

(на доске выставляется картинно-графический план-схема, по которой дети составляют рассказ-описание)

 (Дети составляют рассказы описания)

G:\Январь\мнемо.jpg

- Обидно стало Старухе ― Зиме, что не может она справиться с птицами и что у них есть такие хорошие друзья, как вы. И решила Зима больше не проказничать.

Итог : Ребята, но вы все таки не забывайте кормить птиц зимой. Помните, что без вашей помощи им трудно придется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Конспект НОД подготовительной к школе группы на тему: «Расширение и усвоение знаний о зимующих птицах» (в рамках тематической недели «Зимующие птицы»)

Цели: Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы», совершенствование грамматических категори...