Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста.
консультация по развитию речи (старшая группа)

Захаркина Светлана Олеговна

"Использование мнемотехники в развитии  речи детей дошкольного возраста".

1.1 Знакомство с понятием «мнемотехника». Актуальность проблемы развития речи детей в настоящее время. Суть метода.

1.2Принципы построения данного метода.

1.3Возрастные особенности и рекомендации по использованию.

1.4Структура мнемотехники.

1.5Обзор правил  при проведении занятий.

1.6Примеры использования  мнемотехники в ДОУ.

 1.7Обзор литературы по теме.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для воспитателей на тему: Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: учитель-логопед Захаркина С.О. ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 830»

Слайд 2

Содержание 1.1 Знакомство с понятием «мнемотехника». Актуальность проблемы развития речи детей в настоящее время. Суть метода. 1.2Принципы построения данного метода. 1.3Возрастные особенности и рекомендации по использованию. 1.4Структура мнемотехники. 1.5Обзор правил при проведении занятий. 1.6Примеры использования мнемотехники в ДОУ. 1.7Обзор литературы по теме.

Слайд 3

Мнемотехника - это специально разработанные приёмы и способы, обеспечивающие эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Слайд 4

Актуальность проблемы развития речи детей в настоящее время. Отсутствие навыков культуры речи Бедная диалогическая речь Б едный и скудный словарный запас Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов Трудности построения монолога Плохая дикция

Слайд 5

Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат мнемодорожка мнемотаблица 1.2Принципы построения данного метода.

Слайд 6

1.4 Структура мнемотехники.

Слайд 7

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение .

Слайд 8

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.

Слайд 9

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст ( рассказ, стих, сказка и т. п.)

Слайд 11

1.3Возрастные особенности и рекомендации по использованию. 1.Начинать заниматься с младшего возраста. 2.Вводить её в занятия с 4-5 лет. 3. Для младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуются цветные мнемотаблицы . 4. Для старшего возраста монохромные схемы.

Слайд 12

1.5 Обзор правил при проведении занятий. 1. Работу начинают с простых мнемоквадратов , потом вводят мнемодорожки . Когда ребенок понял суть заданий, можно переходить к мнемотаблицам . 2. Все рисунки должны быть четкими и понятными. 4. На одном занятии применяется не более двух мнемотаблиц . 3. Число квадратов в таблице не должно быть больше девяти. Это максимально допустимый объем визуальной информации для дошкольника . 5. Каждый день таблицы и задания меняются по тематике. В начале занятия можно просматривать схемы прошлых уроков, повторять выученное стихотворение или рассказ. 6. В старших группах нужно предлагать детям самим нарисовать таблицы по рассказу воспитателя или по своим придуманным сюжетам.

Слайд 13

1.6Примеры использования мнемотехники в ДОУ.

Слайд 14

1. Обогащение словарного запаса. Мнемотаблицы , отображающие последовательность действий .

Слайд 15

2.Составление описательных рассказов.

Слайд 16

3.Рассказ-описание пейзажной картины

Слайд 17

4.Отгадывание загадок

Слайд 18

5.Проговаривание чистоговорок СА-СА-СА – меня ужалила оса, СО-СО-СО – стал мой нос как колесо, СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы, СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!

Слайд 19

6.Проговаривание скороговорок, заучивание потешек .

Слайд 20

7.Заучивание стихотворений В руки фрукты мы берем И в корзинку их кладем: Слива, персик, апельсин, Груша, киви, мандарин.

Слайд 21

8.Пересказ художественных текстов

Слайд 22

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Коллаж ( Большева Т. В.) Предметно – схематическая модель (Ткаченко Т. А.) Сенсорно – графическая схема (Воробьёва В. К.) Схема составления рассказа ( Ефименкова Л. Н.) Блок – квадрат ( Глухов В. П.) (

Слайд 23

Коллаж – это объединение на одном листе ( фланелеграфе ) картинок, букв, цифр, фигур, которые должны быть связаны одной темой и целью.

Слайд 24

Коллаж

Слайд 25

Предметно-схематические модели Ткаченко Т.А. схема описания игрушки

Слайд 26

Схемы составления рассказов

Слайд 27

Сенсорно - графические схемы Воробьёвой В. К.

Слайд 28

Положительные эффекты от занятий мнемотехникой: -мощное развитие визуального мышления; -выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации); -формирование способности к эффективному самостоятельному обучению Таким образом, с помощью мнемотаблиц , схем – моделей удается достичь следующих результатов: у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Слайд 29

1.7Обзор литературы по теме. 1.Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб, «Детство-Пресс»,2001. 2.Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: АСТ: Астрель : Транзиткнига , 2006. 3.Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. «Логопед», 2008, №4, с.102-115. 4.Полянская Т. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. -СПб., «ДЕТСТВО ПРЕСС» 2009. 5.Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.

Слайд 30

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Разучивание стихотворений с использованием мнемотехники с детьми младшего дошкольного возраста

Разучивание стихотворений с использованием мнемотехники с детьми младшего дошкольного возраста ...

Использование элементов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста.

Использование элементов мнемотехники в обучении детей  дошкольного возраста....

Консультация "Использование метода мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста пересказыванию сказок"

Данный материал поможет родителям понять значение метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников посредствам сказки....

Использование методов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста

Использование методов мнемотехники в развитии дошкольников становится все более актуальным. Это обусловлено тем, что в этом возрасте у детей преобладает образная память, запоминание зачастую про...

"Использование приемов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста".

Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи служат приемы мнемотехники....