Художественная литература как средство развития образной речи у дошкольников
презентация по развитию речи

Командирова Екатерина Николаевна

С благоговеньем прикасайся

К тому, чем ты вооружён,

Твори светло и упивайся

Безбрежным русским языком

Воздушно лёгок, сочен, вкусен,

Суров и нежен, многолик,

Во всех мелодиях искусен

Наш удивительный язык.

С. Скачко

Наблюдения показывают: речь детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов – «сорняков». Почему? Дети, как губка, впитывают в себя речь окружающих их взрослых как дома, так и в дошкольных учреждениях, а также речь, которую они слышат в рекламных роликах и современных мультфильмах. Все это ведет к потери Индивидуальности, эмоциональности, непосредственности в речи и миропонимании. Наш язык богат образными выражениями. Правильное и уместное их использование придает речи своеобразие, выразительность, меткость. Развитие образной речи является важной составной частью социализации дошкольников : ребенок, владеющей её основами, быстрее наладит контакт даже в незнакомом обществе. В жизни дети могут услышать синонимы, антонимы, крылатые выражения фразеологические обороты, но они не всегда понимать их значения, а значит не используют их в своей речи.

Наша задача – ознакомить детей с ними и научить использовать в своей речи.

Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи и образной речи являются произведения художественной литературы : малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы, сказки, поэзия, проза (о животных, природе, поступках детей)

Русская народная сказка – является могущественным средством формирования образности речи.

Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную ценность русской народной сказки. Внешность положительных героев характеризуется краткой традиционной формулой – герой так красив, что «ни в сказке сказать, ни пером описать» (фразеологизм).

Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами например: сказка про белого бычка - «бесконечное повторение одного и того же», при царе Горохе - «очень давно», Лиса Патрикеевна - «очень хитрый человек», Кащей бессмертный - «худой и страшный человек», вывести на чистую воду (кого) - «разоблачить, раскрыть преступление»; как в воду опущенный - «унылый, грустный человек»; прошёл сквозь огонь, воду и медные трубы - «об опытном, бывалом человеке», несолоно хлебавши - «не получив ожидаемого», не в коня корм - «о том, что идет не на пользу кому-нибудь», без царя в голове - «несерьезный человек» и т. д.

Именно в русских народных сказках сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям. Например : коровушка-бурёнушка, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звёзды, светлый месяц, травушка-муравушка, зимушка-зима, мороз трескучий, лётчики-соколы, как буря налетел, засвистал соловьем и многие другие, образно характеризующие и явления природы и поведение людей (эпитеты)

В народном языке эти выражения насыщены определённым содержанием. Например: Вороной конь — это чёрный, блестящий, цвета воронова крыла. Посмотрим внимательно на крыло ворона, и бросится в глаза его иссиня-чёрный цвет с отливом, чёрный до блеска.

Сказка «Царевна –лягушка» насыщенна постоянными изобразительно-выразительными средствами :

Гипербола: «Махнула левым рукавом – сделалось озеро, мазнула правым рукавом – и поплыли по воде белы лебеди», «пир на весь мир»

В сказках свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им значение: батюшка, деточки, лягушонок. уменьшительно – ласкательное

Метафоры - повесил голову,утро вечера мудренее,в сказке не расскажешь, черная изба, узоры печатные,лягушонка в коробченке едет, поклонился на четыре стороны, сапоги сносил, кафтан истер,к лесу задом ко мне передом, смерть на конце иглы.

Синонимы: спать – почивать.

Эпитет: «Красная девица, добрый молодец, чистое поле, бабушка- задворенка, узоры печатные, хитрые узоры, палаты белокаменные» «обернулась Василисой Премудрой»«чистое поле»«буйна голова»«столы дубовые»«скатерти браные»«у Кощея Бессмертного.»«поцеловала его в сахарные уста»

Основная функция эпитетов – дают образную характеристику и выступают как средство оценки образа.  

Сравнения придают тексту образность, эмоциональность, выразительность, делают отвлечённые понятия «зримыми» и конкретными, являются средством характеристики сказочного персонажа.

Например«ни бился, ни метался»«…дуб Кощей Бессмертный, как свой глаз, бережёт.»«дуб …как свой глаз бережёт»«ни бился, ни метался».

Антитеза– противопоставление. Сочетание контрастных по смыслу понятий оттеняет их значение и делает речь яркой и образной. Это композиционный приём.

«Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли.»

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету, явлению. Пословицы и поговорки в художественных  образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.  

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету, явлению. Пословицы и поговорки в художественных  образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.  

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадка сравнение

Желтая, а не солнце. С хвостиком, но не мышка. Круглая, как колобок. (репка)

Загадка - сравнение, исключение, сопоставление

По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед).

Олицетворение

Железный мужичок огнём плюётся. (Ружьё)

Метафора

Белые куры на красном насесте. (Зубы)

Поэзия как средство развитие образной речи

Метафора-слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким либо другим на основании их общего признака. Выделяются такие метафоры, слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве, например:

«Вокруг белеющих прудов

Кусты в пушистых полушубках,

и проволока проводов

таится в белоснежных трубках»

(С. Я. Маршак «Как поработала зима!»)

Поэт сравнивает снег, засыпавший голые кусты, с пушистым полушубком: он тоже белый, мягкий и греет.

Поэзия как средство развитие образной речи

Метафора-слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким либо другим на основании их общего признака. Выделяются такие метафоры, слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве, например:

«Вокруг белеющих прудов

Кусты в пушистых полушубках,

и проволока проводов

таится в белоснежных трубках»

(С. Я. Маршак «Как поработала зима!»)

Поэт сравнивает снег, засыпавший голые кусты, с пушистым полушубком: он тоже белый, мягкий и греет.

В основу метафоризации может быть положено сходство самых различных признаков предметов: их цвета. формы, объема, назначения, положение в пространстве и времени и т. д. Так, на основании сходств цвета предметов созданы метафоры:

В дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря (А. А. Фет,

Горностай снегов (Б. Л. Пастернак,

В багрец и золото одетые леса (А. С. Пушкин)

Подобные метафоры часто используются в описаниях природы. Сходство формы предметов послужило основой для таких метафор:

В каждый гвоздик

душистой сирени,

Распевая, вползает пчела

(А. А. Фет).

Сравнение- это слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации – другой. Не менее популярный источник образной речи – сравнение. Так называется художественное сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность. Сравнение представляет собой простейшую форму образной речи. К сравнению можно свести почти всякое образное выражение.

Например: золото листьев - листья желтые, как золото. Сравнения могут быть различны по своей структуре. Они могут выступать в форме сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов как, точно, словно, будто, как будто.

Например:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду

(С. А. Есенин)

Эпитет - слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову обрести красочность, насыщенность. Среди разнообразных средств образной речи наиболее часто используются эпитеты. Так называемые слова, которые художественно определяют предмет или действие.

Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она (А. С. Пушкин) Здесь эпитеты волнистые, печальные определяют предметы, эпитет печально определяет действие.

Чаще всего эпитеты - это красочные определения, выраженные прилагательными.

Например: статные осины высоко лепечут над вами; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы (И. С. Тургенев).

В роли эпитета может выступать определение, выраженное причастием или причастным оборотом.

Например: Вы идете по зелёной, испещрённой тенями дорожке (И. С. Тургенев).

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon obraznaya_rech_i_hud.lit_._komandirova_1.pdf2.1 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему:"Русская народная сказка как средство развития образности речи старших дошкольников".

Кконцу старшего дошкольного возраста речь детей достигает достаточно высокого уровня, происходит значительное накопление запаса слов. Художественная литература обогащает речь детей, делает её яркой, н...

Использование художественной литературы как средства развития связной речи у дошкольников

Материал может быть полезен воспитателям, работающим в разных возрастных группах....

Русская народная сказка как средство развития образности речи старших дошкольников. (консультация)

Читая сказки, мы взрослые оказываем реальную помощь, потому что именно сказки способны раскрыть перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка....

Использование художественной литературы как средство развития связной речи дошкольников

Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в развитии связной речи ребенка иг...

Использование художественной литературы как средства развития связной речи у дошкольников

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации ...

Статья на тему :Природоведческая литература как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие развития образной речи детей старшего дошкольного возраста; рассматривается влияние природоведческой литературы на образную речь....