Технологии речевого развития
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Винс Татьяна Владимировна

В работе прослеживаются все виды  технологии речевого развития.

Азбука общения, ТРИЗ, Синквейн, Мнемотехника, обучение составлению загадок, игры-драматизации, инсцинировки, сказкатеропия, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

                           

                 

      " Технологии речевого развития дошкольников."

                                         Подготовил воспитатель МБДОУ "ЦРР-д/с "Россиянка"

                                                                                          Винс Татьяна Владимировна.

                                                                                                                          16.09.2022г.

                              Содержание:

1.Технология "Азбука общения"

2.Технология "ТРИЗ"

3.Технология "Синквейн"

4.Технология "Мнемотехника"

5.Технология обучения составлению загадок.

6.Игры-драматизации, инсценировки.

7.Сказкатерапия.

8.Дыхательные гимнастики.

9.Артикуляционная гимнастика.

                          Введение:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету» К. Д. Ушинский.

Актуальность темы обусловлена требованиями к взаимоотношениям ребенка с окружающим миром на современном этапе развития общества. Ребенок должен хорошо владеть устной речью, для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область

Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. Поэтому, развитие речи ребенка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога. Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

Целью моей работы по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка – его умения решать игровые, учебные, бытовые задачи посредством речи. Я стремлюсь развивать у детей свободное владение языком, навыки речевого этикета, умение ориентироваться на особенности собеседника, учитывать условия ситуации, в которой протекает общение. Факторы, влияющие на речевое развитие: эмоциональное общение с ребенком с момента рождения, развитие мелкой моторики рук, совместные игры взрослого и ребенка, чтение художественной литературы, правильная речь взрослого, создание условий для общения с другими детьми, удовлетворение любознательности ребенка.

Организация речевого развития детей предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи. Инновационные технологии – это система методов, способов, приемов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных условиях.

Определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми.

В связи с вышесказанным, предлагаю вашему вниманию раскрытие технологий, которые я использую в своей практике.

Технологии речевого развития дошкольников:

1.Технология «Азбука общения» (авторы Шипицына Л.М., Защиринская О.В.).

Использование этой технологии позволили нам развить навыки межличностного взаимодействия детей от трех до шести лет со сверстниками и взрослыми. В своей работе использую следующие формы образовательной деятельности: развивающие игры (словесные, сюжетно-ролевые, театрализованы), этюды, импровизации, наблюдения, прогулки, экскурсии, моделирование и анализ ситуаций общения, сочинение историй, встречи в семейных гостиных и др.

2.Технология теория решения изобретательных задач (ТРИЗ) развитие творческого воображения (РТВ) (авторы Альтшулер Г.С., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н.), это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление.

Этапы методики ТРИЗ:

Поиск сути (перед детьми ставится проблема, вопрос, который надо решить и все ищут разные варианты решения).

«Тайна двойного» (выявляем противоречие: хорошо- плохо).

Разрешение противоречий.

Методы ТРИЗ, полюбившиеся нашим детям: «Несуществующее животное», дети соединяют части от разных животных, получается новое животное, придумывают ему название; «Эмпатия», представить себя каким – то предметом и рассказать, что ты чувствуешь, в роли этого предмета.

3.Технология «Синквейн» – нерифмованное стихотворение из 5 строк, которое может составить любой ребенок.. Синквейн помогает реализовать свои интеллектуальные возможности, пополнить мышление посредством игрового приема. В первой строке находится сама тема, заголовок, во второй два слова или словосочетания, которые описывают свойств и признаки этого предмета. В третьей, три слова, которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. В четвертой, ребенок выражает свое мнение о затронутой теме. Пятая строка содержит в себе одно слово или сочетание, это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления. (пример синквейна: машина; быстрая, мощная; едет, обгоняет, тормозит; я люблю кататься; транспорт).

4.Технология «Мнемотехника» – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение воспроизведение информации. Даная система методов способствует развитию разных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной); мышления, внимания, воображения и развития речи дошкольников. Методы мнемотехники очень действенны при обучении детей пересказу произведений художественной литературы, при заучивании стихов, скороговорок.

Мнемотехника включает: сенсорно-графические схемы (Воробьева В.К.), предметно-схематические модели (Ткаченко Т.А.), блок-квадраты (Глухов В.П.), коллаж (Большева В.Т.), схема составления рассказа (Ефименкова Л.Н.).

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания. Использование мнемотехники в речевом развитии детей способствует творческому познанию дошкольниками явлений родного языка, построению самостоятельных связных высказываний, обогащению словарного запаса. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо использовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы (лиса – рыжая, елочка – зеленая). Детям старшего возраста предлагаем схемы в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Мнемотехнику используем в виде мнемоквадратов, мнемотаблиц, мнемодорожек. Мнемотаблицы составляем к русским народным сказкам, загадкам, считалкам, стихам. Помимо таблиц и стихов это могут быть истории в картинках с пропущенными словами, вместо которых рисуются изображения.

5.Технология обучения составлению загадок.
Актуально для детей, имеющих задержку психического развития и как следствие задержку речевого развития, т. к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.
Если воспитатель через некоторое время задает одну и ту же загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.
Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
Обучение детей составлению загадок начинается со старшей группы. Данная технология позволяет научить дошкольников составлять загадки. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.
При составлении загадок с детьми дошкольного возраста используются три основных модели.
Модель 1. «Какой?»
Для составления загадки выбирается объект. Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
Модель 2. «Как», «но не»
Составление загадок с приемом «завышение» или «занижение».
Модель 3. Сравнивается один объект с каким-либо другим объектом, находится между ними общее и различное


6.Игры-драматизации, инсценировки.
Создание игровой ситуации, на более точное и эмоциональное воплощение взятой на себя роли, на умение ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами и переживаниями. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Во время таких игр обогащается словарный запас, развиваются воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления.

7.Сказкотерапия.
Благодаря инновационной форме работы, через элементы сказкотерапии можно дать детям с ослабленной нервной системой не только знания, умения, навыки, которые необходимы для обучения в школе, но и потребности в общении с окружающими людьми, умение налаживать контакты с взрослыми и сверстниками.

Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

1) Жили-были...

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

2) И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

3) Из-за этого…

Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

4) Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

5) Развязка.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

6) Мораль сказки…

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

Также в своей работе использую:

8.дыхательные гимнастики («Буря в стакане», «Забей мяч в ворота», «Прожорливые фрукты»);

артикуляционные гимнастики (при проведении помогает пособие «Домик веселого язычка»;

9.Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний. В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.
Пальчиковая гимнастика − это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. При движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.

Проанализировав собранный материал, мы воплощаем современные технологии в свою практику, включая в эту деятельность и родителей.


Заключение:
Таким образом, пришли к утверждению актуальности данной темы. Действительно, проблема формирования устной речи детей дошкольного возраста состоит в отсутствии должного выражения своих мыслей, чувств, желаний.
Надо помнить, что ребенок воспринимает окружающую его действительность эмоционально и чувство ответственности к окружающему его миру. Именно это чувство необходимо вызывать в процессе работы по формированию речевого развития.

Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности могут современные образовательные технологии.

Используемая литература:

Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.- Т.2. - С. 251. / Л.С.Выготский -М.: Педагогика, 1982.

Шипицина Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет) / Л.М.Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова – СПб.: Детство-Пресс, 2010.

Белобрыкина О.А. Речь и общение/ О.А.Белобрыкина – Ярославль: Академия развития, 1998.

Рассел Дж. Синквейн / Дж.Рассел – VSD, 2013 http://dic.academic.ru/

Сидорчук Т.А. Технология развития связной речи дошкольников: Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т.А. Сидорчук, Н.Н.Хоменко. - Минск: Изд. Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обр...

Методическая разработка на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста на тему «Красная Шапочка» с использованием, технологии театральной деятельности (инсценировка сказки «Красная Шапочка») и игровой технологии речевого развития

Методическая разработка  на развитие связной речи у детей старшего  дошкольного   возраста  на тему  «Красная Шапочка»с использованием, технологии театральной деятельност...

Консультация для педагогов дошкольных учреждений «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

Общение – актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов....

2. Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников (речевые игры)

Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников разработана с целью обновления содеражания педагогической деятельности по образовательной области...

«Инновационная технология речевого развития – информационно-коммуникационные технологии»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет речевое развитие как одно из ключевых направлений, основной задачей которого является формирование у детей дошколь...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...