НОД по развитию речи составление описательного рассказа на тему Дикие животные
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Перфильева Елена Сергеевна

Алгоритм НОД по развитию речи

Составление описательного рассказа на тему: «Дикие животные»

Воспитатель: Перфильева Е.С.

Дата проведения:

Форма организации: НОД.

Возрастная группа: старшая группа.

Оборудование: для детей: предметные картинки с изображением диких животных, план схема для описания животного, волшебный мешочек с маленькими картинками диких животных, мячик. Для взрослых: письмо от незнайки.

Приоритетная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: направлена на развитие речи у дошкольников.

Цель: создать условия для составления небольшого рассказа описания о каком-либо диком животном; формировать умение понимать план-схему; развивать умение говорить полными предложениями; закреплять представления о диких животных, их внешностных особенностях, где живут, чем питаются.

Задачи

Образовательные: развитие связной речи, обогащение активного словаря; расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

Развивающие: память, внимание, мышление, связная речь, упражнять в образовании притяжательных прилагательных, зрительное восприятие.

Воспитательные: умение слушать других сверстников и анализировать их ответы; воспитывать усидчивость.

Словарь: хищники, травоядные.

Планируемые результаты: 1. У детей развивается связная речь, диалогическая речь, внимание, память, обогащается словарный запас путём введения новых слов. 2. Дети научатся описывать по схеме. 3. С выражением пересказывают и передают эмоции.

Технология: личностно ориентирована на детей

Методы и приёмы:

Практические: составление описательных рассказов.

Наглядные: иллюстрации, картинки, письмо от Незнайки, план-схема для составления рассказа.

Словесные: художественное слово, вопросы, объяснения, указания, оценка рассказа, пример ответа товарища.

Содержание занятия:

  1. Организационный момент.

Письмо от героя Незнайки, помочь герою составить рассказ про диких животных.

  1. Основной этап.

Игра «Угадай по описанию», Д/и «Где живёшь?», Д/и «Кто чем питается».

Составление рассказов по схеме.

Физкультминутка.

2 ребёнка составляют рассказ.

Д/и «Назови чей, чья, чьи»

  1. Заключительный этап.

Рефлексия: что мы сегодня делали?, понравилось вам?, чей рассказ понравился больше?.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_20.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи

Составление описательного рассказа на тему: «Дикие животные»

Воспитатель: Перфильева Е.С.

Дата проведения:

Форма организации: НОД.

Возрастная группа: старшая группа.

Оборудование: для детей: предметные картинки с изображением диких животных, план схема для описания животного, волшебный мешочек с маленькими картинками диких животных, мячик. Для взрослых: письмо от незнайки.

Приоритетная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: направлена на развитие речи у дошкольников.

Цель: создать условия для составления небольшого рассказа описания о каком-либо диком животном; формировать умение понимать план-схему; развивать умение говорить полными предложениями; закреплять представления о диких животных, их внешностных особенностях, где живут, чем питаются.

Задачи

Образовательные: развитие связной речи, обогащение активного словаря; расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

Развивающие: память, внимание, мышление, связная речь, упражнять в образовании притяжательных прилагательных, зрительное восприятие.

Воспитательные: умение слушать других сверстников и анализировать их ответы; воспитывать усидчивость.

Словарь: хищники, травоядные.

Планируемые результаты: 1. У детей развивается связная речь, диалогическая речь, внимание, память, обогащается словарный запас путём введения новых слов. 2. Дети научатся описывать по схеме. 3. С выражением пересказывают и передают эмоции.

Технология: личностно ориентирована на детей

Методы и приёмы:

Практические: составление описательных рассказов.

Наглядные: иллюстрации, картинки, письмо от Незнайки, план-схема для составления рассказа.

Словесные: художественное слово, вопросы, объяснения, указания, оценка рассказа, пример ответа товарища.

Содержание занятия: 

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Дети отвечают.

Воспитатель: Готовы меня слушать? Давайте помассируем  ушки, чтобы вы меня хорошо слушали и слышали.

Ребята, сегодня я получила письмо от Незнайки. Послушайте, что он нам пишет.

«Здравствуйте ребята! Недавно я нашел книжку, а в ней картинки каких - то животных, животные мне очень понравились, но какие это животные, как называются, где живут и чем питаются, я не знаю. А очень хотелось бы узнать. Я знаю, что вы умные ребята и уже много чего знаете. Помогите мне пожалуйста, составьте рассказы об этих животных и пришлите их мне. Я буду очень вам благодарен, с нетерпением жду ваших рассказов.

С уважением, ваш Незнайка»

Воспитатель: Ребята, поможем  Незнайке? (вынимает из письма картинки животных) Он и картинки этих животных нам прислал, посмотрите, что это за животные? Как сказать, одним словом?

Дети отвечают: это дикие животные.

А  почему их так называют?

Дети: Потому что они живут в лесу, сами себе добывают пищу и умеют строить себе жилища.

А сейчас что бы вы красиво и правильно говорили, давайте сделаем с вами пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика : Звери

Еж, медведь, барсук, енот (правая рука - поочередно все пальцы здороваются с большим, начиная с указательного)

Спят зимою каждый год (тоже действие пальцев, начиная с мизинца)

Волка, зайца, рысь, лису (действия левой рукой)

И зимой найдешь в лесу.

Воспитатель: а теперь, ребята, угадайте, какой зверь спрятался за таким описанием.

Игра: «Угадай по описанию»

1.Огромный,косолапый,с густой бурой шерстью…(медведь)

2.пушистый хвостик, на ушках кисточки, ловко скачет по деревьям…(белка)

3.маленький, пушистый, длинноухий, шерстка зимой белая, летом серая…(заяц)

4. хищный, серый, голодный, зубастый….(волк)

5.рыжый мех, белая грудка, хитрые глазки, острые зубки…(лиса)

6.сильный, высокий, с вытянутой мордой и мощными рогами…(лось)

7. маленький, глазки бусинки, серые иголки…(еж)

8.шерсть короткая, жесткая, вместо носа пятачок, ниже торчат клыки…(кабан)

Воспитатель: дети, сейчас вы превратитесь в животных, а я вас буду останавливать  и спрашивать где вы живете?

Дидактическая игра: «где живешь?»

- Скачут зайки по полянке (дети изображают заек)

- Стоп. (воспитатель останавливает детей и обращается к одному из детей) Где живешь зайка?

…..(полным ответом) Я живу под кустом.

Тоже самое с другими животными(белкой, лисой, ежом, медведем, волком).

Игра « Кто чем питается?»

Воспитатель: Чем питается волк? Чем питается лиса?

Дети отвечают.

Воспитатель: если животное питается только другими животными, какие это животные?

Дети: Хищные.

Воспитатель: чем питается белка? Лось? Заяц?

Дети отвечают.

Воспитатель: если животные едят только растительную пищу: цветочки, ягоды, траву, какие это животные?

Дети: травоядные.

Воспитатель: Ребята, вы не забыли о чем нас просил Незнайка? Сейчас мы с вами будем составлять рассказ о животном по картинке. В этом нам поможет план-схема. Посмотрите на нее внимательно. Первая картинка (воспитатель указывает картинки схемы) – это название животного;

Вторая картинка – какое это животное? (дикое или домашнее)

Третья картинка – внешние признаки: цвет  шерсти, какие уши, какой хвост?

Четвертая картинка - где живет?

Пятая картинка – что ест?

Сейчас вы будете выходить, доставать картинку из волшебного мешочка и рассказывать.

Рассказы детей (2-3 ребенка). Воспитатель дает свою оценку после каждого рассказа.

Физкультминутка: «Зайки»

Далее еще 2-3 ребенка составляют рассказы. Педагог дает мотивированную оценку детских рассказов, если ребенок затрудняется, воспитатель дает словесный образец.

Дидактическая игра «Назови чей, чья, чьи?»

 Игра проводится с мячом.

- У медведя хвост чей? – медвежий

- У кабана голова чья? – кабанья

- У зайца лапы чьи? – заячьи

- У лисы хвост чей? – лисий

- У ежа иголки чьи? – ежиные

- У волка голова чья? – волчья

- У белки нос чей? – беличий

- У лося рога чьи? – лосиные.

Итог занятия: что мы с вами сегодня делали?

Понравилось вам составлять рассказы? Чей рассказ вам больше всего понравился? Мне тоже понравились ваши рассказы.  Я записала все ваши рассказы и обязательно отправлю Незнайке в письме.

 Я думаю, что Незнайка будет рад вашим рассказам и много интересного узнает о животных из ваших рассказов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Составление описательного рассказа по теме "Дикие животные".

Презентация рассчитана на дошкольников 6-7 лет с логопедическим заключением ОНР.Связные высказывания детей с ОНР обрывочны и малоинформативны. Дети испытывают серьезные затруднения при составлении рас...

Занятие по развитию речи. Составление описательного рассказа по теме "Одежда" с опорой на схему.

Цели:Коррекционно – оброзовательная:1) обучать детей составлению описательного рассказакоррекционно-развивающие:1) рассмотреть и активизировать словарь детей по теме "Одежда"2) упражняться в употребле...

Коммуникативная деятельность: Развитие речи «Составление описательных рассказов по теме: «Родина моя – Россия!»

Конспект занятия по развитию речи разработан для организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....

ОД в старшей группе по речевому развитию "Составление описательного рассказа по теме "Дикие животные""

Задачи:1.Активизация словаря детей по теме «Дикие животные».2. Расширение словаря прилагательных.3. отработка практического построения простого предложения.4. Развитие связной речи.5.Разви...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Составление описательного рассказа на тему "Наша армия".

Этот материал будет полезен для педагогов старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию «Составление описательных рассказов по теме: «Дикие животные» с использованием интеллектуальной карты» с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию «Составление описательных рассказов по теме: «Дикие животные» с использованием интеллектуальной  карты»  с детьми ...