НОД развитие речи средняя группа Тема: Придумывание загадок- описаний об игрушках.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Татьяна Викторовна Романченко

НОД развитие речи средняя группа

Тема: Придумывание загадок- описаний об игрушках.

Цели: Связная речь: формировать умение описывать предмет, не называя его; развивать диалогическую речь, задавать вопросы и отвечать на них;

           Словарь и грамматика: активизировать в речи детей глаголы, прилагательные; упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и косвенных падежах;

          Звуковая культура речи: продолжать знакомить с термином «слово», способствовать умению вслушиваться в звучание слова.

Материал: ширма, Петрушка; игрушки- мяч, барабан, кукла, матрешка, пирамидка, машинка.

Ход занятия:

Упражнение-приветствие «Общий круг»

- Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас.

- А теперь пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед.

(Воспитатель заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой). Поздоровавшись со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами.

- Ребята, сегодня к нам в гости пришли игрушки, а какие, сейчас посмотрим. Проходите, присаживайтесь на стульчики.

- Какие игрушки пришли к нам в гости? (Мяч, матрешка, барабан, машина, кукла, корова)

- Давайте их рассмотрим.

(Рассмотреть каждую игрушку)

- Что это?(это мяч)

- Какой мяч?(резиновый, красивый, мягкий, маленький)

- Для чего он нужен?(с ним можно играть)

- Что с мячом можно делать?( бросать, катать и др.)

Появляется Петрушка.

Петрушка: - Здравствуйте, ребята! Я хочу с вами поиграть в игру, которая называется «Петрушка, угадай мою игрушку».

Петрушка: - Вы, дети, будете рассказывать все, что знаете об игрушке, но не называйте ее, а я спрячусь за ширму и оттуда постараюсь угадать, о какой игрушке идет речь.

- Хорошо, Петрушка. Ребята, а чтобы рассказать об игрушке, нам помогут вот эти картинки.

(Рассмотреть модели, их обозначение)

- Ребята, давайте я первая загадаю игрушку, а Петрушка пусть отгадает. (Петрушка прячется за ширму),

- Это игрушка. Она нарядная, овальной формы, большого размера. Сделана она из дерева. У нее радостное лицо, улыбающиеся глаза. Внутри у нее спрятаны такие же игрушки, одна другой меньше. Они тоже все нарядные, веселые. Все дети любят складывать и раскладывать эту игрушку.

(Петрушка угадывает и получает игрушку).

- Кто хочет загадать загадку Петрушке про игрушку?

Если ребенок затрудняется, воспитатель задает наводящие вопросы, помогает подобрать нужные слова, обращает внимание на модели.

- Молодцы! Хорошо рассказывали об игрушках, Петрушка смог все загадки отгадать.

Петрушка: А я тоже подготовил для вас загадку. Отгадаете?

Это пластмассовая игрушка, она похожа на человека, у нее есть голова, туловище, руки, ноги. Эта игрушка очень красивая, у нее длинная коса, красивое платье. С ней можно играть в дочки-матери, баюкать, кормить. Кто это?

Дети: Кукла.

Физкультминутка:

Динамическая пауза: «Ребята – лягушата»

Воспитатель: покружились, покружились и в лягушек превратились!

 (прыгают как лягушата)

Покружились, покружились, и в ребяток превратились!

(хлопаю и топают 2 раза).

 

Воспитатель: Молодцы. Послушайте историю. Жили кукла и корова.

- Иди, (имя ребенка), на тебе куклу, иди, (имя ребенка), на тебе корову.

- Однажды кукла пошла гулять увидел первый раз в жизни корову.

- Поздоровайтесь друг с другом.

- Кукла, что ты хочешь спросить у коровы?

- А ты, корова, что хочешь спросить у куклы?

(Воспитатель побуждает детей задать друг другу вопросы и ответить на них).

- У коровы голос грубый, а куклы разговаривает тоненьким голоском.

- Молодцы! Поговорила корова с куклой и пошли они к себе домой.

Петрушка: - Ребята, сколько много разных слов вы рассказали про игрушки. Я заметил, что они по-разному звучат, вот послушайте, коро-о-ова, ку-у-укла. Вы заметили, как я сказал эти слова: протяжно, как будто пел. А теперь произнесите, пожалуйста, мое имя также протяжно.

Петрушка: - Спасибо, вы очень хорошо произнесли мое имя. И еще я вам хочу сказать, что слова бывают короткие и длинные. Вытяните руки вперед, соедините ладони. Скажите слово кот, отведите одну руку в сторону. Теперь скажем слово ко-те-нок — еще дальше отодвинулась рука. А сейчас скажем слово ко-те-но-чек. Какое слово самое длинное? (ответы детей)

Воспитатель: - Молодцы! А сейчас поиграем. Я вызову кого-нибудь из вас, он будет изображать животное, которое назову, а вы должны будете угадать это животное.

Воспитатель вызывает ребенка, шепотом дает ему задание изобразить котенка (котенок моет лапкой мордочку, ловит мышку, мурлычет).

- Ребята, отгадайте, кто это?  (Котенок)

Воспитатель вызывает еще несколько детей и дает им шепотом то же самое задание.

- А теперь кто у нас?( Котята)

- Котята испугались и убежали, и не стало кого?( Котят)

Аналогично изображаются и называются козленок, козлята, утенок, утята.

- Молодцы, ребята. Петрушка, говорит, что ему очень понравилось с вами играть, но ему пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с ним.

 

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, кто приходил к нам сегодня в гости? Чем мы занимались на занятии? Что вам понравилось?

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня не просто поиграли с Петрушкой, но и вспомнили, как можно описывать игрушки, поиграли в интересные игры, вы у меня все сегодня молодцы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД развитие речи средняя группа

Тема: Придумывание загадок- описаний об игрушках.

Цели: Связная речь: формировать умение описывать предмет, не называя его; развивать диалогическую речь, задавать вопросы и отвечать на них;

           Словарь и грамматика: активизировать в речи детей глаголы, прилагательные; упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и косвенных падежах;

          Звуковая культура речи: продолжать знакомить с термином «слово», способствовать умению вслушиваться в звучание слова.

Материал: ширма, Петрушка; игрушки- мяч, барабан, кукла, матрешка, пирамидка, машинка.

Ход занятия:

Упражнение-приветствие «Общий круг»

- Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас.

- А теперь пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед.

(Воспитатель заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой). Поздоровавшись со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами.

- Ребята, сегодня к нам в гости пришли игрушки, а какие, сейчас посмотрим. Проходите, присаживайтесь на стульчики.

- Какие игрушки пришли к нам в гости? (Мяч, матрешка, барабан, машина, кукла, корова)

- Давайте их рассмотрим.

(Рассмотреть каждую игрушку)

- Что это?(это мяч)

- Какой мяч?(резиновый, красивый, мягкий, маленький)

- Для чего он нужен?(с ним можно играть)

- Что с мячом можно делать?( бросать, катать и др.)

Появляется Петрушка.

Петрушка: - Здравствуйте, ребята! Я хочу с вами поиграть в игру, которая называется «Петрушка, угадай мою игрушку».

Петрушка: - Вы, дети, будете рассказывать все, что знаете об игрушке, но не называйте ее, а я спрячусь за ширму и оттуда постараюсь угадать, о какой игрушке идет речь.

- Хорошо, Петрушка. Ребята, а чтобы рассказать об игрушке, нам помогут вот эти картинки.

(Рассмотреть модели, их обозначение)

- Ребята, давайте я первая загадаю игрушку, а Петрушка пусть отгадает. (Петрушка прячется за ширму),

- Это игрушка. Она нарядная, овальной формы, большого размера. Сделана она из дерева. У нее радостное лицо, улыбающиеся глаза. Внутри у нее спрятаны такие же игрушки, одна другой меньше. Они тоже все нарядные, веселые. Все дети любят складывать и раскладывать эту игрушку.

(Петрушка угадывает и получает игрушку).

- Кто хочет загадать загадку Петрушке про игрушку?

Если ребенок затрудняется, воспитатель задает наводящие вопросы, помогает подобрать нужные слова, обращает внимание на модели.

- Молодцы! Хорошо рассказывали об игрушках, Петрушка смог все загадки отгадать.

Петрушка: А я тоже подготовил для вас загадку. Отгадаете?

Это пластмассовая игрушка, она похожа на человека, у нее есть голова, туловище, руки, ноги. Эта игрушка очень красивая, у нее длинная коса, красивое платье. С ней можно играть в дочки-матери, баюкать, кормить. Кто это?

Дети: Кукла.

Физкультминутка:

Динамическая пауза: «Ребята – лягушата»

Воспитатель: покружились, покружились и в лягушек превратились!

 (прыгают как лягушата)

Покружились, покружились, и в ребяток превратились!

(хлопаю и топают 2 раза).

Воспитатель: Молодцы. Послушайте историю. Жили кукла и корова.

- Иди, (имя ребенка), на тебе куклу, иди, (имя ребенка), на тебе корову.

- Однажды кукла пошла гулять увидел первый раз в жизни корову.

- Поздоровайтесь друг с другом.

- Кукла, что ты хочешь спросить у коровы?

- А ты, корова, что хочешь спросить у куклы?

(Воспитатель побуждает детей задать друг другу вопросы и ответить на них).

- У коровы голос грубый, а куклы разговаривает тоненьким голоском.

- Молодцы! Поговорила корова с куклой и пошли они к себе домой.

Петрушка: - Ребята, сколько много разных слов вы рассказали про игрушки. Я заметил, что они по-разному звучат, вот послушайте, коро-о-ова, ку-у-укла. Вы заметили, как я сказал эти слова: протяжно, как будто пел. А теперь произнесите, пожалуйста, мое имя также протяжно.

Петрушка: - Спасибо, вы очень хорошо произнесли мое имя. И еще я вам хочу сказать, что слова бывают короткие и длинные. Вытяните руки вперед, соедините ладони. Скажите слово кот, отведите одну руку в сторону. Теперь скажем слово ко-те-нок — еще дальше отодвинулась рука. А сейчас скажем слово ко-те-но-чек. Какое слово самое длинное? (ответы детей)

Воспитатель: - Молодцы! А сейчас поиграем. Я вызову кого-нибудь из вас, он будет изображать животное, которое назову, а вы должны будете угадать это животное.

Воспитатель вызывает ребенка, шепотом дает ему задание изобразить котенка (котенок моет лапкой мордочку, ловит мышку, мурлычет).

- Ребята, отгадайте, кто это?  (Котенок)

Воспитатель вызывает еще несколько детей и дает им шепотом то же самое задание.

- А теперь кто у нас?( Котята)

- Котята испугались и убежали, и не стало кого?( Котят)

Аналогично изображаются и называются козленок, козлята, утенок, утята.

- Молодцы, ребята. Петрушка, говорит, что ему очень понравилось с вами играть, но ему пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с ним.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, кто приходил к нам сегодня в гости? Чем мы занимались на занятии? Что вам понравилось?

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня не просто поиграли с Петрушкой, но и вспомнили, как можно описывать игрушки, поиграли в интересные игры, вы у меня все сегодня молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи детей в средней группе. Тема: "Придумывание загадок-описаний"

Конспект НОД по развитию речи в средней группе по теме: Придумывание загадок-описаний. Приоритетная задача: развитие связной речи....

Конспект НОД по Речевому развитию. Развитие речи. Средняя группа. Тема. Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

Конспект НОД по Речевому развитию. Развитие речи. Средняя группа.Тема. Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»...

Конспект НОД по Речевому развитию. Развитие речи. Средняя группа. Тема. Описание игрушек — белки, зайчонка, мышонка.

Конспект НОД по Речевому развитию. Развитие речи. Средняя группа.Тема.  Описание игрушек — белки, зайчонка, мышонка.Форма организации: ситуативный разговорЦель. Составить короткий описатель...

НОД Развитие речи (средняя группа) Тема: «Звуковая культура речи: звуки Р, РЬ »

Цель: Познакомить со звуком Р.Задачи:Образовательные:1.учить правильно произносить звук изолированно и в словах.2. дать представление о многозначных словах. Развивающие:1. развивать фонематически...

НОД по развитию речи, средняя группа. Тема: «Звуковая культура речи: звуки Щ-Ч».

Упражнение  детей в правильном произношении звука Щ и дифференциации звуков Щ-Ч....

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»

Конспект занятияпо развитию речи в средней группеТема: «Составление описательного рассказа об игрушке»                        ...