Звук [ф] и буква Ф.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Попова Светлана Александровна

Цель: совершенствовать правильное произношение звука [ф] в процессе речевого общения на основе интеграции в различных формах и видах деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- Закрепить умение выделять в слове звук [ф];

- Учить выделять характерные особенности звука [ф];

- Расширять и активизировать словарный запас.

Развивающие:

- Развивать правильное произношение звука [ф], познакомить с буквой Ф;

- Тренировать умение определять  место звука [ф] в слове;

- Развивать речевую моторику в процессе выполнения артикуляционной гимнастики.

- Развивать фонематический слух детей, мелкую моторику;

Воспитательные:

- Формировать умение работать в коллективе в процессе практической деятельности;

- Воспитывать мотивацию к учению, усидчивости, внимательности, работоспособности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_f.docx169.91 КБ

Предварительный просмотр:

Попова Светлана Александровна,

воспитатель

МАДОУ «Детский сад «Радуга»,

Артинский городской округ

Технологическая карта

организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема:  Звук [ф] и буква Ф.

Возрастная группа: подготовительная, дети седьмого года жизни 

Форма организации: подгрупповая, индивидуальная.

Учебно-методический комплект: основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Цель: совершенствовать правильное произношение звука [ф] в процессе речевого общения на основе интеграции в различных формах и видах деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- Закрепить умение выделять в слове звук [ф];

- Учить выделять характерные особенности звука [ф];

- Расширять и активизировать словарный запас.

Развивающие: 

- Развивать правильное произношение звука [ф], познакомить с буквой Ф;

- Тренировать умение определять  место звука [ф] в слове;

- Развивать речевую моторику в процессе выполнения артикуляционной гимнастики.

- Развивать фонематический слух детей, мелкую моторику;

Воспитательные:

- Формировать умение работать в коллективе в процессе практической деятельности;

- Воспитывать мотивацию к учению, усидчивости, внимательности, работоспособности.

Средства:

 наглядные: 

музыкальные: песня из мультфильма «Фиксики» «Помогатор»

Материалы и оборудования: ПК, заголовки из цветной, бархатной бумаги буквы Ф, индивидуальные карточки с заданиями, цветные карандаши, картинки, зеркала 

Предварительная работа: Заучивание упражнений для артикуляционной гимнастики, просмотр мультфильма «Фиксики», автоматизация изученных звуков в слогах и словах.

Этапы (последовательность) деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Деятельность воспитанников, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

1 этап

Организационный

Мотивация к деятельности

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас много гостей и мы, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их.

-  Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются вашим успехам.

- Пришла я сегодня в группу, открыла окно, чтобы проветрить группу  и тут поднялся такой ветер и в окно влетели картинки.

- Давайте посмотрим.

- Выберите для себя картинку и назовите предмет, который на ней изображен.

- При произношении слов, какой звук повторяется в каждом слове?

- Сегодня, мы будем изучать звук [ф] и познакомимся с буквой, которой он обозначается на письме.

-  Для того чтобы правильно говорить звук [ф], что нам нужно сделать?

Педагог приветствует детей.

Стимулирует любознательность, интерес.

Педагог обращает внимание детей на картинки, которые расположены на столе и подводит их к столу.

Задает вопросы

Дети приветствуют педагога и гостей.

Дети рассматривают картинки, предлагают различные ответы, приходят к единому мнению.

Умеют управлять своим поведением.

Умеют отвечать на вопросы, приходить к единому мнению.

Артикуляционная гимнастика

- Верно. Мы должны сделать гимнастику для язычка, губ и зубов.

-  Присядьте на палас, возьмите в руки зеркало.

(Слайд)

- Посмотрите на экран, как называется первое упражнение? (Улыбка)

Выполните упражнение «Улыбка»

(Слайд)

- Посмотрите на следующую картинку, как называется это упражнение? («Лопаточка»)

Выполните  по образцу упражнение.

(Слайд)

- Следующее? (Чистим зубы)

(Слайд)

- Упражнение «Лошадка»

- Молодцы! Язычок размяли.

Педагог включает презентацию с картинками для гимнастики

Дети выполняют предложенные упражнения для артикуляционной гимнастики.

Нормализация тонуса мышц лица.

Повышена подвижность органов артикуляционного аппарата.

2 этап

Введение детей в новую тему

- Следующее задание мы будем делать за столами. Проходите на свои места присаживайтесь.

За осанкой ты следи,

Спину, выпрямив, сиди.

Ноги прямо ты поставь

И вперед свой взгляд направь.

- Продолжаем работу с картинками. Посмотрите на картинку. Что на ней изображено?

C:\Documents and Settings\Комп1\Рабочий стол\Буква Фф ПОПОВА\картинки с Ф\i (3).jpg

- В слове «шарф» есть звук [ф]?

- Он какой?

(согласный, твердый, глухой).

- А где находится звук [ф]?

- Каким цветом его обозначим?

- Посмотрите на следующую картинку. Что на ней изображено?

C:\Documents and Settings\Комп1\Рабочий стол\Буква Фф ПОПОВА\картинки с Ф\кофе якобс монарх 190г.jpg

- В слове «кофе» есть звук [ф]? Где он находится?

- Какой он?

- Каким цветом обозначим?

- Ребята, что мы теперь можем сказать о звуке [ф]?

Педагог следит за правильной осанкой

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления

Дети садятся за столы, следят за правильной посадкой

Отвечают на вопросы, предлагают различные ответы, обосновывают свои ответы.

Делают вывод

Умеют управлять поведением

Умеют правильно сидеть.

Умеют отвечать на вопросы, обосновывать ответы.

Дают характеристику звука [ф]

Называют, каким цветом обозначают твердые и мягкие согласные в схеме

Умеют определить, где находится звук в слове: в начале, в середине, в конце.

Дидактическая игра

- Сейчас, я предлагаю вам немного поиграть. Перед вами две коробочки, синяя и зеленая. Вам необходимо выбрать картинку, определить какой звук  [ф]: твердый или мягкий, и поместить ее в коробку синего или зеленого  цвета, объяснить свой выбор.

Педагог задает наводящие вопросы, учит отвечать детей полным ответом, обосновывать ответ.

Дети выбирают понравившиеся им картинки, отвечают на вопросы, обосновывают ответы.

Умеют определять твердый звук [ф] и мягкий звук [ф] в выбранном слове.

Физминутка

Песенка фиксиков «Помогатор»

- Ребята, из какого мультфильма прозвучала песня, под которую мы сделали разминку?

(«Фиксики»)

В слове Фиксики есть звук [ф]?

Показывает игровые движения под музыку

Активно играют.

Демонстрируют физическую активность.

Умеют выполнять упражнения по образцу.

3 этап

Актуализация знаний по теме

- Перед вами карточки с заданиями. Посмотрите на картинку. Назовите, что изображено в левом верхнем углу?

- Подумайте, в слове «шкаф» звук [ф] какой? Закрасьте квадратик в нужный цвет.

- Смотрим на картинку в верхнем правом углу. Что на ней изображено?

- В слове «конфета» звук [ф] какой? Закрасьте.

- А сейчас поменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

- Все справились?

Педагог организует самостоятельное выполнение задания.

Наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Организует взаимопроверку

Дети находят указанные задания на карточках самостоятельно.

Дети работают на  индивидуальных карточках.

Осуществляют взаимопроверку.

Умеют ориентироваться.

Умеют работать самостоятельно по индивидуальным карточкам.

Определять твердость и мягкость звука.

Умеют осуществлять контроль.

Соотнесение звука с буквой

- Звук [ф] на письме обозначается буквой Ф.

- Скажите, где на карточке вы видите букву Ф. Поставьте пальчик.

- На что она похожа.

- Ребята, а сможете ли вы отыскать букву Ф среди других букв?

- Найдите на ваших карточках задание в правом нижнем углу. Возьмите в руки карандаш и обведите букву Ф в кружок столько раз,  сколько увидите.

- Сколько раз буква Ф вам встретилась?

- Сколько букв Ф в первой строке?

- Сколько во второй?

- Сколько в третьей?

- Молодцы! И с этим заданием справились.

- Ребята, посмотрите на столы. У  вас на столе лежат элементы буквы Ф. Вам нужно собрать из них букву Ф.

-  Молодцы, все быстро и правильно справились с этим заданием.

 А теперь проведите пальчиком по букве Ф, чтобы лучше ее запомнить.

- Удалось вам запомнить букву?

Организует самостоятельную деятельность.

 Наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Организует работу по сбору буквы из элементов.

Работают на индивидуальных карточках.

Отвечают на вопросы.

Дети собирают из элементов, изученную букву.

Дети пальчиком проводят по букве, элементы которой вырезаны из бархатной бумаги

Умеют ориентироваться

Умеют работать самостоятельно.

Умеют выполнять задание в паре

4 этап

Рефлексия.

- Вы у меня сегодня настоящие молодцы! Так здорово поработали! Думаю пора подвести итог нашего занятия.

- Ребята, я предлагаю вам оценить свои достижения на данном занятии: если вы все запомнили, и вам все понравилось, то возьмите желтый кружок.  Если вам понравилось занятие, но у вас были трудности, то возьмите красный кружок.  Ну а если вам не понравилось, и вам было трудно справляться с заданиями, то синий кружок и прикрепите выбранные вами кружки на доску.

Педагог интересуется, что нового узнали дети.

Дети делятся полученными знаниями.

Выражают свое мнение о занятии.

Способны оценить свою деятельность, выделить трудности, возникшие в ходе занятия.

Открытость

- У меня к вам есть еще одно задание. Я предлагаю вам дома с родителями сделать поделку буквы Ф или подобрать картинку, в которой бы встречался звук [ф] и принести в группу. Из ваших работ мы сделаем выставку - презентацию.

- Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация "Звуки В, Вь. Буква В. Путешествие с волшебным волком к букве В"

Мультимедийная презентация к занятию по обучению грамоте  детей с тяжелыми нарушениями речи по теме "Звуки [В],[В,], буква В". Путешествие с волшебным волком к букве В"...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...