Ненецкая сказка «Кукушка».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сергачёва Елена Владимировна

Объяснение мотивов поступков героев ненецкой народной сказки «Кукушка» при помощи исследовательской деятельности и дидактической игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема занятия: ненецкая сказка «Кукушка».

Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие

Возрастная группа: старшая

Цель занятия: объяснение мотивов поступков героев ненецкой народной сказки «Кукушка» при помощи исследовательской деятельности и дидактической игры

Задачи занятия:

Обучающая: объяснить мотивы поступков героев ненецкой народной сказки «Кукушка»;

Развивающая: сделать элементарные выводы и умозаключения о жизни народов Севера на основе исследовательской деятельности;

Воспитательная: участвовать в беседе, выслушивать мнение сверстников не перебивая, выразить собственное отношение к  героям сказки.

Дидактическая задача: закрепить содержание ненецкой народной сказки «Кукушка»

Игровая задача: собрать как можно больше фишек, правильно ответив на вопросы.

Словарная работа: чум, ненцы, малица, пимы

Планируемый результат занятия: дети познакомились с содержанием   сказки, понимают главную идею, правильно оценивают поступки героев.

Подготовительная работа: подобрать иллюстрации по тексту сказки и для исследовательской деятельности

Материалы и оборудование: картинка КУКУШКА, иллюстрации по тексту сказки и для исследовательской деятельности, папка для словарика, хрестоматия, словарик «Новых слов», доска.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Способствовать развитию интереса детей к предстоящей деятельности.
Настроить детей на занятие

Приветствует детей, устанавливает зрительный эмоциональный контакт

Словесный: художественное слово

Стоят в кругу. Здороваются друг с другом и  педагогом,

Проявляют интерес к предстоящей деятельности, внимательно слушают педагога, эмоциональный настрой на занятие

2.

Основной этап

Ввести детей в исследовательскую деятельность, создание проблемной ситуации

Сообщает детям о проблеме

Словесный: задает детям вопросы проблемного характера, наглядно-исследовательский просит разместить картинки под условными обозначениями

Отвечают на вопросы педагога, размещают картинки под условными обозначениями, делают элементарные выводы по ходу исследования

Проявляют интерес  к предстоящей деятельности

Прочитать совместно с детьми сказку

Предлагает прослушать сказку, читает

Словесный: педагог читает художественное произведение

Дети слушают педагога

Соблюдают тишину, внимательно слушают педагога

Провести беседу по содержанию сказки

Проводит беседу

Словесный: задаёт вопросы по содержанию сказки

Дети отвечают на вопросы

Участвуют  в беседе, выслушивают мнение сверстников не перебивая, выражают собственное отношение к  героям сказки.

Провести словарную работу

Предлагает детям определить значение слов с помощью сюжетных картинок и поместить их в «Словарик интересных слов»

Словесный: задаёт детям вопросы проблемного характера, наглядно-исследовательский: предлагает детям, выбрать картинки которые определяют значение новых слов

Отвечают на вопросы, находят картинки, которые определяют значение новых слов, размещают картинки

в «Словарик интересных слов»

Поддерживают беседу, слушают взрослого и друг друга

Поиграть в дидактическую игру, ответить на вопросы, принять  участие в беседе

Предлагает детям поиграть в дидактическую игру, ответить на вопросы на понимание смысла и запоминание текста , предлагает принять участие в беседе

Словесный: задает детям вопросы
Наглядный: показ иллюстрации

Отвечают на вопросы, играют в дидактическую игру

Проявляют интерес к предстоящей деятельности

3.

Заключительный этап

Подведение итогов, анализ деятельности,

Анализирует занятие с детьми, проводит рефлексию

Словесный: задает детям вопросы

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение о проделанной деятельности, анализируют свои успехи и ошибки

Проанализирована деятельность на занятии, дети высказывают свое мнение.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационно-мотивационный этап.

Встанем рядышком по кругу,                          

Скажем «Здравствуйте!»  друг другу.

Если каждый улыбнётся –                            

Сказка новая начнётся.

Основной этап

- Отгадайте, что за птица в лесу живет,

Звонких песен не поёт. А сидит лишь на суку,

И кукует за версту.

- Ребята, кто это?

- Да, это кукушка.

Она прилетела с Севера, где свирепствуют лютые морозы, дуют сильные ветра. А ещё там живут отважные мужественные люди и зовут их ненцы.

- Ребята, кукушка предлагает вам провести небольшое исследование. Подойдите пожалуйста к столу.

-Вам нужно выбрать картинки, на которых есть дома.

                         +    

                 Это мы знаем!

                      -

Это мы не знаем, но хотим                                                                            узнать!

-Все знакомые дома на картинках, поместите на доску под знаком +

 - Картинки, которые остались под знаком -

-На какие геометрические фигуры похоже дома под знаком +?

-Поместите геометрические фигуры под знаком +

(Дети помещают на доску прямоугольник и квадрат)                

- Какую форму имеют дома под знаком -?

-На какую геометрическую фигуру похоже дома под знаком-?

-Поместите геометрическую фигуру под знаком –

(Дети помещают на доску треугольник)                

- Из чего сделаны дома под знаком +  ?                                                        

-Из чего сделаны дома под знаком - ?  

-Ребята эти дома покрыты шкурами животных   и называют такой дом ЧУМ.  Это временное жилье ненцев. Когда они переезжают с одного места на другое, чум разбирают и перевозят за собой. На новом месте, опять его собирают и дом готов.

- Какой вывод можно сделать? (Дома бывают разной формы. Люди строят дома из разных материалов. Кирпичные и деревянные дома не перевозят, чум можно перевести)

- Ребята, кукушка предлагает в дома поселить людей.

- Выберите тех людей, которые могут жить в ЧУМЕ.

- Почему вы выбрали этих людей? (они одеты не обычно)

 - Как называют этих людей? (ненцы  – народ, который живёт на Севере России. Их основное занятие оленеводство. Ведут они кочевой образ жизни в поисках корма для своих оленей, т.е. переселяются с одного места на другое)

 - Куда поселим остальных людей? (в дома под знаком +)

- Как назовём этих людей? (русские, они похожи на нас)

-Какой можно сделать вывод?  ( На нашей земле живут  разные люди, которые строят себе различные дома.)

 

 - На Севере очень суровая зима. Но ненцам не страшны никакие морозы. Как вы думаете, почему?  

(  - Правильно, замёрзнуть не даёт меховая одежда, сшитая из оленьего меха, она называется не шуба, а МАЛИЦА. Это нательная меховая рубаха с пришитым к ней капюшоном и рукавицами. Она очень тёплая и хорошо защищает тело и голову от холода, оставляя открытым только лицо. Она шьётся и надевается мехом внутрь, к телу.  Женщины украшают её узорами – орнаментами.

 - Обувь тоже из оленьего меха, она называется ПИМЫ.  Такую  одежду и обувь в магазине не купить, всё это шьют ненецкие женщины в ручную)

-Ребята, кукушка предлагает раздать людям в домах одежду.

 - Какой можно сделать вывод?  ( На нашей земле живут  разные люди, которые одеваются по разному.)

- Давайте подведем итог нашего исследования. (Мы узнали о народе, который проживает на севере нашей страны. Узнали в какие дома они строят, какую одежду они носят)

- Ребята, а ещё кукушка предлагает  прочитать  сказку, которая так и называется «Кукушка».

- «Кукушка» - это ненецкая народная сказка. Значит сочинил  эту сказку кто? ( народ).

- И народ этот  называют…. (Ненцы )

- Где живут ненцы? (на Севера).

Садитесь поудобнее, и слушайте.

Эта сказка о  бедной женщине. Было у неё четверо детей. Дети не слушались мать. Играли с утра до вечера. А мать работала без отдыха, ведь дети ей совсем не помогали. От тяжелой работы мама заболела. Дети не стали ухаживать за мамой, не откликались на её просьбы. Отказались принести ей даже воды, хотя мама очень просила. Дети вспомнили про маму, когда сами захотели есть.

- А что было дальше мы с вами прочтем в книге.

- Какое настроение у вас вызвала эта сказка?

- Почему?

- Да, печальная, грустная сказка. Она учит нас быть добрее, помогать родным и близким людям, ценить их.

- В сказке мама заботливая, трудолюбивая, любящая.

- А как вели себя дети?

 -Да, дети были ленивые, не слушались, невнимательно относились к маме.

- Как вы думаете, они изменили своё отношение к маме, после того как она превратилась в кукушку?

- Да. Они пожалели о том, что не помогали маме, и не принесли ей воды попить, когда она их просила.

- Ребята, как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?

- Ребята, в сказке нам встретились необычные слова, давайте вспомним их.

- Вспомните, что это? Да. Это чум (дети дают определение и показывают картинку)

- Из такого чума и вылетела мать-кукушка.

- Что такое малица? (дети дают определение и показывают картинку )

- Что такое пимы? (дети дают определение и показывают картинку )

- Молодцы, ребята!

Давайте эти картинки поместим в «Словарик интересных слов». СЛОВАРИК я положу в книжный уголок,  и вы сможете еще раз вспомнить эти новые слова.

- А теперь, давайте встанем, и отдохнем

Птички прыгают, летают,            «имитируют полёт»

Птички крошки собирают,         «собирают»

Перышки почистили,                  «чистят»

Клювики почистили,

Дальше полетели                             «улетают»

И с кукушкой рядом сели.               «садятся».

- Кукушка приглашает нас поиграть.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

(предложить детям разделиться на две команды.  С помощью карточек с цифрами 1и 2 определяют, чья команда начинает игру первой.)

Послушайте правила:

  1. Внимательно слушайте отрывок из сказки и находите подходящую иллюстрацию.
  2. Иллюстрацию помещаете  на доску под вашей цифрой.
  3. Затем слушаете  вопрос и отвечаете.
  4. За правильный ответ вы получаете фишку.
  5.  Выигрывает тот, кто получит больше фишек.
  1. - Почему дети не помогали маме?
  2. - Почему мама заболела?
  3. - О чем просила мама детей, когда заболела?
  4.  - Почему мать превратилась в птицу и покинула свой дом?

- Ребята, когда я  была маленькой  девочкой,  мама мне тоже читала эту сказку. Больше всего мне нравился отрывок о том, как мать-кукушка покинула детей. А вам?

- Давайте прочитаем этот отрывок из сказки ещё раз.

Слушайте внимательно.

- Вы внимательно слушали?

- Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы продолжать

- Бегут дети за ….(матерью).

Зовут её, ковшик с  водой… (протягивают)

- Мама, мама! Вернись … (домой)

Водички на! Попей, …(мама)

Отвечает мать издали …(Ку-ку!, ку-ку, ку-ку!)

Поздно, сынок…(не вернусь я)

-Ребята, а если бы сыновья принесли маме воды, как она просила. Какой бы конец был у сказки?

Заключительный этап

Какую интересную сказку принесла нам кукушка.

- Понравилась Вам сказка?

- Вы запомнили, как называется сказка?

- Чему учит эта сказка?

 - Эта сказка учит нас быть заботливыми, помогать друг другу, любить!

- Что было самым интересным на занятии?

- Что было самое трудное?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-драматизация по ненецкой сказке «Кукушка».

Игра-драматизация на макете «Север». Старшая группа....

Содержание психолого-педагогической работы в старшей группе по теме: Пересказ ненецкой сказки «Кукушка» с использованием ИКТ

В конспекте занятия:Развиваем умение детей рассказывать сказку по цепочке, пользуясь  опорными сигналами.Совершенствуем диалогическую форму речи:активизируем мышление при помощи вопросов поисково...

Конспект игры - драматизации по ненецкой сказке «Кукушка» в подготовительной к школе группе

Цель:  Создать условия для развития речи детей посредством игры-драматизации.1.Закреплять представлений детей о национальных особенностях: костюмах, жилище, виде деятельности детей, живущих на Се...

Пересказ ненецкой сказки "Кукушка"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе...

Презентация ненецкой сказки "Кукушка"

наглядный материал для ознакомления детей с национальным творчеством ненцев...

Сценарий театрализованной постановки по мотивам ненецкой сказки "Кукушка"

План-конспект сценария театрализованной постановки по мотивам ненецкой сказки "Кукушка"...

Конспект мероприятия ФЭМП по ненецкой сказке «Кукушка»

Уточнить умение детей ориентироваться на листе в клеточку; изображать графический рисунок в указанном направлении.2.Выявить умение устанавливать размерные отношения между 10 предметами по высоте, расп...