РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТАБЛИЦ
статья по развитию речи (старшая группа)

Фролова Татьяна Алексеевна

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речи24.34 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТАБЛИЦ

        Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

С вступлением в силу ФГОС ДО стали предъявляться требования к результатам

освоения программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе

завершения дошкольного образования воспитанник должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей,

чувств, желаний. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель ФГОС ДО речевого развития — это формирование

устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Как решается проблема развития связной речи в дошкольных учреждениях в стране,

в Кемеровской области, в нашем городе, в нашем учреждении?

В настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт работы

по развитию связной речи. Связная речь, по мнению Ф.А. Сохина, как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности в нашем случае устной речи: пересказ литературных

произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях

природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а

также составление рассказов по картине. Кольцова М.М. отмечает: связная речь у детей

с не может быть воспитана сама по себе, так как она требует четко спланированной систематической работы педагога, предполагающей проведение развивающих занятий по

осознанному формированию у детей связной речи.

В нашем детском саду, в каждой возрастной группе подобраны дидактические

упражнения, игры на развитие связной речи детей. А также педагоги на занятиях и в

индивидуальной работе используют мнемотаблицы, для развития речи детей.

Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Аникина В.П., Ветлугиной

Н.А., Запорожца А.В., Сакулиной Н.П., Тихеевой Е.И., Теплова Б.М., Флериной Е.А.,

Эльконина Д. Б.), которые утверждали, что связная речь – высшая форма мыслительной

деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка,

речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. А овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Однако, как показывает практика, анализ опыта работы педагогов по периодическим

изданиям, наблюдения за работой педагогов в ДОУ в развитии связной речи старших

дошкольников имеются трудности: недостаточное использование современных приемов – мнемотаблиц.

Данные трудности позволили нам сформулировать противоречие: между необходимостью развитием связной речи и недостаточного использования мнемотаблиц.

Данное противоречие актуализирует проблему нашей работы: как мнемотаблицы

влияют на развитие связной речи?

Цель работы: обосновать и апробировать на практике, как мнемотаблыцы влияют на

развитие связной речи.

Задачи:

1. Изучить состояние проблемы развития связной речи старших дошкольников в

психолого - педагогической литературе.

2. Дать подробную характеристику мнемотаблиц как технологии.

3. Апробировать эффективность использования мнемотаблиц в развитии связной

речи старших дошкольников.

4. Обобщить полученные результаты, сформулировать выводы, определить перспективы работы по данному направлению.

1 Теоретические основы проблемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека, использование

средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые

произведения, фиксируемые памятью или письмом).

К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного

развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо

развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети

как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка

говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически

сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли, говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя».

Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для

собеседника.

В. П. Глухов считает, что диалогическая речь (диалог) – первичная по происхождению форма речи, возникающая при непосредственном общении двух или нескольких

собеседников, и состоит в основном обмене репликами. Это является главной особенностью диалога. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не

нуждаются в развертывании мысли и высказывания.

Отличительными чертами диалогической речи являются:

– эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса;

– ситуативность;

– разговорная лексика и фразеология;

– краткость, недоговоренность, обрывистость;

-простые и сложные бессоюзные предложения;

В отличие от диалога монолог как длительная форма воздействия на слушателя

впервые был выделен Л.П. Якубинским. В качестве дифференциальных признаков этой

формы общения автор называет обусловленную длительностью говорения связанность,

 «настроенность речевого ряда; односторонний характер высказывания, не рассчитанный на немедленную реплику партнера; наличие заданности, предварительного обдумывания».

С. Л. Рубинштейн, А. А. Леонтьев к основным свойствам монологической речи относят:

– литературную лексику;

– развернутость высказывания, законченность, логическую завершенность;

– связность монолога обеспечивается одним говорящим.

– непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическую

последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации.

Развитие связной речи, а именно монологической и диалогической, зависит от того,

как ребенок овладевает словообразованием и грамматическим строем. Если ребенок

делает ошибки в словообразовании, воспитатель должен фиксировать свое внимание на

них, чтобы позднее исправлять их в подходящей обстановке.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня.

Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать

силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком), увеличивается запас слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы)

по смыслу, многозначных слов. Таким образом, развитие словаря характеризует не только увеличение количества используемых слов, но и понимание ребенком различных значений одного и того же слова (многозначного). Движение в этом плане чрезвычайно

важно, поскольку связано со все более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они уже пользуются. В старшем дошкольном возрасте в основном завершается

важнейший этап речевого развития детей — усвоение грамматической системы языка.

Вместе с тем можно отметить и такие особенности в речи старших дошкольников.

Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Допускают дети ошибки и в образовании разных

грамматических форм (это родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование их с прилагательными, разные способы словообразования). И,

конечно же, вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических

конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи

предложений между собой при составлении связного высказывания. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении. Знание специфики

связной речи и особенностей ее развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения.

На основании вышесказанного, мы пришли к выводу о том, что для развития связной

речи необходимы определенные методы работы.

2. Мнемотаблицы: характеристика понятия, значение в развитии ребёнкадошкольника.

«Если ребенок молчит,

покажите ему картинку,

и он заговорит.»

Ушинский К.Д.

Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система

методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроиз-

ведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:

1. Развивать связную и диалогическую речь.

2. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а также с помощью

заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.

3. Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.

4. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

5. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение,

память (различные виды).

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинать работу

с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения

главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условнонаглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают

детям выстраивать:

– строение рассказа,

– последовательность рассказа,

– лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи

детей. Их можно использовать для:

– обогащения словарного запаса,

– при обучении составлению рассказов,

– при пересказах художественной литературы,

– при отгадывании и загадывании загадок,

– при заучивании стихов.

Например, для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использовать можно модельные схемы, мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето»,

«Осень».

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается

картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план – схему, а по

мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Описательный рассказ

Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми

знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо

осознать, а осознание – это анализ. Что ребенку очень трудно. Важным научить ребенка

сначала выделять признаки предмета.

Творческие рассказы.

Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но

чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.

Пересказ.

Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Работа на занятиях по мнемотаблицам строится в три этапа.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с помощью взрослого, в старших – дети должны

уметь самостоятельно.

Мнемотехника многофункциональна. Продумывая разнообразные модели с детьми,

необходимо только придерживаться следующих требований:

• модель должна отображать обобщённый образ предмета;

• раскрывать существенное в объекте;

• замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им

понятна.

Таким образом, умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном

руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях. Подводя итоги

можно констатировать следующее:

• необходима поэтапная работа по обучению детей рассказыванию на занятиях и в

свободной деятельности в соответствии с возрастными особенностями;

• задачи и содержание работы по обучению детей старшего дошкольного возраста

рассказыванию;

• использование воспитателем разнообразных методов и приемов обучения позволяют педагогам совершенствовать и качественно улучшать связную речь у детей старшего возраста.

3. Опыт работы по использованию мнемотаблиц в развитии связной речи

старших дошкольников.

Применение мнемотаблиц помогает детям старшего дошкольного возраста при развитии связной речи, развивает наглядно-образное мышление, память, внимание, воображение, развивает у детей умение запоминать и передавать более конкретно, точно

содержание задания, текста.

Мнемотаблицы являются одним из наиболее продуктивных. Речь идет о приемах и

методах, которые позволяют детям эффективно усваивать сведения о характерных особенностях окружающего их мира, успешно запоминать логичную структуру материала,

воспроизводить информацию, развивать собственную речь.

Под мнемотаблицей понимают изображение природных явлений, героев рассказа, отдельных действий. Главная задача мнемотаблицы заключается в передаче базовых смысловых звеньев сюжета. Изображения должны быть понятны детям. Подобный инструмент позволяет

составлять рассказы о фруктах и овощах, насекомых и животных, любимых игрушках.

Различное отношение детей к мнемотаблицам указывает на разный уровень развития

познавательных интересов. Игры, занятия с мнемотаблицами представляют широкие

возможности для развития интереса к познанию, сочетая привлекательную эмоционально-образную форму с использованием предметов, обладающих многообразными

свойствами и отношениями мнемосхем.

Проведение занятий по схемам показали, что варьирование игрового содержания,

занимательность, необычность игровых задач привлекают детей и способствуют развитию познавательных процессов.

Использование мнемотаблиц может быть применено не только в непосредственнообразовательной деятельности, но и в режимные моменты, т. к. в связи с введением

ФГОС, образовательная деятельность должна проходить на протяжении всего дня.

Использование схем, моделей, сигнальных карточек помогает качественно осуществлять воспитательно-образовательную работу с детьми в соответствии с современными требованиями. Самой приемлемой формой работы считается использование

метода проектов, так как появляется возможность использовать мнемотаблицы в различных видах деятельности, а самое главное происходит тесное сотрудничество с родителями воспитанников.

Занятие посредством мнемотехники может состоять из нескольких этапов, в течение

которых педагогом осуществляются такие задачи:

1) рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

2) перекодирование информации, т.е. преобразование её из абстрактных символов в

образы;

3) пересказ сказки (рассказа) с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания;

4) графическая зарисовка мнемотаблицы;

5) воспроизведение детьми таблицы при её показе.

Для совершенствования структуры высказываний важную роль играет обучение

связной речи, которое может иметь игровую форму. Игровую форму обучению может

придать сюжет, включение задания - рассказать сюжет ролевой игры: «Фотовыставка»,

«Магазин», «Киоск открыток», «Экскурсия по родному поселку» и др. В игре используются такие приемы как ответы на вопрос (проблемные вопросы: почему, когда, а что,

если...), распространение высказываний ребенка, обогащение высказываний ребенка в

рассказ, пересказ начала фразы.

Использование мнемотехники открывает для педагогов огромные возможности для

творчества и в образовательной деятельности, и в совместной деятельности взрослого и

ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия

с использованием мнемотаблиц всегда проходят интересно не только для детей, но и

для педагога. Ребенок (под руководством взрослого) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание,

мышление, что является хорошим подспорьем в развитии связной речи дошкольников.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц можно достичь следующих результатов:

• у детей появиться желание пересказывать сказки – как на занятии, так и в повседневной жизни;

• расширяется кругозор знаний об окружающем мире;

• активизируется словарный запас;

• дети преодолевают робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед

аудиторией.

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод

мнемотехники и схемы-модели, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная

речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его

к школьному обучению.

Заключение

Таким образом, овладение родным языком является одним из важных приобретений

ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку

от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

На сегодняшний день в речи детей существуют множество проблем:

- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

- Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

- Употребление нелитературных слов и выражений.

- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать

вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

- Плохая дикция.

Следовательно, наша задача научить детей связно, последовательно, грамматически

правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей

жизни.

Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления:

конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств,

признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования,

игр. Без них ребёнок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из

них должна стоять конкретная ситуация.

Опыт работы показывает, что эффективным средством при обучении связной речи

дошкольников служат приёмы мнемотехники.

Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотаблиц в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотаблиц очень прост и

хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных

образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Как показывает опыт моей педагогической деятельности - главной задачей развития

связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача

решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений; составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы; создание разных видов творческих рассказов; заучивание стихотворений; составление рассказов по картине.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод мнемотехники можно и

нужно использовать в системе как эффективный метод и прием в развитии речи детей

старшего дошкольного возраста. Дошкольное детство -особый период в развитии

личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Дошкольное детство -небольшой отрезок в жизни человека.

Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую

жизнь.

Список литературы

1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью

мнемотехники [Текст] / Т.В. Большова. - СПб.: 2005. - 71 с.

2. Давьщова, Т.Г. Использование опорных схем в работе с детьми [Текст]: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1 / Т.Г. Давьщова, В.М. Ввозная, М.: Просвещение, 2008. - 16 с.

3. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить [Текст] / М.М. Кольцова. - М.: Просвещение, 2006. – 224 с.

4. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся

[Текст]/ Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2012. - 256 с.

5. Омельченко, Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи

 / Л.В. Омельченко, Логопед №4, 2008. – С. 102 -115.

6. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников

 / Ф.А. Сохин. - М.: Воронеж, 2002. - 224 с.

7. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста

: учеб.-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина,. - М.: Гуманит. изд. центр

ВЛАДОС, 2004. - 288 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством эстетического восприятия.

Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством эстетического восприятия. Познавательно-исследовательская деятельность, ориентирована ...

Исследовательская работа по теме «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии мнемотехники»

Актуальность исследования обусловлена тем, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рожде...

Проект «Система работы, направленная на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА.Тип проекта: групповой, познавательно-творческий, долгосрочный.Продолжительность проекта: сентябрь 2018 – март 2020.Участники проекта: воспитатель: Лео...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста  посредством игр-драматизаций...

Консультация для педагогов «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Четкая и правильная речь — это залог результативного общения, решительности, благополучия.Как известно, формирование словаря у дошкольников это – комплексное взаимодействие с ребёнком, одн...

Перспективный план на тему: "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности", на 2023 – 2024 учебный год (старшая группа).

Задачи: -продолжать обеспечивать развивающую среду, насыщать разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и р...