Конспект интегрированного занятия по развитию речи " Пересказ рассказа Первая рыбка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель: продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.

Задачи:

Образовательные:

  • активизировать словарный запас: - глаголами, существительными, прилагательным.
  • упражнять в умении согласовывать слова в предложениях закреплять правильное, отчётливое произношение звуков;
  • совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами в сравнительной и превосходной степени.
  • упражнять в умении составлять слова из слогов по образцу.
  •  закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_24_marta_otkrytoe.docx315.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Прогимназия «Созвездие»

Конспект интегрированной образовательной деятельности

 Для детей подготовительной группы «В»

6-7 лет, «Любознайки»

По речевому развитию

Тема: «Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка».»

Подготовил: воспитатель

Лымарева Н.В.

г Пыть-Ях

Цель: продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.

Задачи:

Образовательные:

  • активизировать словарный запас: - глаголами, существительными, прилагательным.
  • упражнять в умении согласовывать слова в предложениях закреплять правильное, отчётливое произношение звуков;
  • совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами в сравнительной и превосходной степени.
  • упражнять в умении составлять слова из слогов по образцу.
  •  закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов.

Развивающие: 

  • развивать желание и умения внимательно слушать художественное произведение, следить за развитием действий в нём. 
  • создание условий для развития связной и диалогической речи детей.
  • совершенствовать умение устанавливать размерные отношения между предметами по убыванию, по величине.
  • продолжать развивать интерес к художественной литературе
  • развивать умение делать объёмные игрушки из бумаги, прочно соединяя их части.

Воспитательные: 

  • воспитывать уважительное отношение к окружающим. 
  • воспитывать организованность, дисциплинированность, самоконтроль, ответственность за порученные дела.

Способы организации: групповой, подгрупповая деятельность в центрах активности.

Материалы и оборудование: 

группа (зал) оформляется по теме недели, раздаточный материал в центрах активности. д/игры, карточки, и т.д, 

Музыкальное сопровождение: мелодии для игры, карточки-буквы.

Демонстрационный материал: игрушечные предметы рыболова, иллюстрации, книги,портрет автора произведения текст рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка», предметные картинки с изображением ерша, морских, речных и аквариумных рыб

Словарная работа: котелок, ёрш-ершище - ершишко, большущий, крохотный-уточнение понятий слова.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций к рассказу. Знакомство с творчеством писателя.

 Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально -коммуникативное развитие, «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие.

Методические приёмы:

  • Приветствие 
  • Просмотр (картинки).
  • Беседа.
  • Пальчиковая игра 
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Инсценировка сюжета игры и др.

Ожидаемый результат: пересказывает рассказ по предложенному плану и образцу; проявляет умение слушать других сверстников и стремление быть понятым другими; проявляет ответственность за начатое дело; различает понятия «слог», владеет словарным запасом; различает величину,  владеет счетом, устанавливает в соответствии с количеством предметов; создаёт  изображение различных предметов по образцу; знает и соблюдает правила поведения в обществе и группе людей; умеет слушать и работать по правилам, слушать инструкции педагога и выполнять их. (Продолжительность о д -29 мин.)

Ход ООД

1.Этап. Вводно – организационный этап.

 Психологический настрой (1 мин.) (в группу заходят дети, встают в полукруг).

Воспитатель: приветливо встречает детей и гостей. Ребята давайте поздороваемся с гостями. Сегодня я для вас приготовила что-то интересное.

Но сначала мы с вами сделаем артикуляционную гимнастику. (Надуваем лодку (насос звук- (С), заводим мотор у лодки звук- (Р )

2. этап. Мотивационно-побудительный этап. 1 мин

Воспитатель: вот теперь мы с вами готовы заниматься.

Предлагаю вам отгадать загадку, о чем пойдет речь (загадка о книге)

  • Я всё знаю, всех учу,
    А сама всегда молчу.
    Чтоб со мною подружиться,
    Нужно грамоте учиться.
    (Книга.
    )

Правильно, это книга, они бывают разные.

Скажите, кто пишет сказки и рассказы? Дети: (писатели, сказочники)

Сегодня мы с вами будем знакомиться с творчеством Евгения Андреевича Пермяка. Он создал много различных историй и сказок для детей.

С одним из рассказов мы сегодня познакомимся, он называется «Первая рыбка»

А о чем пойдет речь в рассказе, мы с вами попробуем угадать (загадки об удочке, рыбке, рыбаке) 

  • С утра сижу я на реке,
    Подъёмный кран держу в руке. (Удочка)
  • У водной глади

Спокойный дядя

В озере нашем

Удочкой машет! (рыбак)

  • У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыба)

3 этап.  Актуализация имеющихся знаний.1 мин

Воспитатель: конечно, вы уже догадались, что речь пойдёт о рыбалке.
-Ребята, кто из вас знает, что такое рыбалка, кто такой рыбак?
ответы детей: «Это ловля рыбы из реки», «Это человек который ловит рыбу».

 А что люди могут делать с рыбой, когда ее поймают? ответы детей: (отпустить в воду, приготовить из неё уху и тд.

Давайте не много поиграем.  Я вам называю слово, а вы называете противоположное значение.

Д/игра «Скажи наоборот» 

Солёная – пресная

Большой - маленький

Поймать - отпустить

Радоваться - грустить

Отдать – взять

Жирный – худой

Д/и «Классификация»

 А какая бывает рыба?  Ответы детей: -морская-речная (картинки рыб)

Где она живет? Ответы детей: в море, в реке (картинка море и река)

 Молодцы! А теперь мы немного отдохнём и опять выполнять задания начнём

  • Физминутка. «Рыбки»

Рыбки весело резвятся

В чистой, тепленькой воде. (Произвольно машут руками, двигают ногами)

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке. (присели, подпрыгнули головки к коленям- «спрятались», поднялись, выполняют плавательные движения руками)

4 этап. Восприятие и усвоение нового материала. Основная часть. (14мин.) 

Чтение рассказа. Беседа с детьми о содержании (дети сидят на стульях)

 Речевые задачи. Создание условий для развития связной и диалогической речи детей. Обогащение словаря детей образными выражениями, используемых в рассказе.

Воспитатель: и так, слушайте внимательно рассказ. Напоминаю вам о том, слушаем внимательно никого не перебиваем, на вопросы отвечаем, когда руку поднимаем.

Евгений Пермяк «Первая рыбка»

  • Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ёршишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

Вопросы: -ребята, а кто помнит автора этого рассказа?

-О чем говорится в этом рассказе?

-В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.)

-Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить). Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)

-Сколько рыбы поймал Юра?

-Какими словами назван в рассказе Юрин улов(Ёрш, большущий ершище, крохотный ершишка.) 

Воспитатель. Из текста: «-Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.»

-Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»(ответы детей)

Воспитатель -Правильно, ребята, потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка».

Повторное чтение рассказа.

Воспитатель Ребята сейчас я еще раз прочитаю этот рассказ, а вы внимательно слушайте. Постарайтесь запомнить слова и предложения из рассказа. А ещё, я буду задавать вопросы, и вам будет, легче справится с этим заданием. Только не забывайте, что у рассказа есть начало, середина и конец, эти части «дружат» между собой.                                                                                          

А пересказывать нужно так: сначала рассказать о том, куда отправилась Юрина семья, затем — сколько рыбы они поймали и закончить тем, чему радовался Юра.

  Рассказы детей.  (Один—два ребенка   пересказывают)

Молодцы ребята. Мне очень понравилось, как вы пересказали рассказ. Теперь предлагаю немного отдохнуть.

 4.этап Динамическая пауза.1мин

 Физкультминутка. Выбирается рыбка (шапочки с буквами «Рыба» 4 человека)

Поиграем в игру и составим слово. (уточнить правильно ли буквы построились в ряд)

Рыбка плавает в водице.

Рыбке весело играть.  (две ладошки вместе изображают плавательные движения)

Рыбка, рыбка, озорница, (грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать. (сближают ладошки)

Рыбка спинку изогнула, (две ладошки вместе изображают плавательные движения)

Крошку хлебную взяла. (хватательные движения щепоткой)

Рыбка хвостиком вильнула, (две ладошки вместе изображают плавательные движения)

Быстро-быстро уплыла. (помахать рукой.)

5. этап. Практическая работа 10 мин

Представление плана работы в центрах активности.

Хочу вам напомнить то, чем мы сегодня будем заниматься в центрах активности

  • Центре Творчества «Разноцветные ладошки» в нём я приготовила очень интересное задание (объёмная аппликация рыбка)
  • 3.Центр речевого развития. «Говорунчик». В нем мы постараемся собрать рыбку-пазл составить слово-название рыбы по образцу.
  • 3.Центр Математики - «Размышляй-ка» предлагаю вам посчитать сколько рыбок поймала семья Юры и найти цифру, выложить их по размеру.  (рыбки разные)

 А сейчас я предлагаю вам выбрать центры, в которых вы хотите сегодня заниматься. (дети ставят свои карточки на доске выбора (по 5-6 чел. в каждом), занимают места в выбранных центрах

(после выполнения заданий дети из центров обмениваются впечатлениями о выполненной работе, чем занимались, показывают результаты своей деятельности.)

6. этап. Заключительный. Рефлексия.1 мин. 

Воспитатель: спасибо всем. Я очень рада, что на ваших лицах улыбки, и у вас у всех хорошее настроение.

Что вам особенно запомнилось?

Что понравилось?

Как называется рассказ, с которым мы с вами сегодня знакомились?

Кто главный герой, о чём он (Ответы детей, кратко)

Анализ ОД

 Цель: продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.

Задачи:

Образовательные:

  • активизировать словарный запас: - глаголами, существительными, прилагательным.
  • упражнять в умении согласовывать слова в предложениях закреплять правильное, отчётливое произношение звуков;
  • совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами в сравнительной и превосходной степени.
  • упражнять в умении составлять слова из слогов по образцу.
  •  закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов.

Развивающие: 

  • развивать желание и умения внимательно слушать художественное произведение, следить за развитием действий в нём. 
  • создание условий для развития связной и диалогической речи детей.
  • совершенствовать умение устанавливать размерные отношения между предметами по убыванию, по величине.
  • продолжать развивать интерес к художественной литературе
  • развивать умение делать объёмные игрушки из бумаги, прочно соединяя их части.

Воспитательные: 

  • воспитывать уважительное отношение к окружающим. 
  • воспитывать организованность, дисциплинированность, самоконтроль, ответственность за порученные дела.

Способы организации: групповой, подгрупповая деятельность в центрах активности.

Материалы и оборудование: 

группа (зал) оформляется по теме недели, раздаточный материал в центрах активности. д/игры, карточки, и т.д, 

Музыкальное сопровождение: мелодии для игры, карточки-буквы.

Демонстрационный материал: игрушечные предметы рыболова, иллюстрации, книги,портрет автора произведения текст рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка», предметные картинки с изображением ерша, морских, речных и аквариумных рыб

Словарная работа: котелок, ёрш-ершище - ершишко, большущий, крохотный-уточнение понятий слова.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций к рассказу. Знакомство с творчеством писателя.

 Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально -коммуникативное развитие, «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие.

Методические приёмы:

  • Приветствие 
  • Просмотр (картинки).
  • Беседа.
  • Пальчиковая игра 
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Инсценировка сюжета игры и др.

Ожидаемый результат: пересказывает рассказ по предложенному плану и образцу; проявляет умение слушать других сверстников и стремление быть понятым другими; проявляет ответственность за начатое дело; различает понятия «слог», владеет словарным запасом; различает величину,  владеет счетом, устанавливает в соответствии с количеством предметов; создаёт  изображение различных предметов по образцу; знает и соблюдает правила поведения в обществе и группе людей; умеет слушать и работать по правилам, слушать инструкции педагога и выполнять их.

Продолжительность о д -29 мин.

В совместной деятельности были выдержаны все этапы- образовательного процесса.

1 этап: Вводно-организационный:

Был нацелен на создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие и эмоциональной поддержки ребёнка - для этих целей я использовала игровой метод, приветствие, фантазирование, установила зрительный и эмоциональный контакт

2 этап: Мотивационно-побудительный.

Был нацелен на организацию направленного внимания, привлечение произвольного внимания детей, к предстоящей деятельности. Для этих целей я использовала приём активизации самостоятельного мышления детей- загадки, игровой приём д/и, заинтересовала детей, направила внимание детей на предстоящую деятельность.

3.этап Актуализация имеющихся знаний

Был нацелен на актуализацию имеющихся ранее знаний и представлений. Для этих целей я использовала: игровой метод, беседа. Повторили и закрепили ранее изученный материал.

4.этап. Восприятие и усвоение нового материала.                                                                 

 Был нацелен на расширение и обогащение знаний и умений в соответствии возрастными особенностями детей. Для этих целей я использовала: беседа, рассказ, задавала наводящие вопросы, наглядный метод.

4. этап: Динамическая пауза.

Был нацелен на смену видов деятельности и снятие напряжение. Для этого я провела игру-физминутку.

5.этап. Практическая работа.

Была организована деятельность в центрах активности. Сегодня были задействованы 3 центра. Художественно-эстетический, математический, развитие речи, игровой центр.

6.этап Заключительный. Рефлексия.

Был нацелен на формирование элементарных навыков самооценки и осознания себя как участника познавательного, творческого процесса.                                                                                                                          

Структура занятия выстроена от простого к сложному. Образовательная деятельность проходила в традиционной форме- игры. Считаю, что в таком варианте проведения образовательной деятельности, материал усваивается детьми лучше.

Этапы образовательной деятельности были взаимосвязаны и последовательны. Смена видов деятельности не давала возможности детям отвлекаться и уставать.

Задачи соответствовали теме ООД, возрасту детей и их индивидуальным особенностям.

Оказывала своевременную помощь в затруднительных моментах для детей.

Все, что было запланировано, удалось реализовать в полном объеме. Для этого была проведена предварительная работа с детьми в разных видах деятельности.

Спасибо за внимание!

Текст рассказа «Первая рыбка»

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

Источник: https://lit-ra.su/evgeniy-permyak/pervaya-rybka


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Конспект занятия по развитию речи " ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА " ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ" (по К. Ушинскому) с использованием опорных схем.

Занятие  базируется на произведении художественной литературы  К. Ушинского  "ЧЕТЫРЕ  ЖЕЛАНИЯ" и включает в себе опорные схемы к тексту....

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа К. И. Чуковского "Цыпленок"

для пересказа подбираются произведения, особенно интересные для детей, вызывающие у них живой отклик, небольшие по объему....

конспект занятия по развитию речи "Пересказ рассказа Л.Н. Толстого "Хотела галка пить"

развитие связной речи посредством пересказа литературного произведения...

Конспект занятия по развитию речи "Пересказ рассказа Е. Чарушина "Курочка"

Конспект занятия по развитию речи "Пересказ рассказа Е. Чарушина "Курочка"...

занятие по развитию речи "Пересказ рассказа М.Пришвина "Журка"

Пересказ рассказа с использованием разных способов запоминания и воспроизведения текста...

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа «Осень» по Соколову - Микитову с наглядной опорой на графические схемы»

Интеграция образовательных областей: - «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы);- «Речевое развитие» (развитие речи, приобщение к художественной литературе)...