"Сказки Г. Х. Андерсена"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Алексеева Анна Алексеевна

Технологическая карта ООД по литературному чтению составление рассказа  для детей подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_g_h_andersena.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта ООД по литературному чтению составление рассказа  для детей подготовительной к школе группы

Тема занятия: «Сказки Г. Х. Андерсена»

Возрастная группа: подготовительная группа

Образовательные области: речевое развитие

Цель занятия: Углубить и расширить знания детей о сказках писателя Г. Х. Андерсена.

Задачи занятия

Образовательные:

- ненавязчиво, в игровом, занимательном виде закрепить имеющиеся знания и навыки по развитию речи;

- дать возможность применить на практике полученные знания о сказках Г. Х. Андерсена,

- познакомиться с биографией автора,

- закреплять умение вспоминать сказку с помощью графических схем,

- закреплять навыки пересказа.

- закрепить правила техники безопасности в любых ситуациях.

Развивающие:

- развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;

- развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательные:

- прививать любовь и интерес к художественной литературе,

- воспитывать коллективизм, взаимопомощь.

Словарная работа: познакомить детей с новым словом «башмачник», закрепить в словаре понятие «прачка», «иллюстратор».

Планируемые результаты занятия: дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у детей складываются предпосылки грамотности.

Подготовительная работа: Знакомство со сказками Г. Х. Андерсена «Снежная королева», «Русалочка», «Дюймовочка», «Огниво», «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле-Лукойе» (чтение, пересказ, просмотр), создание рисунков по сказкам Андерсена Г. Х.

Материалы и оборудование: проектор, экран, ноутбук, разрезная картинка по сказке «Дюймовочка», карточки для выстраивания последовательности по сказке «Стойкий оловянный солдатик», предметы по сказкам Андерсена (горошина, скорлупа грецкого ореха, зонт, спицы, бумажный кораблик, бумажная кукла, зеркало, монеты, утенок), иллюстрации к сказкам, книги со сказками Г. Х. Андерсена, медали.

Ход занятия.

Этапы

занятия

Задачи этапа

Деятельность

воспитателя

Методы, формы и приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Мотивационно-побудительный

этап

Заинтересовать детей темой занятия.

Развивать желание делится знаниями.

В-ль обращает внимание детей на себя и читает строки из стихотворения

- В мире много сказок грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло.

Пусть добро навеки побеждает зло. 

Ребята, а вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? Чему нас учит сказка? Кто пишет сказки?

Кто нарисован на этой картинке?

Знакомы вам эти персонаж?

А чьи это сказки? Правильно! Сегодня мы с вами поговорим о самом известном сказочнике в мире Г. Х Андерсене и его сказках

Худ.слово

Вопросы детям

Наглядный материал

Дети подходят к педагогу и слушают внимательно стихотворные строчки

Ответы детей

Г. Х Андерсена

Подходят к педагогу и слушают стихотворение

Дети активно отвечают на вопросы педагога и проявляют желание на дальнейший ход занятия

Знают чьи сказки и отвечают правильно

2.

Организационно- поисковый

(основной) этап

Познакомить с биографией автора.

Ненавязчиво, в игровом, занимательном виде закрепить имеющиеся знания и навыки по развитию речи;

Дать возможность применить на практике полученные знания о сказках Г. Х. Андерсена

Развивать логическое мышление, воображение, память.

Воспитывать коллективизм, взаимопомощь.

Закрепление основных движений

Обогащать речь прилагательными

Закреплять умение вспоминать сказку с помощью графических схем, закреплять навыки пересказа

В-ль: Кто же такой, этот Ганс Христиан Андерсен, написавший столько замечательных сказок?

В бедной каморке проживала молодая семья башмачника.

Как вы думаете, кто такой башмачник?

В этой семье родился мальчик. В детстве малыш часто слушал сказки из уст бедных старух. Став взрослым Андерсен уехал из родного городка в столицу Дании и там начал писать. Он писал для взрослых, для театра. Но не всегда у него получалось хорошо. А вот когда Андерсен начал писать сказки, о нем узнал весь мир. Наша страна находится далеко от Дании, но мы с детства знаем и любим сказки Андерсена: и отважную Герду, и смелого солдата с огнивом, и гадкого утенка, и маленькую Дюймовочку.

- Ребята посмотрите на стеллаж: кто-то забрал все книги со сказками Андерсена! Кто же это мог быть?

(Звучит музыка и из-за домика появляется Старая ведьма)

Старая ведьма:

- Здравствуйте! Узнали меня? (Ответы детей)

- Я старая ведьма из сказки.

В-ль: Ребята, в какой сказке Андерсена можно встретить старую ведьму?

- Не ты ли спрятала все наши книги?

Старая ведьма: - Это я их спрятала вот в этом сундуке, так хотелось какое-нибудь темное дельце сделать! (ухмыляется и потирает ладони). Но их можно спасти… (загадочно)

В-ль: - Как же это сделать?

Старая ведьма: - Нужно выполнить мои 5 заданий, которые находятся в этих конвертах (достает из запазухи конверты и протягивает воспитателю). 

За каждое выполненное задание вы получите от меня часть картинки. Как только соберете все части – нужно будет сложить картинку и назвать сказку. Картинка и будет ключом от сундука.

В-ль: - Ну что ребята, спасем сказки Андерсена?

Присаживайтесь к столу и открывайте первый конверт.

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ – «ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ. 

1. Холод в замке изо льда.

В нём живет совсем одна

Повелительница вьюги.

Тянет ледяные руки…

Сердца нет, и нет души.

Кто же это подскажи? (Снежная Королева) 

2. Что сказать на самом деле,

Сто перин на той постели.

Но красавице-девице -

Тёмной ноченькой не спиться.

Не сомкнула глаз ни разу…

Принц влюбился в неё сразу.

Королевой хитрой брошена,

Всему виной горошина! (Принцесса на горошине) 

3. Мама мечтала о маленькой дочке.

Ячменное зернышко посадила в горшочке.

Вырос прекрасный, красивый цветочек.

Девочка в центре, с мизинчик росточком. (Дюймовочка

4. А этот сказочный герой

Знаком с игрушечной войной

Как все - в коробочке лежал.

Как все - ружье в руках держал (стойкий оловянный солдатик)

Старая ведьма:

- С первым заданием вы справились хорошо. Даю за правильные ответы один пазл. Приступайте к следующему конверту

- заданию. Посмотрим, справитесь ли вы с ним… (зловеще смеется).

ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ – «НАЙДИ ПРЕДМЕТ В ГРУППЕ И НАЗОВИ СКАЗКУ»

Детям предстоит найти предметы из сказок. (Название сказки, дети ищут в группе предмет)

1)Горошина - (Принцесса на горошине)

2)Зеркало (Снежная королева)

3)Бумажная танцовщица (Стойкий оловянный солдатик)

4) Утка, лебедь (Гадкий утенок)                       

5)Бумажный кораблик (Стойкий оловянный солдатик)

6)Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочка)

7) Монеты (Огниво)

8) Вязальные спицы (Дикие лебеди)

9) Зонтик (Оле Лукойе)

Старая ведьма:

- Посмотрика! И с этим заданием вы справились! Получите ваш второй пазл. Ну, уж третье то вы вовсе не отгадаете! Ха-Ха-Ха.

В-ль: - Чтобы пройти все испытания, нужно немного отдохнуть. 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА с мышкой.

В-ль: - Открываем 3 конверт.

ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ – «ОТВЕТЬ – КАКАЯ (КАКОЙ)?»

1. ДЮЙМОВОЧКА (какая) – …………..                            (с большой силой воли)

2.ГАДКИЙ УТЁНОК (какой) –

3. СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА (какая)–

4. РУСАЛОЧКА (какая)

–Старая ведьма:

- И это задание вы выполнили верно! (отдает пазл)

Посмотри-ка, какие умные! Но, впереди еще два моих испытания!

В-ль: - Молодцы ребята, мы все ближе к нашей цели. Берем следующий конверт.

ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ – «СОБЕРИ И РАССКАЖИ»

Дети выкладывают из конверта фрагменты сказки «Стойкий оловянный солдатик», выкладывают их в правильной последовательности, называют сказку и пересказывают ее.

В конверте будет два фрагмента из другой сказки, дети должны определить их, отложить в сторону и назвать из какой они сказки.

В-ль: Ну как ведьма справились мы с заданием?

Старая ведьма: - Ох, чувствую мне не сдобровать сегодня! (отдает изображение).

В-ль: - Ребята, осталось последнее задание, и мы спасем сказки Андерсена.

ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ – «ОТВЕТЬ НА ВОПРОС»

Если бы женщина не оставила Дюймовочку у разбитого окна, то …

Если бы Русалочка не согласилась за помощь Ведьмы отдать свой прекрасный голос, то …

Если бы Герда не пошла искать Кая, чтобы ему помочь, то …

Если бы Оле-Лукойе не навещал каждый вечер одного мальчика, Яльмара, то …

В-ль: Молодцы! Правильно вы заметили, ведь правила безопасности нужно соблюдать везде и даже в сказках.

- Ну что, Ведьма, кажется мы справились со всеми твоими заданиями.

Старая Ведьма: - Но вам еще нужно подобрать ключ, а картинка то у вас не собрана. Держите пазл!

Старая Ведьма: - Ээх, признаю вашу победу! Вижу, что вы настоящие знатоки сказок Андерсена!

В-ль: - Да, ведьма, живешь ты уже тысячу лет, а так и не поняла, что в сказках добро всегда побеждает зло!

Старая Ведьма: - Придется отдать мне вам книги. (Ведьма открывает сундук со сказками и отдает их детям).

В-ль: - Ребята, мы не будем такие как ведьма, злыми и коварными! Давайте разрешим ей остаться у нас и оформить выставку.

Рассказ педагога

Вопросы детям

Муз. сопровождение

Сказочный персонаж

Загадки

«Найди предмет и назови сказку»

Физ.минутка

«Ответь –какая, какой»?

«Собери и расскажи»

«Ответь на вопрос»

(Безопасность)

Проявляют желание узнать побольше о писателе Ганс Христиане Андерсене

Ответы детей.

Дети обращают внимание на стеллаж, и на нем не видят книг  Г. Х Андерсена

Ответы детей

Дети обращают внимание на приход сказочного персонажа

Ответы детей

Дети внимательно и заинтересованно слушают ведьму.

Проявляют желание выполнить от нее задания, что бы вернуть книги

Ответы детей

Дети сплоченно и дружно правильно отгадывают загадки

Снежная Королева

 Принцесса на горошине

Дюймовочка

Стойкий оловянный солдатик

Дети радуются успешному выполнению задания.

Внимательно и с желанием слушают следующее задание

Принцесса на горошине

Снежная королева

Стойкий оловянный солдатик

Гадкий утенок

Стойкий оловянный солдатик

Дюймовочка

Огниво

Дикие лебеди

Оле Лукойе

Дети выполняют физ. упражнения в соответствии с текстом

Маленькая, красивая, добрая, отзывчивая, благодарная, упорная

Некрасивый, скромный, застенчивый, добрый, отзывчивый, неуверенный, одинокий

Злая, холодная, жестокая, властная, могущественная

Добрая, красивая, тихая, задумчивая, любопытная, смелая, рисковая.

Дети радуются, выполненным заданиям

Внимательно слушают следующее задание

Дети выкладывают из конверта фрагменты сказки «Стойкий оловянный солдатик», выкладывают их в правильной последовательности, называют сказку и пересказывают ее дополняя друг друга

Дети берут еще один фрагмент изображения

Дети  внимательно и заинтересованно слушают вопросы и дают правильные ответы соотносящие с безопасностью сказочных героев

Дети берут пазл

и собирают картинку и называют сказку.

Берут сундук с книгами

Ответы детей

Дети приглашают ведьму оформить вместе с ними выставку

Внимательно слушают рассказ педагога о писателе из Дании

Правильно отвечают на поставленный вопрос педагога

Обращают внимание на пустой стеллаж

Заинтересовываются появлением сказочного персонажа

Знают их какой сказке персонаж

Внимательно и с желание слушаю ведьму

Проявляют желание выполнить задания от ведьмы.

Знают ответы на загадки. Отвечают правильно и четко

Правильно соотносят предмет к сказке. Дают полные сформулированные ответы

Выполняют движения в соответствии с текстом

Обагащен словарный запас прилагательными

Правильно собирают пазл, соотносят к сказке и связно пересказывают нужную сказку

Радуются положительному результату

Знают технику безопасности. Проговаривают опасные моменты героев сказок.

Правильно собирают пазл и называют сказку

Дети проявляют сочуствие  к ведьме и предлагают ей остаться и оформить вместе выставку.

3.

Рефлексивно–корригирующий

(заключительный) этап

Продолжать развивать умение делится своими впечатлениями

Воспитывать бережное отношение и любовь к художественной литературе

В-ль: - А вас ребята, я приглашаю подойти к нашей выставке и поставить книги на свое место.

(У выставки напоминаю ребятам:

где родился Андерсен      каким было его любимое занятие (вырезка),   рассказываю об известных художниках-иллюстраторах,   рассказываю о медали Андерсена и награждаю каждого такою медалью)

В-ль: Ребята, вот и подошло к концу наше занятие, вы прошли все испытания, открыли сундук со сказками Андерсена, большое вам за это спасибо.

 Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?

Что вам понравилось?

Что было трудного в заданиях?

Какие задания показались легкими?

Будите ли вы соблюдать технику безопасности в любой ситуации?

Вы такие молодцы, были очень умными, внимательными, поэтому мы легко справились со всеми заданиями.

Оформление выставки Г.Х Андерсена

Вопросы детям

Дети проявляют  желание оформить выставку книг

Во время оформления слушают дополнение педагога

Радуются медалям

Делятся впечатлениями о занятие

Ответы детей

Проявление положительных эмоций от проделанной работе и от полученных положительных результатов. Обмениваются впечатлениями с друг другом и педагогом.

Четко и сформулированно отвечают на поставленные вопросы педагога


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов " Праздник сказки" , Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена.

Что необходимо предусмотреть чтобы праздник состоялся.Методические рекомендации проведения викторины....

Занятие "Сказка в гости к нам пришла" по мотивам сказки Г.Х.Андерсена "Дюймовочка"

Интегрированное занятие с использованием технологии "Синквейн"....

Утренник для детей 5-6 лет. Новогодняя сказка (По мотивам сказки Г.- Х. Андерсена «Снежная королева»)

Новогодняя сказка (По мотивам сказки Г.- Х. Андерсена «Снежная королева»)...

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи посредством художественной литературой. Тема: «Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок». (Пересказ от лица героев сказки). (два занятия)

1) Обучать детей связному последовательному пересказу текста сказки с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.   2) Формировать связную монологическ...

Музыкальная сказка "Кошкин дом" по одноимённой сказке Г.Х.Андерсена.

Нотный материал к сказке написан в удобной для детей тональности. Мелодии сольных партий просты и понятны детям.  В либретто сказки вставила танцевальные номера, которые очень хорошо смотрелись и...

Конспект открытого педагогического мероприятия по ознакомлению с художественной литературой с элементами интеграции (развитие речи, рисование) на тему «Пересказ сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Пейзаж к сказке «Гадкий утенок»

Тема. Пересказ сказки Г.Х. Андер­сена «Гадкий утенок». Пейзаж к сказке «Гадкий утенок».Цель: выявить уровень усвоения программного материала по направлениям: ознакомление с...

НОД по ФЭМП по сказке Ганса Христиана Андерсена «Путешествие по сказке Дюймовочка»

НОД по математике по сказке Ганса Христиана Андерсена «Путешествие по сказке Дюймовочка»...