Речь и движение
методическая разработка по развитию речи

Синяк Ирина Александровна

Пальчиковая игра. Значение пальчиковых игр в речевом развитии ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             Речь и движение. 

                                                                                    «Рука – это своего рода внешний мозг!» 

                                                                                                                                         писал Кант.

Правда - необычно? Именно пальчиковые игры, весёлые и смешные, включаю в работу с детьми. Для всех не секрет, пока ребёнок растет и взрослеет в своём дошкольном детстве, мы педагоги знаем, понимаем и наблюдаем ежедневно, что у многих детей имеются возрастные проблемы с координацией движения. А если глубже вдуматься нам с вами в суть этого вопроса, уважаемые друзья, учиться писать, рисовать, лепить, клеить, шить, вырезать и многое другое нужна особая координация, которую называют мелкой моторикой. Хорошо развитая мелкая моторика залог развития речи ребёнка в целом. Природа, так постаралась устроить мозг человека, что зона мелкой моторики очень близко граничит с речевой зоной, значит - речь и движение наиболее эффективно развивают наших детей, их умственные и мыслительные способности, что очень положительно скажется на учебной деятельности ребёнка, когда игра уже не выходит на первый план.

Ну а мы продолжаем играть и память развивать. К нам зима пришла. Ура! (руки на столе, ладошками вниз, разводить пальцы в стороны) Мы во двор спешим с утра. (пальцы сжаты в кулачок, указательные и средние «бегут» по столу вперед) Будем саночки катать, (раскрыть правую ладонь и «побегать хаотично» по ладошке, при повторении игры делаем все в точности так же, но уже на левой руке) На катке в хоккей играть. (соприкасаться подушечками пальцев обеих рук, начиная с больших). Дети, которые играют в пальчиковые игры, начинают говорить на два месяца раньше своих сверстников. Возраст детей, с которым я работаю, пять-семь лет. В этом возрасте часто использую традиционные пальчиковые игры разных народов, что помогает значительно обогатить кругозор и знания детей. Например знакомая всем игра на слова русской народной потешки «Сидит белка на тележке». Сидит белка на тележке, продаёт она орешки.  (хлопают ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно);  Лисичке-сестричке, воробью, синичке, мишке толстопятому, заиньке усатому.(загибаем по одному пальчику начиная с большого); Кому в платок, кому в зобок, кому в лапочку. (хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно). Из практики могу сказать, что пальчиковые игры имеют следующие характеристики:

  1. Универсальность - можно играть в любом месте, в любое время.
  2. Кратковременность - обычно не более двух или пяти минут.
  3.  Активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх.
  4. Невербальное общение в играх – «молчанках», использование языка -жестов.
  5. Наличие множества вариантов одной и той же игры с меняющимися правилами: постепенное усложнение  двигательных и  мыслительных задач.

Так рассмотрим игру на русскую народную потешку «Сидит белка на тележке»: вначале делаем по показу воспитателя, дальше обращаем внимание на запоминание весёлого текста, настало время выверить мелкую и четкую работу пальцев рук; когда координация текста и движения достигнута, можем играть на прогулке, уделив одну – полторы минуты перед тем как отправиться в здание детского сада. Проигрываем эту модель пальчиковой игры в различных режимных моментах, перед проведением занятий. Так же интересно играть в эту игру в парах: повернувшись друг к другу дети играют с ладошками соседа. Если один ладони раскрывает, то другой в это время ударяет кулачками, текст обязательно проговаривать. (усложнением является перекрестные движения рук- ладонь и кулачок у одного и кулачок и ладонь у другого, с проговариванием текста) на момент перечисления животных по тексту соединяют руки подушечками пальцев и попеременно приподнимая от большого пальца или от мизинца, играем, проговаривая текст. Концовка проигрывается, как и начало потешки. Игра в «молчанку» всегда увлекательно, проговариваем слова про себя, жестами проигрываем ритмично всю потешку, такой же вариант, но в парах. Сложновато, но очень полезно для развития с детьми проводить массаж в парах В этом модуле креативности воспитателя нет границ. Можно проигрывать по спине партнера всю потешку с пальчиковой гимнастикой, меняясь местами, а можно рисовать героев потешки на спине друга и соответственно узнавать, кого нарисовали. Можно писать буквы, такая игра помогает ребёнку в формировании представлений о собственном теле, а это в свою очередь является базисом понимания и принятия им самого себя.

    Главная ценность пальчиковых игр состоит в том, что в их процессе ребёнок развивается в полной мере, работают все основные центры головного мозга. Развивают речь, память, внимание, мышление, мелкая моторика  рук, координация движений: слушаю, запоминаю, проговариваю, воспроизвожу, двигаюсь.  Понравилось? Тогда присоединяйтесь к нам!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ для детей младшего и среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «ОТ ДВИЖЕНИЯ – К СЛОВУ» Цвях Наталья Николаевна

Актуальность.            В исследованиях ряда авторов (Г. С. Гуменная, Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г...

Картотека упражнений на координацию речи с движением

При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в раз...

Опыт работы "Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"

"Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"...

Развитие связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.

1. Коррекционно-образовательные цели.* Закрепление представлений об осени и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень»* Совершенствование грамматического строя речи (согл...

Роль движения в работе с детьми в группах компенсирующего развития (логоритмика, речь с движением).

Каждый годприходят к нам новые дети. Онивсе разные. Кто - то шумный, кто - то зажатый, один ждёт похвалу, апплодисментов, для другого прочитать стихотворение на сцене - огромный стресс..Есть дети - "о...

Презентация проекта «Использование элементов логоритмики в логопедической работе  с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»

В презентации содержится паспорт, цели и задачи проекта, а также этапы выполнения с фотоотчетом....